Конспект урока по Литературе «КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…» 7 класс

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

«КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…»

(Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)

Цели: показать поэтичность первого чувства, ранимость детской души; житейскую мудрость и тактичность взрослых по отношению к чувствам детей;

используя власть искусства, помочь детям разобраться в себе и своих проблемах;

обратить внимание на роль дружбы в жизни человека;

учить правильно оценивать свои и чужие поступки;

показать значимость литературы в наше время.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к повести;

эпиграф на доске;

выставка детских рисунков к повести;

сборник детских стихов о любви;

кроссворды, составленные детьми к повести;

музыкальное сопровождение

СЛОВАРЬ:

РУВИМ ИСАЕВИЧ ФРАЕРМАН

Собака динго (австралийская собака)

Нанаец (северная народность)


И когда ты счастлив, и если тебя настигла беда, — будь отважен, держись с достоинством, береги друзей. И будь внимателен к людям.

Мария Прилежаева



ХОД УРОКА

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.


Есть книги, которые, с детства или юности войдя в жизнь человека, сопровождают его всю жизнь. Нам сегодня откроется чудный мир красивых и благородных чувств, мы узнаем смелых и добрых людей, побываем в разных уголках нашей страны. Такую счастливую и влекущую книгу о любви написал РУВИМ ИСАЕВИЧ ФРАЕРМАН.


2. СЛОВО ДЕТЯМ (МОНТАЖ О ПИСАТЕЛЕ).

1 ребёнок: Читая книги Ф., ты каким-то внутренним чутьём угадываешь, что писал их хороший человек. Кто же он?

2 ребёнок: Познакомилась я с ним (вспоминает М. Прилежаева), когда он был уже известным писателем. Рувим Исаевич оказался простым и приветливым, держался непринуждённо и естественно, даже казался застенчивым. Рассказывал о труде писателя уважительно и просто, зная не только эту работу, ведь смолоду он был и рыбаком, и бухгалтером, и подручным кочегара. Многое испытал и узнал писатель.

3 ребёнок: В годы В.О. войны ФРАЕРМАН ушёл на фронт добровольцем, вступил в ополчение, и лишь жестокая болезнь и контузия вывели писателя из строя. Он стал инвалидом Отечественной войны, но не потерял отвагу и стойкость, доброту и душевное мужество.

1 ребёнок: Он по-прежнему остался таким же весёлым и неистощимым на шутки, так же умел ободрить любого — недаром у него всегда было много друзей!

2 ребёнок: В книгах писателя живут люди разных национальностей, и они умеют ценить дружбу. Для нас на сегодняшний день самой интересной книгой стала «Повесть о первой любви…» Счастливая и влекущая книга!

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»"

3 ребёнок: Повесть Рувим Исаевич не на берегу сурового дальневосточного моря, а в деревне Солотча Рязанской области – в русских, очень русских местах. Писал целые дни и часто ночами. Сквозь ледяные узоры окон глядела полная луна, а на улице шёл снег… Он, выбежав ненадолго отдохнуть на крыльцо, всё видел своих героев, слышал их голоса и скорее, скорее спешил к письменному столу.

1 ребёнок: Он был прост во всём. Простота его вмещала и поэтичность, и мудрость, и сложность. Все эти свойства души нашли своё отражение в повести о первой любви.


3. ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Условия игры: 2-3 команды; в течение 1 минуты команда отвечает на вопросы.

Выиграет тот, чья команда наберёт больше очков.

ВОПРОСЫ: 1. Имя учителя истории? (Аристарх Аристархович Аристархов).

  1. Фамилия главной героини? (Сабанеева).

  2. Национальность Фильки? (Нанаец).

  3. Где живёт отец Тани? (Москва, Маросейка,53).

  4. Как зовут маму Тани? (Маша).

  5. Откуда строчки: «Она меня совсем не знает. Как мы с ней встретимся?» (Из письма отца Тани к её маме).

  6. Какие цветы подарила Таня Коле Сабанееву? (Саранки и ирисы).

  7. Что такое юкола? ( Сушёная рыба).

  8. Воинское звание Таниного отца? (Полковник).

  9. Как зовут вторую жену Сабанеева? (Надежда Петровна).

  10. Длинная палка из ясеня, окованная на конце железом и необходимая для управления собаками? (Каюр).

  11. Что жевали ребята в школе? (Пихтовую смолу).

  12. Кличка Таниной кошки? (Казак).

  13. Кого в повести звали Санчо Пансой? (Фильку звал Коля).

  14. Имя учительницы по русскому языку? (Александра Ивановна).

  15. Кого из писателей видел в Крыму Коля? (Горького).

  16. Кто пожертвовал своей жизнью ради спасения Тани? (Собака Тигр).

  17. Что написал Филька на доске? («Эй, товарищ, больше жизни…»)

  18. Кто сообщил о происшествии во время бурана в газету? (Учитель истории Аристарх…)

  19. Кто сказал и когда: «А друзья? Где они?» (Таня после заметки в газету).

  20. Номер школы, где учились дети? (Школа № 2).

  21. Где спала Таня после истории с газетой? (В комнате, где хранилось пионерское имущество).

  22. Что Таня сделала с пельменями? (Съела сама, омывая слезами каждый).

  23. Подарила ли Таня цветы писателю? ( Да).

  24. Как прозвали Таню дети? (Дикой собакой динго).

4. РАБОТА С ТЕКСТОМ. «РОМАШКА».

На доске ромашка из шести лепестков, на обратной стороне которых – эпизоды из текста с небольшими искажениями. Дети срывают лепесток, выразительно читают текст и объясняют, что в этой ситуации не соответствует действительному факту из повести. Весь класс анализирует эпизод, отвечая на вопросы учителя. (Здесь будут указаны страницы по книге: Фраерман Р.И. «Дикая собака динго…», Казань, Татарское кн. изд-во,1986).

Лепесток 1: стр.30 со слов: «Ты прочла это без меня…» и до конца главы.

Изменить: «Да, — ответила мать…» — было – «нет».

ВОПРОСЫ: Почему мама задаёт вопрос тихо?

Почему Таня так долго молчит?

Почему Таня заинтересовалась незнакомым мальчиком?

Действительно ли маме некогда было встретить приезжавших?

Что мы узнаём о внутреннем мире героинь в этой ситуации?

Лепесток 2: стр.37 со слов «Таня Сабанеева, не забыла ли ты…» до слов «Это глагол 2 лица…».

Изменить: …И так думая она не ответила…(надо – ответила).

ВОПРОСЫ: Можно ли сказать, что это юмористическая сцена? Почему?

Как в ней раскрываются герои? Почему автор употребляет слово «вскричала»?

Лепесток 3: стр.55 со слов «Таня, нацепив на вилку несколько штук…» до слов … «а отца у меня всё-таки нет».

Изменить: «И здесь, присев на корточки перед старой собакой, она скормила их ей».

ВОПРОСЫ: Это – потрясающая сцена: она берёт за душу, и ощущаешь себя на месте этой девочки. Почему-то становится горько и больно. Почему? Что вам захотелось сделать? Есть такие слова: «…на собственных руках хотелось ему взвесить, тяжело ли это горе дочери?» Тяжело ли, действительно? Права ли Таня, думая: «а отца у меня всё-таки нет»? НО почему так сладко лежать на груди отца?

КОМУ ИЗ ВАС ЗНАКОМЫ ЭТИ ЧУВСТВА? Пережили ли вы их ещё раз?

Лепесток 4: стр. 56 со слов «Но в это время разве она могла знать…» и до конца 9 главы.

Изменить: «Она знала всё». («Что она могла знать?»)

ВОПРОСЫ: Чувства взрослых не всегда легко понять ребёнку. А вы сумели ощутить тоску отца? Что вам захотелось ему сказать? В каком предложении, по-вашему, заключается главное?

Лепесток 5: стр.110 со слов «Он открыл дверь и вошёл тихо …» до слов «Я думаю, Костя согласится со мною…»

Изменить: «…потому что у неё было злое сердце…» (« вовсе не злое…»)

ВОПРОСЫ: Почему Коля всё время думает о Тане? Как показано автором его чувство? Вожатый Костя говорит, что если решение общее, то они могут всё. Какое это качество?

Лепесток 6: стр. 113 со слов «Но вдруг она услышала ровный и спокойный голос матери.» до слов «И в эту минуту почудилось Тане, что весь мир, в самом деле, кружится над её головой.»

Изменить: «Не уехать ли нам лучше, мама?» («Таня»)

ВОПРОСЫ: Почему во время этого разговора автор сравнивает Таню с птичкой?

О чём, по-вашему, говорит сравнение «словно кто-то пытал её долго словами или железом»? Что страшнее: пытка словами или железом? Почему?

Какими были глаза матери? А какие глаза у вашей мамы?

Понимает ли муки матери дочь? Почему?

Решатся ли они уехать отсюда? Почему?

5. ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА НАЧАЛА 20 ГЛАВЫ

(ДО СЛОВ «И ВНЕЗАПНО УШЛА, НЕ ПРОМОЛВИВ БОЛЬШЕ НИ СЛОВА»)

ВОПРОСЫ: Что вас заинтересовало в этом разговоре?

Действительно ли так просто: «не смотрю, не смотрю – и забуду»?

(На слайде стихотворение:

Горе сердцу, которое льда холодней,

Не пылает любовью, не знает о ней,

А для сердца влюблённого – день, проведённый

БЕЗ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ, — САМЫЙ ПРОПАЩИЙ ИЗ ДНЕЙ! (ОМАР ХАЙЯМ)

Прокомментируйте… Связывается ли оно с текстом повести?


6. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. «Незаконченные предложения».

Задание. В соответствии с темой урока закончить предложения.

Моя мама …..

Я бы мог стать очень счастливым, если бы ….

Я хотел бы, чтобы мой папа …

Когда я вырасту…

Я думаю, что настоящий друг …

Я очень люблю …


7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить кроссворд по произведению Фраермана, или написать стихотворение о своих чувствах, или составить презентацию по повести (в электронном виде).

Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса «Мир образов Николая Гумилева»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: