Лингво — стилистический анализ рассказа Л.Н. Толстого « После бала».
Л.И. Белик, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 1
г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края.
Цель урока : 1.Наблюдение над языком произведения.
2.Показать, как работают конструкции с однородными членами предложения для выражения авторской идеи.
3.Развитие творческих способностей учащихся.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
На предыдущих уроках мы говорили о содержании рассказа « После бала», его композиции, давали характеристику героев в разных ситуациях.
Вопросы классу на повторение материала.
Какова композиция рассказа?
Почему рассказ называется «После бала», хотя большая часть посвящена изображению бала?
Почему Толстой противопоставляет две части рассказа? Какой прием использует писатель ? (контраст, антитеза)
II. Работа с текстом худ. произведения:
А сегодня пойдет речь о выразительных (экспрессивных) возможностях конструкций с однородными членами. Выясняем значение.слова. (экспрессия) выразительность.
Проведем лингвистический эксперимент.
Допишите предложение, взятое мною из рассказа:
Она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. (Как понимаете? – исполненная достоинства).
(предложения, написанные уч-ся, сравниваются с текстом)
ВЫВОД: именно предложения с однородными членами дают возможность лаконично и ясно описать героиню, дать ее портрет. С первой строки видим, как бережно и умело Толстой обращается с русским языком.
Работа в парах, группах – исследовательская работа: проследите по текст, где часто встречаются конструкции с однородными членами (портретное описание героев, описание мазурки, сцена наказания татарина, эпизоды, передающие душевное состояние Ивана Васильевича)
Коллективная исследовательская работа.
Мы установили, что наиболее часто однородные члены встречаются при создании портретов Вареньки и ее отца.
(Чтение отрывков). Однородные конструкции позволяют описать героя подробно, с деталями, зримо представить героя. Какой вам представляется Варенька, ее отец. Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слова или словосочетания.
Варенька – нежная, милая, распустившаяся роза, грациозная лань.
Отец – античная статуя.
Восстановление авторского текста.
— А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя.
Текст записан на доске с пропуском прилагательных.
… Она была в (белом) платье с (розовым) поясом и в (белых лайковых) перчатках, немного не доходивших до (худых, острых) локтей, и в (белых атласных) башмачках.
(Сопоставить с текстом). Какие определения преобладают? (передающие цвет). Как называется такой прием? (цветопись).
Будет ли повтор слова «белый» речевой ошибкой (нет).
А с какой целью использует его Толстой?
/Белый цвет – символ чистоты, света, радости, с его помощью подчеркивается ощущение праздника, автор передает душевное состояние рассказчика.
Как еще Толстой передает душевное состояние Ивана Васильевича?
(через музыку)
Веселая кадриль
Нежный плавный вальс
Задорная полька
Изящная мазурка
Найдите в тексте это предложение. В чем его особенность? (стр.220) Это предложение с однородными членами, соединительным союзом И. (Я … Танцевал и кадрили, и вальсы, и польки…)
Как вы думаете, зачем союз И повторяется?
(Мысль выражается более эмоционально)
Лингвистический эксперимент: перестройте предложения по схеме О, О, О.
Что произошло? Исчезла эмоциональность, предложение становится нейтральным.
ИТАК: рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложения с однородными членами (определение) для передачи внешнего характера, настроения.
Проведем исследование ,читая описания мазурки
Выразительное чтение эпизода. (стр 222)
Какие конструкции здесь преобладают (предложения с однородными сказуемыми и обстоятельством). Случайно ли это? (нет, мазурка быстрый танец, здесь заложены действия.
-Как вы думаете, а в каком эпизоде еще должны быть именно конструкции с однородными сказуемыми, обстоятельствами. (В сцене наказания татарина). (стр. 226)
ВЫВОД: эти виды конструкций обладают экспрессивной возможностью передавать движение и его характерные особенности.
УЧИТЕЛЬ: по какому принципу построены эти два эпизода? контраст, антитеза.
В цвете и музыке также контраст. Белый цвет сменяется серым, черным; розовый переходит в красный, пестрый.
Мотивы мазурки заглушают тоскливый звук флейты и резкая дробь барабана.
Что чувствует Иван Васильевич на балу? (любовь, счастье, радость) Найти предложение (стр. 224) (Я любил и хозяйку, и …)
Как чувствует себя Иван Васильевич после бала, увидев сцену наказания .(стыд и тоску).
Чтение эпизода.
ВЫВОД: писатель использует однородные определения в переносном значении
(тошнота — в переносном значении отвращение, омерзение).
В предложении появляются нераспространенные однородные сказуемые: опустил, поторопился уйти, услыхал, увидал (вырвет ужасом – метафора)
УЧИТЕЛЬ: «Вся жизнь переменилась, от одной ночи, или скорее, утра…
А что было причиной? Что несовместимо с нравственностью? (жестокость)
Как понимаете? (это проявление беспощадности, безжалостности)
Включите это слово в словосочетания.
Жестокость людей
Жестокий век
Жестокость судьбы
Жестокость времени
Жестокость может проявляться по-разному, и порождать ее могут разные обстоятельства
ВЫВОД: Погрузившись в язык Толстого, мы наблюдали сегодня, как «работают» предложения с однородными конструкциями, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в создании образного характера действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя. Все это помогает и насладиться языком мастера, и понять его мысли, и его авторскую позицию. Жестокость, которая приводит к гибели любви, является, по мнению, Толстого, одним из самых тяжких человеческих пороков.
Подведение итогов урока, комментирование оценок
Д/З Напишите дома сочинение по ассоциациям, отталкиваясь от понятия: «жестокость», выскажите свою позицию.