Конспект урока по Литературе «Как важно вовремя успеть…» (По рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления»)

Тема: «Как важно вовремя успеть…»

(По рассказу Б.П. Екимова

«Ночь исцеления»)

Цели:

1. Познакомить учащихся с рассказом Б. Екимова «Ночь исцеления», формировать у учащихся навыки анализа художественного произведения, углубить представление о характере героя, данном в развитии.

2. Развивать у учащихся творческие способности, познавательные способности – речь, внимание, воображение

3. Воспитывать у ребят такие качества, как терпимость, заботливость, уважение к людям преклонного возраста и тем, кто перенес какие-либо трагические испытания, понимание их проблем, бескорыстную готовность разделить боль другого человека, утешить страдающего; воспитание активной жизненной позиции

Оборудование: презентация, текст произведения, раздаточный материал.


На доске:

2)Благо – добро, благополучие.

3)Благодеяние – доброе дело.

4)Гуманность – отзывчивость, человечность.

5)Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Высказывания:

1. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой.

2. Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы. В.Дудинцев.

3. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В.Распутин.

4. Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и путь в жизни. Л.Сухоруков.

Пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Если ты сделал добро – скрой, если тебе другой сделал добро – расскажи.

Эпиграф

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.

Саади.




Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем беседовать о людях, нуждающихся в нашем внимании и понимании. О людях, которые прошли большой жизненный путь, пережили войну и нередко чувствуют себя забытыми и одинокими. И воспоминания о войне не дают спокойно жить спустя многие годы после ее окончания.

Наш урок мы сегодня назовем « Как важно вовремя успеть…» Обратите внимание, в конце фразы стоит многоточие. Когда мы ставим многоточие? Мне бы хотелось, чтобы вы к концу урока закончили это предложение. Эпиграфом к уроку я взяла слова персидского писателя Саади. « Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека» Слайд 1

3. Слово об авторе (ученик) Слайд 2,3

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье специалистов по пушнине. В 1939 году, после смерти отца, семья переехала сначала в Иркутск, а в следующем году — в поселок Или Алма-Атинской области. Здесь до 1945 года, когда семья перебралась в Калач-на-Дону, и прошли первые годы жизни будущего писателя.

Первая книга писателя — «Девушка в красном пальто» — появилась в издательстве «Современник» в 1974 году. Она стала «заявкой» на собственное место в литературе. Потом были другие книги: «У своих», «Офицерша», «Доехали благополучно», «Последняя хата», «Тёплый хлеб», «Ночь исцеления» и др. Имя его заняло прочное место в столичных журналах.

Но «открытие» Б.Екимова для многих, несмотря на то, что он уже был автором нескольких книг, состоялось после появления в «Нашем современнике» рассказа «Холюшино подворье», вызвавшего баталии на страницах «Литературного обозрения».

 В последнее десятилетие от малых эпических форм Б.Екимов сделал попытку перейти к крупным. Это роман «Родительский дом», впервые опубликованный в 1988 году журналом «Волга». Но, по справедливому замечанию критики, он романом «не стал, хоть и перестал быть рассказом из-за большой площади повествования…» Однако хороший и своеобразный роман у Б.Екимова все же написан — это большая серия его хуторских рассказов с одними и теми же героями, которые оказываются то главными, то второстепенными и характер которых от рассказа к рассказу обозначается полнее.
            В 1999 году — лауреат Государственной премии России и Всероссийской литературной премии «Сталинград».

Б.П. Екимов считает, что литература занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.

  1. Работа с текстом.

Очень часто главным героем произведений Б. Екимова становится школьник, подросток. Неслучайно поэтому центральной проблемой в творчестве писателя является проблема самовоспитания, самоопределения человека в жизни. По убеждению писателя, важно с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделить боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное.

Таким образом, мы будем говорить сегодня о милосердии и сострадании.

— Как вы понимаете эти слова «милосердие», «сострадание»?

Слайд 4

(Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.)

Из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова.

— О чем этот рассказ? (….)

-Как вы считаете, что волнует автора? (проблемы)

(Память о войне. Последствия войны для мирных жителей).

Взаимоотношение поколений (Гуманное отношение к страдающему человеку).

Выбор линии поведения в общении с людьми.

Нравственное взросление)

— Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?

Обратимся к тексту

Слайд 5

Баба Дуня живет одна. Что значит одиночество для пожилого человека?

(Она испытывает чувство покинутости, порой ненужности)

Что изменилось в жизни бабушки Дуни с приездом внука?

(«А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала», «про хвори забыла» И живым духом веяло в доме»)

-Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей?

За что она корила себя? Почему себя чувствовала виноватой?

«..я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу, разбудила тебя. Прости, Христа ради..»)

— Что пережила баба Дуня во время войны?

(рассказ ученика)

(Много бед принесла война людям, много пришлось пережить и бабе Дуне. Потеря хлебных карточек грозила голодом. Ничего не оставалось, как собирать желуди и этим спасать от голода троих детей и себя. Но желуди отобрали… Надвигалась новая беда – суровая зима. Дети раздеты и разуты. «Чирики бы какие у вас пошить. Мне ничего не надо… Детишки босые..»

Немало пришлось преодолеть бабе Дуне, чтобы во время войны добраться к мужу в госпиталь. Везде нужны были пропуск, документы. Кругом война, опасность, всюду могли возникнуть подозрения…

— Какое слово часто повторяла во сне баба Дуня? (карточки)

Слайд 6

— А вы знаете, что такое хлебная карточка?

(Рассказ ученика)- Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения. (Ученик зачитывает рассказ «Карточки» из дневника Тани Савичевой

Слайд 7

Из дневника Тани Савичевой (рассказ ученика)

По-прежнему огромные очереди за хлебом. Надо стоять в очереди с 6-7 часов утра до середины дня, чтобы получить хлеб. Занимать очередь за хлебом после 10 часов утра не имеет смысла, т. к. вечером хлеб в булочные не поступает

Кража карточек – заурядное и страшное явление, нет, пожалуй, ничего страшнее потере карточек семьи – это равноценно смерти. Очень часто в магазине, на улице слышится истошный душераздирающий крик, и уже по крику узнаешь: украли карточки, вырвали из рук хлеб и т. д.

— Почему ее потеря и через десятилетия становится причиной бабушкиной болезни?

(смерть)

-Как вы думаете, можно ли было в одиночку с этой болью справиться?

-Как Гриша пришел к мысли, что именно он должен бабушке помочь?

-Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?

( он ничего не понял, и страх обуял его». Гриша старается разбудить бабушку, просит ее лечь на другой бок. Поначалу то, что он слышал ночью, не очень занимало мысли Гриши. Стало думаться об утре, о рыбалке…»)

-Как позже реагирует внук на крики бабушки во сне?

(Он начинает представлять, что пережила бабушка. Гриша разговаривает с бабушкой о том, что слышал от нее во сне. И он был поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез).

— Можно утверждать, что прошлое бабушки постепенно становится собственной болью внука? Докажите. (Разговор по телефону с мамой)

— Что происходило в душе мальчика после разговора с мамой? («Стало думаться о бабушке… она казалась такой слабой и одинокой.. И с какой , верно, тягостью ждет она ночи.. Но как помочь?

— Какое решение нашел Гриша? (Ночью во время очередного крика бабушки внук не стал следовать совету мамы. «Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: — вот ваши карточки, бабаня)

— Что чувствовал Гриша после первого исцеления бабушки? (Его трясло, почему-то было холодно. Он плакал. «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…)

— Кого еще жалел мальчик? (Того, кому война принесла боль, страдания, кого несправедливо обижали, унижали).

— Обратите внимание на слова повествователя «.. воспоминаие резануло по сердцу» «Сердце мальчика облилось жалостью и болью.. слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло»

— Почему автор так часто использует слово «сердце? (В душе героя происходят сильные перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли. В нем росло «большое сердце» в нем зародилось милосердие и сострадание.)

— Почему Гриша не выбирает мамин способ?

— Почему Гриша не рассказывает бабушке о случившемся? Как это о нем говорит?

(Он вовремя понял, что нельзя говорить « Нужно делать и молчать и придет исцеление)

— «Ночь исцеления» — так называется рассказ.

Как вы понимаете это слово, что значит исцеление?

О чьем исцелении рассказывает писатель?

Слайд 8

Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, того, кто вылечивает силой внушения. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается. (Бабушка, она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны. Произошло исцеление и внука, он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне. Его чуткость, внимательность, милосердие, забота сделали то, чего не могли сделать врачи и взрослые. Гриша исцелился от собственного равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью Гриша как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта ночная жизнь сейчас для него стала важнее)

Его чуткость, милосердие, доброта сделали то, чего не смогли врачи и взрослые.)

— Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Сможет ли Гриша стать ее опорой, поддержкой? Сохранит ли он в себе лучшие душевные качества?

(Да, мы уверены, что Гриша останется таким чутким и отзывчивым и дальше, он пронесет тепло своего сердца через всю жизнь и будет дарить любовь всем окружающим его людям.)

-А кто из вас помнит, как звучит тема сегодняшнего урока? Как она связана с нашим сегодняшним разговором?


— Как бы вы закончили фразу «Как важно вовремя успеть…»

Мы поняли, что близкий родной человек – мать – не должна оставаться одна при живых детях и внуках. Она отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту

Пусть Гриша послужит вам примером чуткости, отзывчивости, доброты В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом стихотворение А.Дементьева.

Слайд 9

(Звучит стихотворение)

Как важно вовремя успеть
Сказать кому–то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
Ведь всё нарушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью – то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего – то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

А. Дементьев

Слайд 10

5.Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение

«Какой след в вашем сердце оставил рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления»?














5


Свежие документы:  Разработка урока по литературному чтению для 1 класса на тему "Русская народная сказка-цепочка "Репка"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: