Аннотация .
Урок литературы в 7 классе по рассказу И.Бунина «Лапти» создан по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».
Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира).
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Каждой группе дается шляпа определенного цвета.
Белая шляпа. Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления учащихся интересуют только факты.
Красная шляпа.В режиме красной шляпы учащиеся высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
Черная шляпа. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности.
Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает внимание учащихся на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа. Находясь под зеленой шляпой, учащиеся придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут альтернативы.
Синяя шляпа. Управление процессом. Эту шляпу примеряет учитель.
Актуальность предлагаемой методики заключается в том, что она
создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
предполагает личностный подход: обучаемый видит применение данного правила в жизни, есть возможность выбора. Это учит его гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема.
Тема. «Кто-то должен быть милосердным…» по рассказу И.Бунина «Лапти»
Место занятия урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану по программе под редакцией В.Я.Коровиной
Форма урока: урок-исследование
Класс: 7
Цель.
Предметные. Научить воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, потомку. Развивать умение анализировать прочитанное, творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.
Метапредметные. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, извлекать информацию из различных источников, вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор на тему.
Личностные. Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать. Стремиться к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оборудование: Компьютер + медиапроектор (слайды), текст И.Бунин «Лапти», тетради.
План урока
Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.3 мин.
Выявление места и причины затруднения. Работа в группах 15мин.
Выход из затруднения. Проверка работы в группах 15мин.
Включение в систему знаний (Творческая работа) 2 мин.
Вывод по теме урока. 5 мин.
Рефлексия (Оценочный лист). 5 мин
Ход урока.
Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-Знаете вы этих людей?
(Слайд) Актером театра и кино Константином Хабенским был создан Благотворительный фонд. Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.
Актрисой Чулпан Хаматовой создан благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь».
-зачем они это делают?
-как называют таких людей и их дела?
2. Словарная работа(слайд)
Благотворительность ( благо творить)
Милосердие (мил сердцу) — готовность помочь кому-нибудь (С.И.Ожегов).
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
3. Музыкальное сопровождение «звук метели»
-ребята, что вы слышите?
— какой рассказ начинается с таких звуков?
— какой фрагмент рассказа вы вспомнили, слушая запись?
(пересказ 1 абзаца)
-Что общего между началом урока и главным героем?
Выявление места и причины затруднения. Работа в группах.
Проблемный вопрос: В какие минуты жизни люди могут проявлять милосердие?
Кто способен проявить милосердие?
Ответить на этот вопрос поможет работа в группах с рассказом «Лапти» и шляпы.
Синяя — помощь. Это я (учитель);
Белая шляпа- информационная;
Желтая – радостная;
Черная – грустная;
Красная – эмоциональная;
Зеленая- итоговая;
Посмотрите на парты, у каждого карточки- подсказки. Они вам помогут выполнить задание.
3. Выход из затруднения. Проверка работы в группах.
Расскажет о чувствах, переживаниях героев нам красная шляпа.
«Красная шляпа.»
«Плакала горькими слезами от страха и от беспомощности». «Ночь была еще страшнее». «Мать кидалась на колени и била себя в грудь» (безысходность) | |
Какие чувства испытывает Нефед к ребенку?
| Жалость, сострадание, уверенность в помощи. «Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать» |
Группа «Белая шляпа» думала над вопросом: Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь его никто не просил об этом?
Дополнительный материал.
Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
Группа «Черная шляпа» ответит на вопрос: Почему трудно было решиться идти за лаптями?
Непроглядная вьюга Утопая по сугробам Белое, бешено несущееся степное море
| |
Почему трудно было решиться идти за лаптями? |
|
Группа «Желтая шляпа» искала положительное в поступке Нефеда.
Появляется надежда | |
Кому спас жизнь Нефед? | Мальчику и новосельским мужикам. |
«Зеленая шляпа» размышляла о чертах характера Нефеда.
|
Слова для справок: сострадание, отчужденность, беспомощность, безысходность, упорство, сопереживание, сочувствие, милосердие. |
4. Включение в систему знаний (Творческая работа).
— В какие минуты жизни люди могут проявлять милосердие?
Кто способен проявить милосердие?
Что сближает Нефеда и современников, о которых мы говорили?
слайд. Р/К: Карталы август 2014г.(наводнение)
— Возможно ли милосердие в г.Карталы?
Творческая работа.
Давайте представим, что водопад — это милосердие.
– Как вы думаете, почему я выбрала водопад?
Посмотрите с какой силой он обрушивается вниз и растекается по планете, т.ж. как и сильное чувство милосердия. Какие бы вы дали названия рекам, которые вытекают из него.
(Приложение 1)
5. Вывод по теме урока.
Какой из ручейков вам по силам, чтобы совершить поступок милосердия (забота о бабушке….)
5. Рефлексия (Оценочный лист)
Оценочный лист.
Что понравилось на уроке:
учитель;
работа в группах;
свой ответ;
по-новому узнал(а) рассказ.
Оценка группы: а) плохо;
б) хорошо;
в) отлично.
Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
Работал (а) в полную силу.
Работал(а) хорошо.
Мог(ла) работать лучше.