Конспект урока по Литературе «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» 5 класс



Коняшкина Ольга Анатольевна

МОУ ООШ с. Варваровка,

Каменский район, Пензенская область

Учитель русского языка и литературы

Тема: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

Урок по литературе в 5 классе

Цели: осмысление содержания сказки и развитие навыков художественного пересказа.

Задачи:

формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;

знание теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;

воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка рисунков, презентация.



Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Вступительное слово


(Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»)


Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят по зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кащея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка приснится.


-Как выдумаете, ребята, почему я начала урок с этого стихотворения?

















Вы начали урок с этого стихотворения, потому что мы изучаем сказки и дома читали «Иван – крестьянский сын и чудо — юдо».


Знакомство с темой


На доске эпиграф «Сказка — ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»


Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?


Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает.


Записывают тему урока и эпиграф

Этап актуализации знаний учащихся:

У нас не первый урок по сказкам, и кое-чему вы уже научились. Проверить ваши знания нам поможет волшебный сундучок.

Каждым правильным ответом вы поможете главному герою сказки.

1. Кто создаёт фольклорные произведе­ния?

2. Каким одним словом можно назвать произведения устного на­родного творчества?

3. Человек, ведущий пове­ствование в сказке.

4. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.

5. Как называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие в сказке описывается несколько раз?

6. Часть сказки, не связанная с повество­ванием.

7. Как назы­вается художественное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»?

8. Как называется приём изо­бражения неживой природы и животных как людей?

9. Завершение сказки.


Учащиеся отвечают на вопросы

1. народ,

2. фольклор

4. зачин

5. повторы

6. присказка

7. постоянные эпитеты

8. олицетворение

9. концовка

— Ребята, прочитайте зачин сказки.

Что вы узнали?

Слайд 3


Ученик выразительно читает зачин.

Отвечают на вопрос.

«Жила крестьянская семья, занималась мирным сельским трудом. Не ленились, с утра до ночи трудились, пашню пахали да хлеб засевали. В семье три сына».


— Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

Слайд 4



Разнеслась вдруг в том царстве государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие братья утешают их:

— Не горюйте , батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: молод он, чтоб на бой идти.

— Нет -, говорит Иванушка, не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом–юдом биться?


Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

Обозначим это на схеме в виде кругов. Главный герой бу­дет в центре. Обозначим и тех персонажей, который его окру­жают. Покажем связь между ними при помощи стрелок.


Обозначат на схеме главного героя и тех, кто его окружает, показывают стрелочками связь.

Только один имеет имя. Он главный герой

Иван

Братья

Родители


Так как это известие изменило их привычный образ жизни, оно послужило началом для ак­тивного развития сюжета.

Терминологическая работа:

Завязка – начальный момент в развитии событий, изобра­жённых в художественном произведении.

Занесём в схему эпизод «За­вязка. Страшная весть» в виде прямоугольника и соединим его с персонажами прямыми линиями.



— Как характеризует их принятое решение? Запишите в схему черты их характера.

Ребята называют черты характеров героев: решительные, смелые, дружные, любя­щие Родину и др.


Ученики заносят в схему черты характера героев с помощью прямых линий, исходящих из круга, например:

Иван


— Чем чудо-юдо было опасно для земли русской?

Слайд 5



Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить.

Что укрепляет их решение биться?




Увиденное в деревне: кругом ни одной живой души, всё выжжено, поломано. Слова старухи: злодей всех разорил, разграбил, лютой смерти предал.

Прочитайте о первом подвиге героя.

— Как себя ведет Иван и чудо-юдо?

Это начало развития сюжета.

Слайд 6



«Я его на одну руку посажу, другой при­хлопну!» – «Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать! Не узнав доброго молодца, нечего бранить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится».

«…так жестоко ударились, что кругом земля простонала»


Отметьте на схеме эпизод «1 бой», соедините с ним персо­наж «чудо-юдо» и назовите его особенности.


С помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: шес­тиголовый, страшный, сильный, хвастливый.


Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.


Слайд 7



«…я его одним пальцем убью» – «Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Ещё неведомо, чья возьмёт!»

«…снёс у чудо-юдо шесть голов. А чудо-юдо ударил – по колена Ивана в сырую землю во­гнал…»

Ученики фиксируют в схеме эпизод «2 бой» по центру схемы и с помощью стрелки соединяют с эпизодом «Завязка. Страшная весть», затем с помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: де­вятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее, хваст­ливый.


Физкультминутка

Давайте, ребята, поможем Ивану сразиться с чудо-юдом. Представьте, что у вас в руках меч…

(Звучит музыка) Учащиеся показывают, как они помогают герою.

Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отлича­ется от первых двух? Сопос­тавьте поведение Ивана и чуда-юда.




Выборочно читают:

«…только дуну – его и праха не останется» – «Погоди хвалиться, как бы не осрамиться… Пришёл я насмерть воевать, от тебя, злодея, до­брых людей избавить!»

«…сыра земля закачалась, воды в реке взволно­вались, буйные ветры завыли, на дубах орлы за­кричали… Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнём жжёт-палит, ис­крами осыпает…»


Ученики фиксируют в схеме эпизод «3 бой» по центру схемы и с помощью стрелки соединяют с эпизодом «Завязка. Страшная весть», затем с помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: две­надцатиголовый, самый сильный, самый страш­ный, хвастливый. (См. предыдущую схему).

— Какой бой оказался самым трудным? Почему?



В эпизоде «3 бой» действие дос­тигает наивысшего напряже­ния, и вводит понятие «куль­минация».

Терминологическая работа:

Кульминация – высшее напря­жение действия в художест­венном произведении.

Слайд 8




Ученики высказывают мнение.

Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-юдо ока­зался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погиб­нуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость глав­ного героя, который побеждает.

Ученики дополняют эпизод «3 бой», внося в схему термин «кульминация».


В чем отличие Ивана-кре­стьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты и занесите их в схему.


В отличие от чуда-юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, он не бахвалится, врага упрекает за по­хвальбу, речь его пестрит пословицами и пого­ворками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.

Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болт­лив, речь спокойна, полна человеческого досто­инства.


— Почему Иван – крестьянский сын после победы над врагами не возвратился домой?


Он узнал о том, что жены решили отомстить за убитых мужей. И погубить братьев.

Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана.

Учитель объясняет уча­щимся, что данный эпизод яв­ляется последним в развитии сюжета сказки, и вводит поня­тие развязки.

Терминологическая работа:

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведе­ния.

Занесите в схему эпизод «Раз­вязка. Столкновение с чудо-юдовым племенем».

Слайды 9-10


Ответ: Иван не только смелый и мужественный, но и наход­чивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдо­вых жён.

Учащиеся дополняют характеристику героя.


Чем закончилась сказка?


Занести в схему эпизод «Концовка. Мирный сельский труд»

Слайд 11


Герои возвращаются домой к мирному сель­скому труду.



Мини-исследования (по группам)

А сейчас поработаем со сказочным словом

Найдите в сказке слова и выражения, в которых дается оценка Ивану его братьям, чуду-юду и его матери и женам.


Многие слова героя звучат как пословицы. Найдите в тексте такие примеры

Ученики читают глаголы и делают вывод:

в названии действий чувствуется пренебрежи­тельное отношение к противникам Ивана и ува­жительное отношение к нему.



  • погоди хвалиться: как бы не осрамиться.

  • Бей, руби, себя не береги

  • Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать.


Сравните в чем разница финалов сказки «Царевна-лягушка» и «Иван–крестьянский сын и чудо-юдо?

Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьян­ский сын и чудо-юдо»? Чему учит сказка?


Ученики делают вывод:

— Герои победили, но подвиг Ивана — это освобо­ждение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех.


Вы должны были дома подобрать пословицы, которые соответствует основной мысли сказки, и записать их. Прочи­тайте эти пословицы и занесите 2 из них в схему.


За край родной иди бесстрашно в бой.

За Русь иди вперёд, не трусь.

Мало победу желать, надо победу взять.

Смело иди в бой – Родина за тобой.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Жизни не пощадим, а врага разгромим.

Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.


Д/з: Составить рассказ об Иване – крестьянском сыне по схеме.

Можно использовать план:

  • Место Ивана в крестьянской семье.

  • Его отношение с родителями и братьями.

  • Поведение Ивана в поединках с чудо-юдом.

  • Главные черты его характера.

  • Способы создания характера главного героя сказки.

  • Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.

Индивидуальное задание: с помощью родителей создать компьютерную презентацию на тему «Мой любимый художник – иллюстратор сказок», подготовить рассказ о художнике с показом его картин.


Рефлексия

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно



Литература:

1. Уроки литературы в 5 классе. Н.В.Беляева. Москва «Просвещение».

2. Литература 5 класс В.Я.Коровина. Москва. «Просвещение».

3. Литература. Нестандартные уроки. О.М.Реут. Волгоград. Издательство «Учитель».

4. Литературные викторины для детей. В.Петрович. Москва «РИПОЛ КЛАССИК».







Свежие документы:  План –конспект урока литературного чтения 3 класс Тема: «Образ няни в лирике Пушкина»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: