Урок-размышление
«Как слово наше отзовётся…»
МБОУ «Гришковская СОШ»
учитель русского языка и литературы
Лейс Зинаида Токеновна
Пояснительная записка к уроку
(слайд 1)
Данный урок можно провести в форме наставления, размышления от имени поэтов-современников. Это позволяет молодым людям вступить в диалог с поэтами, высказать свою точку зрения на происходящее вокруг нас посредством поэтических произведений известных авторов: Расула Гамзатова, Эдуарда Асадова, Владимира Солоухина, Роберта Рождественского, местного поэта — жителя села Гришковка Александра Снегова.
Тематика стихотворений отражает многие проблемы нашего общества и требует решения нравственных вопросов, обращаясь к молодежи; так как именно она испытывает на себе негативные явления, происходящие вокруг нас.
Уроки, ставящие своей целью разговор о поэзии, проводить достаточно сложно, но это стоит того, если дети ушли с урока с желанием выучить или прочитать хотя бы одно из прозвучавших на уроке стихотворений и задуматься о том, о чем и предполагал учитель.
Цели урока:
(слайд 2)
способствовать решению нравственных проблем через прочтение стихотворений современных авторов;
прививать интерес и любовь к лирическим произведениям;
развивать способности поэтического творчества у старшеклассников.
Ход урока:
(слайд 3)
Слово учителя: Ребята, сегодня мы поговорим о вечных проблемах, которые во все времена были важны для людей: это проблемы добра и зла, взаимоотношения людей, отношения мужчины и женщины, отношение к женщине, матери, вопросы жизненной и гражданской позиции. Эти вопросы были и остаются актуальными во все времена: как 2000 лет назад, во времена Понтия Пилата, так и сегодня, в начале 21 века. Нравственные вопросы, как никогда, важны именно сегодня, когда мы ощущаем на себе все негативное, происходящее в обществе. То, что раньше считалось порядочным, сейчас считается пороком. Мы можем привести в доказательство этому множество примеров из жизни. Мы должны иметь активную гражданскую позицию, чтобы сопротивляться этим порокам, претендующим занять место порядочности. Не зря В.М. Шукшин в рассказе «Крепкий мужик» задает вопрос: «Люди, что с нами происходит?» Мы сегодня будем говорить о поэзии современных авторов, которых тоже интересуют данные вопросы. (слайд 4) Может быть говорить о поэзии не совсем просто, но я думаю, что это важно. В наш современный век мы, возможно, недостаточно часто обращаемся к поэзии, потому что современный человек более практичный, более рациональный, жесткий, а порой и жестокий. До лирики ли нам сейчас? Но как сказал Э. Асадов: (слайд 5)
Что для нас лимон без аромата?
Витамин не более того
Что такое небо без заката?
Что без песен птица? Ничего!
Так же и без поэзии.
И еще хотелось сказать о том, что в жизни каждого человека, без исключения, наступает момент, когда он все равно обращается к стихам. Это особые ситуации в жизни: и время первой любви, и время разочарований, несбывшихся надежд, радости, одиночества, т.е. таких ситуаций, когда человеку необходимо высказаться. И тогда мы или беремся за перо, чтобы попытаться выплеснуть свои чувства, создавая стихи, или находим стихи, соответствующие нашему настроению, или ведем дневник. А теперь давайте просто послушаем стихотворения наших замечательных авторов, которых волнует то же самое, что и нас с вами:
1 Чтец:
Скажи мне: что с тобой, моя страна?
К какой сползать нам новой преисподней,
Когда на рынках продают сегодня
Знамена, и кресты, и ордена?!
Неважно, как реликвию зовут:
Георгиевский крест иль орден Ленина,
Они высокой славою овеяны,
За ними кровь, бесстрашие и труд!
Ответьте мне: в какой еще стране
Вы слышали иль где-нибудь встречали,
Чтоб доблесть и отвагу на войне
На джинсы с водкой запросто меняли!
Любой народ на свете бережет
Реликвии свои, своих святых.
Так почему же только наш народ
Толкают нынче к нравственной трясине?
( Э. Асадов)
2 Чтец:
Кто отнял наши чудные мгновенья?
Ведь радио и телепередачи,
Нас поливая часто дребеденью,
Давно забыли о такой задаче.
Сначала топчут гордую культуру,
Сначала, унижая, предают.
А после говорят: « Россия- дура!»
И чуть не в лица каждому плюют.
Кто выдувал такие авантюры?
Да дело в том, что в мире без культуры
Ни государства, ни народа нет!
А вспомните: ну разве же давно
Мы все совсем, совсем иначе жили,
Когда по ценам абсолютно были
Доступны и театры и кино.
( Э. Асадов)
3 Чтец:
Так кто же мы? И с кем? И с нами кто?
Давайте спросим, только очень честно:
Неужто нам и вправду очень лестно
Быть государством чуть не номер сто?
Неправда, ложь! Ведь всякое случалось:
Нас жгли не раз и орды и вражда.
Но только вновь Россия возрождалась
И в полный рост упрямо поднималась
Могуча и светла как никогда!
( Э. Асадов)
4 Чтец:
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги. Рассветы, звезды глаз-
Это все для вас.
Услыхали трепетное слово-
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Радуйтесь вот этому, ему!
Хворь и ссоры временно отставьте,
Вы их все для старости оставьте,
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас
Эта прелесть миновала вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
( Э. Асадов)
Слово учителя: Я думаю, что прочитанные стихи не требуют комментариев, так как в них автор говорит о наболевшем: что происходит с людьми, откуда в нас такой нигилизм и вседозволенность, неуважение к нашему прошлому, отсутствие патриотизма. Очень часто во взаимоотношениях людей мы видим отсутствие внимания и сострадания. Прекрасно об этом сказал Евгений Долматовский (слайд 6)
5 Чтец:
Киваем небрежно, друг с другом встречаясь.
А то и проходим не сделав кивка.
«Приветик, салютик», фальшивое «чао»,
Бесстрастное «будь»,
И пустое «пока».
А сколько приветствий, простых и прекрасных
Бытует на нашей земле испокон:
«Счастливо» и «доброе утро», и «здравствуй»,
«Бывайте здоровы», «земной вам поклон».
Но дело не только в огранке словесной.
Возникла опасность утечки тепла.
Сегодня считается неуместным,
Чтоб чувства вмешивались в дела.
Нужны ли свой почерк, повадка, походка,
С газетным стандартом не схожая речь!
Болезнь равнодушия и отчуждения
Сегодня распространена.
Но хочется верить, что метод леченья
Откроют в ближайшие времена.
Слово учителя: (слайд 7) Говоря об аварском поэте Расуле Гамзатове, мы не можем обойти вниманием тему отношения к матери и женщине. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. Дети должны отвечать ей тем же — любовью, вниманием, заботой. С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают ее старость, дарят ей покой и радость.
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по- аварски ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски ласково «баба».
Внимательно вглядитесь в картину Рафаэля «Сикстинская Мадонна» (слайд 8)
Прекрасная молодая женщина ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе, чтобы люди были счастливы. Мария должна отдать своего сына- маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз с любовью прижимает его к себе. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария- идеал материнства.
Есть особые произведения в русской литературе, музыке, живописи, прославляющие женщину-мать, так как именно отношение к матери есть мерило всего самого хорошего в человеке. Спешите делать добро, пока не стало поздно. Пока жива ваша мама.
Слово учителя: Пришло время поговорить о мужчинах. Каким видят его поэты?
Слово Владимиру Солоухину (слайд 9)
Кто бездумно и беспечно
Хохотать способен вечно,
Разве тот мужчина?
Кто не гнулся под мечами,
Но всю жизнь не знал печали.
Разве тот мужчина?
Кто в заздравном даже слове
Умудрялся хмурить брови,
Разве тот мужчина?
Кто смертельно не влюблялся,
Ни с одной не целовался
Разве тот мужчина?
Кто любую звал голубкой
И за каждой бегал юбкой,
Разве тот мужчина?
Кто хоть век в дороге будет,
Дом отцовский не забудет,
Разве тот мужчина?
Кто даст слово, что булатно,
Но возьмет его обратно,
Разве тот мужчина?
Только в том случае, если мы вырастим из нынешних мальчиков мужественных мужчин, или как в старинных романах писалось – рыцарей без страха и упрека, а девочкам дадим идеалы добра, красоты, целомудрия, только тогда и появятся в России крепкие семьи. Вот только тогда мы и перестанем быть вымирающей страной.
журналист С. Владимиров
Cлово учителя: Я думаю, что вы уйдете с сегодняшнего урока, задумавшись о том, о чем здесь говорилось. Если вас не оставили равнодушными стихи Р. Рождественского, Е. Долматовского, Р. Гамзатова, Э. Асадова, это уже замечательно.
Если вам захочется взять в руки сборник и перечитать ставшие уже знакомыми стихи, то это просто прекрасно.
Легко ли быть на свете молодым?
Что спрашивать — ответ вы сами знаете…
И ваше поколение оставит, верим, след.
Пусть в пути сопутствует вам счастье и успех!