Конспект урока по Литературе «Крепостное право в России: взгляд писателя Н.С. Лескова» 11 класс

Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе

«Крепостное право в России: взгляд писателя Н.С. Лескова»

Презентация к уроку размещена на официальном сайте ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю

Л.А.Куцепалова, учитель русского языка и литературы ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю

Н.И.Еремкина, учитель истории ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю



Цели урока:

1.Развитие исторического и литературоведческого мышления.

2.Формирование умений анализировать исторические факты с использованием кейс-технологии.

3.Сравнение позиций и оценок по вопросу отмены крепостного права в России.


Задачи урока:

1. Раскрыть и проанализировать знания по истории первой половины 19 века.

2.Формировать понимание неизбежности отмены крепостного права в России в результате кризиса феодально-крепостнической системы.

3.Выявить своеобразие жанра и композиции произведения писателя Н.С.Лескова на примере рассказа «Тупейный художник».

4.Показать художественные особенности произведения, анализируя выразительные средства языка писателя, а также его отношение к крепостному праву в России.


Тип урока: интегрированный (комбинированный урок) с межпредметными связями.


Вид урока: урок коллективного анализа.


Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Приемы: развитие речевых навыков, умение анализировать и систематизировать материал, работа с кейсом и литературным текстом.


Общедидактические методы: частично-поисковый, проблемный.


Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: словарь устаревших слов русского языка, хрестоматия по литературе и истории, кейс.

Презентация к уроку, фрагмент художественного фильма «Тупейный художник» по одноименному сказу Н.С.Лескова.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Класс делится на две группы «историки» и «литераторы». Назначаются руководители групп, определяется порядок работы в группах в течение урока.

2. Задания группам: «Историки» получают кейс по проблеме крепостного права в России.


«…Когда крепостной своей пользы ради трудится над обработкой нивы, то он делает это для того, чтобы сохранить и поддержать свое жалкое существование своей семьи. Если же ради выгоды господина своего, то каждое зернышко, сколько их ни на есть, сеет в землю с проклятием! И кажется, что сама земля, проникшись и тронувшись этим, вступает с ним в заговор, как друг. У такого человека кляча, заморенная и истощенная непосильной и чрезмерной работой, еле тащится с плугом. Тщетно понукает ее вооруженная бичом рука безжалостного погонщика, когда дух и тело уже достаточно свыклись с мучениями. Но если помещик считает выгодным получать то, что выколочено из-под палки, вместо всего обильного урожая, и если он убежден, что получил наивысший доход, государство от этого несет немалый ущерб.

Свежие документы:  Конспект открытого урока литературы для 11 класса с использованием ИКТ по теме: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Урок – портрет, посвящённый Б.Л. Пастернаку

А если б даже крепостной и стремился с величайшим старанием обработать свой клочок земли, то достаточно ли у него времени для этой работы? Хорошо известно, что всем сельским работам положено и определено известное время, большую часть которого крепостной должен употребить на обработку поля своего господина…

В противоположность всему тому, что мы столь бегло здесь изобразили, насколько по-иному выглядит крестьянин, побуждаемый сознанием того, что он вольный. Этот выходит на свое поле с песней и, кажется, едва ли не приплясывая. Лошади у него крепкие и быстро заканчивают положенные работы, и даже земля словно сама открывает свое лоно для принятия семян и воздает сторицей». (Русские просветители. – М, 1966. – Т.1. – С. 366-367.)


К.И. Арсеньев о населении и крепостном праве в России

в начале ХIХ в.

«Крепостность земледельцев есть также великая преграда для улучшения состояния земледелия. Человек, не уверенный в полном возмездии за труд свой, вполовину не произведет того, что в состоянии сделать человек, свободный от всяких уз принуждения. Доказано, что земля, возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакого качества, обработанная крепостными. Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших, Что свобода промышленников и промыслов есть самое верное ручательство в преумножении богатства, частного и общественного, и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надежнейшего средства, как совершенная, не ограниченная ничем, гражданская личная свобода: единый истинный источник величия и совершенства всех родов промышленности». (Арсеньев К.И. Начертание статистики Российского государства. – Спб., 1818 – Ч.1. – С. 63-65, 106-107.)


  1. Что такое крепостное право?

  2. Почему при крепостном праве урожаи были низкими?

  3. Почему крестьянин не мог обрабатывать свой участок?

  4. Сколько длился рабочий день крестьянина?

  5. Почему крепостное право тормозило развитие России?


«Литераторы» получают задание по тексту произведения Н.С. Лескова «Тупейный художник» с вопросами:

— В каком литературном жанре написано произведение Н.С. Лескова «Тупейный художник»?

— Кто повествует нам о событиях?

— Дайте характеристику главным героям (графу Каменскому, Аркаше, Любови Онисимовне). Подтвердите выводы текстом.

— Над какой проблемой нас заставляет задуматься Н.С.Лесков?

(ответы на 1,2 и 4 вопросы запишите в тетрадь)


3. Дискуссия «литераторов» и «историков».

Вопросы «историков» к «литераторам»:

— Как писатель представил в своем произведении крепостное право в России?

— Как связано название произведения с его содержанием?

— Докажите, что автор использует простонародную речь.

— Дайте характеристику главной героини произведения.

— Над какой проблемой нас заставляет задуматься автор?


Вопросы «литераторов» к «историкам»:

— Что такое крепостное право?

— Отвечали бы помещики за унижение и оскорбление крестьян перед законом?

— Были ли в истории ХIХ века примеры борьбы против крепостничества? Приведите их.

— Что мог сделать помещик со своим крестьянином?

— Почему крепостное право тормозило развитие России?


4. Просмотр фрагмента художественного фильма

«Тупейный художник» по одноименному сказу Н.С.Лескова.

5. Закрепление материала (текст для «историков»).

1. Как назывался в России владелец крепостных крестьян:

а) барин;

б) буржуа;

в) помещик.

2. Барщина:

а) земля помещика

б) отработка крестьянином на дворе помещика обязательного времени

в) договор между крестьянином и помещиком

3. Оброк:

а) натуральная или денежная плата крестьянином в пользу помещика за

пользование землёй или орудиями труда

б) процесс обработки земли

в) имущество владельца земли

4. Что помещик мог сделать со своим крепостным крестьянином:

а) ничего, у него не было на это прав

б) всё что угодно, вплоть до лишения жизни

в) только заставить работать

5. Если крестьянин убегал от своего хозяина, то его:

а) не искали совсем

б) искали несколько лет

в) искали бессрочно

6. Крепостное право, это:

а) форма зависимости крестьянина, прикрепление их к земле

б) строительство крепостей

в) право дворянина на получение наследства

7. Если кто-то укрывал беглого крестьянина, то его:

а) не наказывали

б) штрафовали, отправляли в тюрьму

в) убивали за это

8. Сколько продолжался в среднем рабочий день у крепостного крестьянина:

а) как и сейчас – 8 часов с перерывом на обед

б) 9 – 12 часов

в) несколько дней в неделю

9. В каких случаях помещик мог отпустить крестьянина на волю:

а) за выкуп (деньгами)

б) бесплатно, по желанию крестьянина

в) бесплатно, по-своему желанию

10. Если кто-то из свободных людей женился на крепостной, то он:

а) оставался свободным человеком

б) становился тоже крепостным

в) его жена крепостная получала свободу


Тест для «литераторов»:

1.Н.С. Лесков родился в

А) в Орловской губернии;

Б) в Москве;

В) в Пензе.

2.Когда писатель получил признание в своей стране?

А) в 19 веке;

Б) в 20 веке;

В) в 21 веке.

3.Какое из произведений не писал Н.С. Лесков?

А) «Левша»;

Б) «Леди Макбет Мценского уезда»;

В) «Преступление и наказание».

4. Н.С. Лесков поддерживал идею:

А) революционного переворота в России;

Б) постепенного реформирования страны;

В) отстранение писателей от любых преобразований в стране.

5. Тупейный художник – это

А) скульптор;

Б) художник-парикмахер;

В) художник по дереву.

6. Произведение Н.С. Лескова написано в жанре

А) поэмы;

Б) повести;

В) сказа.

7. Действие сказа происходит

А) в Петербург;

Б) в городе N;

В) в Орловской губернии.

8. Н.С. Лесков в произведении «Тупейный художник» использует

А) простонародную речь;

Б) официально-деловой язык;

В) литературный язык.

9. Отношение автора к Аркаше

А) резкая антипатия;

Б) открытая симпатия;

В) двойственное отношение.

10. Назовите основную тему произведения Н.С. Лескова «Тупейный художник».

А) история любви крепостного художника и крепостной актрисы;

Б) о жизни крестьян;

В) Россия в период крепостного права.


6.Рефлексия.

— Какую тему мы обсуждали на уроке?

— Почему русские писатели были неравнодушны к всенародной проблеме?

— Как вы считаете, крепостное право тормозило развитие России?

— Объясните слова Н.С. Лескова «Мне за народ очень помереть хочется».


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: