Конспект урока по Литературе «Катерина в системе образов. Протест против «темного царства»» 10 класс

Предмет литература

Класс 10

Тема урока Катерина в системе образов. Протест против

«темного царства»

КОНСПЕКТ УРОКА

1.Организационный момент.

Цель этапа:

-настроить обучающихся на активную работу на уроке, исполнительность, раскованность в высказываниях собственного мнения;

-предупредить о доброжелательном настрое гостей, чтобы избежать излишней нервозности и смущения.

Содержание этапа.

Приветствие обучающихся.

2.Вступительное слово учителя.

Цель этапа:

-активизировать внимание обучающихся на цели, задачах урока.

Содержание этапа.

Слайд 1. Портрет А.Н.Островского

На предыдущем уроке мы рассмотрели образы обитателей города Калинова, дали им характеристики. Цель нашего урока – выявить, какое место в системе образов занимает Катерина, понять, почему она не может жить по законам «темного царства» и почему сделала такой выбор.

Слайд 2. Тема, цель урока, портрет Катерины.

  • Цель урока:

выявить

  • какое место занимает Катерина в системе образов драмы;

  • почему она не может жить по законам «темного царства»;

  • почему героиня сделала такой выбор.


3.Опрос по драме «Гроза»

Цель этапа:

-выявить подготовленность обучающихся к восприятию нового.

Содержание этапа.

Чтобы лучше понять образ Катерины, вспомним нормы и мораль, по которым живет город Калинов, вспомним его обитателей.

Экспресс-опрос. Карточки(3). Дается карточка(№4) с индивидуальным заданием.

-«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе». Почему так говорит Кулигин?

-Как вы понимаете слова Бориса : «Здесь что вышла замуж, что схоронили, все равно»?

-Как относятся к поучениям Кабанихи ее домочадцы?

4.Раскрытие темы.

Цель этапа:

-определить главные черты характера Катерины;

-ответить на вопрос «В чем состоит конфликт Катерины с окружающим?»

-выявить отношение к поступку Катерины.

Содержание этапа.

Варвара и Тихон давно уже приспособились к жизни в доме матери: Варвара убеждена, что без притворства не обойтись, Тихон убеждает Кабаниху в своем послушании, а сам рад «бежать» из дома хоть ненадолго. А Катерина?

Слайд 3. «Напраслину-то терпеть кому же приятно!»

Катерина миролюбиво пытается унять Кабаниху, мягко возражает ей. Еще никто не пытался возразить Кабанихе, противоречить ей.

С первых реплик Катерина предстает особой героиней, а в разговоре с Варварой признается, что мечтает быть…(птицей)

Слайд 4. «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица»

-Послушаем монолог «Отчего люди не летают…» Выступает подготовленный ученик.

-Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины?

-Откуда же появились такие черты, если город живет по своим принципам?

Да, в родительском доме Катерина жила по-другому.

Слайд 5. «Да здесь все как будто из-под неволи»

-Что переживала Катерина в доме Кабанихи?

-Теперь давайте определим черты характера главной героини и решим, в чем же состоит ее конфликт с окружающим.

Слайд 6.Черты характера Катерины — принципы жизни в доме Кабанихи

На слайде появляются черты характера героини, обучающиеся называют те принципы, по которым проходит жизнь в доме Кабанихи, приводят примеры из текста.
Свободолюбие — подчинение
Независимость — отказ от своей воли
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями
Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал
Религиозность — религиозное лицемерие
 
Решительность — не дать жить по своей воле (неволя)
Доброта , бескорыстие — грубость и брань
Честность , непосредственность – обман

-Сделаем вывод.

Для Катерины — главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по–своему. Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт. 

Слайд 7. «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, ..что я другого люблю?»

-Любовь является движущей силой сюжета. Когда мы узнаем о любви Катерины к Борису?

-Ответ по карточке. Индивид. задание. Работа с текстом д.2, явл2

Карточка №4. Какие стороны характера Катерины раскрываются в ее разговоре с Варварой? Приведите примеры. Каково ее чувство к Борису? Зачитайте реплики.

Слайд 8. «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?»

-Вспомним сцену прощания с Тихоном. Как ведет себя Тихон с матерью?

-Послушаем диалог Катерины и Тихона.(действ.2, явл.4 – начало)

Выступление с индивидуальным заданием. Чтение диалога.

-Какой мы видим Катерину?

-Какое значение имеет сцена «Проводы Тихона» в развитии дальнейших действий?

( Любить и уважать такого бессильного Тихона Катерина не может. Смысл этой сцены — отчаянная попытка героини предупредить беду, заставить себя любить мужа)

-Ключ…Ключ от опостылевшего дома властной Кабанихи…Ключ счастья, пусть минутного, но счастья быть рядом с любимым…

Слайд 9. «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете!»

Индивидуальное задание. Исполнение монолога с ключом. (действ.2, явл.10)

-Какие чувства испытывает Катерина? Как чувства отражаются в ее речи? Смогла ли ваша одноклассница передать это в монологе?

По-разному исполняли роль Катерины актрисы.

Слайд 10. Первая исполнительница роли Катерины Никулина-Косицкая.

Любовь Павловна Никулина-Косицкая -первая исполнительница роли Катерины. Драма «Гроза» была наполнена воспоминаниями актрисы о годах ее детства и юности на Волге. Рассказы ее, голос и весь облик вызвали в душе драматурга образ Катерины с ее независимой и гордой натурой.

Слайд11. Гликерия Николаевна Федотова.

Актриса выделяла мечтательность и религиозность в характере Катерины, передавала мучительную внутреннюю борьбу между чувством к Борису и сознанием греховности своей любви. Раскрывая душевную трагедию героини, актриса вызывала не столько чувство протеста против «темного царства», сколько чувство жалости, сострадания к ней.

Слайд 12. Мария Николаевна Ермолова.

Ермолова создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе.

Конечно, были и есть и другие исполнительницы роли Катерины. Все они по-своему интерпретировали этот образ.

-Любовь Катерины к Борису – искреннее чувство или протест против устоев жизни Кабаних? Может быть, она встает на тот же путь лжи и обмана, что и Варвара?

Диспут: любовь Катерины – это искреннее чувство или протест?

Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу. Да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.

Слайд 13. «Грешна я перед Богом и перед вами!»

-Чем объясняется раскаяние Катерины? Какой вы видите героиню в сцене всенародного покаяния? Это первый кульминационный момент драмы.

-Коротко расскажите о событиях действия 5.

Слайд 14. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

-Прочитаем последний монолог Катерины(действ.5, явл.4)

Это второй кульминационный момент.

-Почему Борис не мог спасти Катерину?

-Послушаем романс «Под лаской плюшевого пледа» (стихи М.Цветаевой, музыка А.Петрова, исполнительница В.Пономарева).

-О какой любви поется в романсе? (Это любовь – самопожертвование, как и любовь Катерины)

-Можно ли считать самоубийство Катерины решительным протестом против кабановских понятий о нравственности?

-Был ли у Катерины иной выход?

-Как под влиянием поступка Катерины, ее трагической судьбы выражают протест против деспотизма самодуров другие герои?

Слайд 15. Сделаем вывод.

  • В системе образов Катерина занимает…

  • Она не может жить по законам «темного царства», потому что…

  • Героиня избрала выход — самоубийство, чтобы…

Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, она честна, искренна и поэтому не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.
В системе образов она занимает особое место: не принадлежит ни к «жертвам», ни к «хозяевам» города Калинина.

Недаром имя ей дано драматургом Катерина, что в переводе означает «чистая».

Слайд 16. Задание на дом.

5.Задание на дом.
Цель этапа:

-обобщить сказанное на уроке в виде записи;

-подготовиться к сочинению.

Содержание этапа.

Слайд8. Домашнее задание.

Выполнить письменное задание: обобщить материал по образу Катерины, составить и записать сложный план «Образ Катерины»

Свежие документы:  Сочинение на тему «Жизнь и смерть в художественной концепции «Рассказа о семи повешенных»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: