Урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Учитель: Дорофеева Майя Александровна,
СОШ № 1440 г. Москва
Бородинское сражение — бой славы
Цель урока: проследить изображение Бородинского сражения в романе Л.Н.Толстого, выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе; показать, как реализуется в этих главах любимая мысль Толстого — «мысль народная».
Оборудование: мультимедийная установка, видеофрагменты из
фильма «Война и мир», презентация, фотографии Бородинской панорамы, портреты Л.Н.Толстого, главных героев романа, героев Отечественной войны 1812 года, Кутузова и Наполеона.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
На прошлом уроке по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» мы с вами говорили о том, что, несмотря на отчаянное сопротивление русских войск, французская армия все дальше и дальше продвигалась в глубь России, занимая оставленные жителями города и села.
— В каком состоянии находились населенные пункты? Почему? (Местные жители сами сжигали дома, раздавали все: сено, продукты – солдатам, лишь бы это не досталось французам.
— Кого из героев романа мы можем вспомнить? (Купец Ферапонтов в Смоленске, княжна Марья в имении Богучарово и др.)
Но французы подходили все ближе и ближе к Москве.
И вот 24 августа 1812 года – сражение при Шевардинском редуте,
25 августа — не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны,
26 августа – произошло величайшее событие в истории России — Бородинское сражение! Битва при Бородине!
Нет, наверное, в нашей стране ни одного взрослого человека, который бы никогда не слышал этих слов.
Об этой битве много писали и пишут историки, подвиг героев Бородина прославляли писатели и поэты (назовите одно из самых известных произведений), музыканты, художники, сценаристы.
Свое видение этого события показал в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой.
Наша задача на сегодняшнем уроке —
выяснить, как изобразил это событие автор романа, и ответить на вопросы:
— В чем разница войн 1805-07г. и 1812г.?
— Почему было выиграно Бородинское сражение?
— Что есть истинный патриотизм и героизм, по мнению Толстого?
— Каково значение Бородинской битвы в жизни России и в жизни героев романа?
2. Презентация «Историческая справка о Бородинском сражении».
3. Работа с планом.
Дома при подготовке к уроку вы работали с оглавлением тех частей, которые посвящены подготовке и самому Бородинскому сражению.
— Сколько глав посвящены этим событиям? (21 глава).
Из них 5 глав включают авторские рассуждения.
— О чем рассуждает Толстой? (о существе и ходе Бородинского сражения, стр. 139-143, о жизни, вместе с князем Андреем, о патриотизме, вместе с Пьером, о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы, о духе русского войска и причинах победы в этом сражении).
— Какие исторические личности встречаются в перечисленных главах? (Наполеон, Кутузов, Бенигсен, Вольцоген, Клаузевиц).
— Какие уже знакомые нам герои Толстого проходят через Бородинское сражение? (князь Андрей, Пьер).
— В 7 главах Пьер – действующее лицо. Почему день накануне битвы и частично саму битву Толстой показывает глазами Пьера, невоенного человека? (князь Андрей, Николай Ростов – искушенные военные, привыкшие к войне, к потерям. Для Пьера же все вокруг новое, необычное. Он, как неискушенный человек, принимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по мнению Толстого, и является причиной исхода сражения).
4. Работа над видеофрагментом.
В 20 главе Пьер выезжает из Можайска и оказывается в гуще событий. Дома вы читали эту главу. Какую фразу солдата, встреченного Пьером, можно считать главной мыслью не только этой главы, но и других, посвященных Бородинскому сражению.
«Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва».
-Как Толстой, а вслед за ним режиссер фильма Сергей Бондарчук сумели подтвердить эти слова солдата? Обратите внимание на героев эпизода, звуки, изображение эпизода. (солдаты всех родов войск, мужики, врачи, дворяне, священники; солдатские песни, звон колоколов, говор разных людей по образованию, образу жизни и т.д.; массовость – круглая земля, по которой стекаются все участники события – ЕДИНЕНИЕ).
ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА.
— Зачем Толстой описывает эпизод с иконой Смоленской богоматери? (набожность русских людей как особенность нации, святость момента, единение перед особенным событием).
5. Работа с текстом романа + план глав.
— Кто еще и когда говорит с Пьером о предстоящем сражении и настроении солдат? (князь Андрей ночью перед сражением, гл.25 стр. 157-158).
— Как объясняет кн.Андрей поражение под Аустерлицем?
— Почему он уверен в победе под Бородином?
— Поясните слова Тимохина.
— Что понял Пьер в окружающих людях? Какую теплоту?
6. Работа над понятиями.
Запись на доске и в тетрадях:
ПАТРИОТИЗМ
— готовность отдать жизнь
— всем народом, все вместе: солдаты, офицеры, главнокомандующий, мужики, священники, дворяне, купцы;
— без громких пустых слов, без эффектных подвигов (почти нет описания таких мнимых героев, как Жерков, который боялся пройти с сообщением главнокомандующего на передовую);
— за свой дом, за свою землю, за своих родных;
— за Отечество, за свободу.
— Без чего не может быть патриотизма? (Без любви к Родине, к своему народу) – определение патриотизма по словарю Ожегова + повесить на доску.
Тесно связано с этим понятием другое —
ГЕРОИЗМ.
— Как вы дадите определение этому понятию? Какие черты характера необходимы? (мужество, отвага, решительность и т.п.) + повесить определение героизма по словарю Ожегова.
— Почему же было выиграно Бородинское сражение? (потому что эти 2 понятия были не пустыми словами для тех, кто участвовал в сражении, а той истиной, без которой биться было недопустимо – солдаты и все остальные доказали свой патриотизм поступками и спмоотречением).
Проверка домашнего задания – рассказы о героях Бородинского сражения по вариантам + план глав..
-Какие истинные герои битвы показаны автором романа? (батарея Раевского, полк князя Андрея).
1 вариант. Батарея Раевского (гл.31, 32).
— Как называли французы редут Раевского? Почему?
— Докажите, что все солдаты в батарее – семья. Сколько раз повторяется это слово? Как они отнеслись к Пьеру? Почему?
— Докажите, что солдаты геройски воевали и отдавали свои жизни за Родину (истинный героизм).
+ дополнительный вопрос из основных к уроку – всем:
— Что понял Пьер? Какое влияние оказало на него участие в битве? (объединился с народом, понял свое назначение в жизни, показывает понимание ужаса войны!)
2 вариант. Полк кн. Андрея (гл. 36).
— Докажите, что солдаты проявили особое мужество, находясь в резерве, хотя не участвовали в сражении.
— Как проявил себя князь Андрей?
— Опишите эпизод с раненным в голову и ногу солдатом.
+ дополнительный вопрос из основных к уроку – всем:
— Какое влияние на него оказали события Бородинского сражения? (ранение – смерть, пришел к пониманию сострадания и любви, стр. 194 гл.37)
8. Работа над видеофрагментом + текст гл.39 + план глав.
Но не только солдаты и офицеры проявляли героизм и патриотизм. Какой эпизод показывает единство Кутузова и всей русской армии? (сцена за завтраком, гл. 35, стр. 187-188).
— Оцените поведение Кутузова. Как относится к нему автор?
Как Кутузов поддерживает дух армии?
ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА.
— Не смогли дать второго сражения, наступать на следующий день, но зато что смогли сделать? Ответ на это даст нам 39 глава стр. 199.
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ ГЛАВЫ.
НРАВСТВЕННАЯ ПОБЕДА – В ЭТОМ И ЕСТЬ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ, ПО МНЕНИЮ ТОЛСТОГО.
Д/з: подготовить по вариантам рассказы с примерами из текста:
1 вариант — Кутузов на поле боя. Каким его изображает Толстой?
2 вариант — Наполеон на поле боя. Каким его изображает Толстой?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткое оглавление эпизодов и сцен «Войны и мира»
(том 3, часть 2).
25 августа. Подготовка к сражению.
XIX глава. Рассуждения Толстого о существе и ходе Бородинского сражения.
— Для чего было дано Бородинское сражение?
— Каким было соотношение сил?
— В каких условиях было принято Бородинское сражение?
XX глава. Пьер выезжает из Можайска.
— Какие слова солдата стали основной мыслью, лейтмотивом при описании подготовки и самого Бородинского сражения?
— Кто (рода войск, другое население) собрался для участия в Бородинском сражении?
XXI глава. Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск.
XXII глава. Пьер в свите Кутузова. Случайный и незначительный разговор штабных. Реплики Кутузова о чудесном, бесподобном народе.
XXIII глава. Пьер с Бенигсеном проехали от Горок до крайнего левого фланга.
XXIY глава. Князь Андрей в Князькове. Размышления о жизни и смерти. Приезд Пьера.
XXY глава. Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. Разговор Вольцогена с Клаузевицем. Вывод Пьера о скрытой теплоте…
— Как объясняет князь Андрей поражение под Аустерлицем?
— Почему он уверен в победе под Бородином?
— Поясните слова Тимохина.
— Что понял Пьер в окружающих людях? Какую теплоту?
XXYI глава. Наполеон в стоянке у Валуева. Эпизод с портретом сына. Приказ Наполеона о сражении.
XXYII глава. Наполеон готовится к бою.
XXYIII глава. Рассуждения Толстого о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы.
XXIX глава. Наполеон перед боем. Он едет к Шевардину.
26 августа. Сражение.
XXX глава. Пьер со штабом Кутузова на кургане в Горках. Панорама начала сражения.
XXXI глава. Пьер на батарее Раевского.
XXXII глава. Борьба за батарею Раевского. Пьер уходит с поля сражения.
Домашнее задание по гл. 31-32 для 1 варианта.
— Как называли французы редут Раевского? Почему?
— Докажите, что все солдаты в батарее – семья. Сколько раз повторяется это слово? Как они отнеслись к Пьеру? Почему?
— Докажите, что солдаты геройски воевали и отдавали свои жизни за Родину (истинный героизм).
XXXIII глава. Наполеон на поле Бородина. Его попытки руководить ходом сражения.
XXXIY глава. Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны, но русские не отступают.
XXXY глава. Кутузов в разгар сражения. Его умелое управление «духом войска».
— Как поддерживает Кутузов дух войска?
— Докажите, что Кутузов – настоящий патриот. Как относится к Кутузову Толстой? (несмотря на комическую сцену с жареной курицей).
XXXYI глава. Полк князя Андрея в резерве. Ранение князя Андрея.
Домашнее задание по гл. 36 для 2 варианта.
— Докажите, что солдаты проявили особое мужество, находясь в резерве, хотя не участвовали в сражении.
— Как проявил себя князь Андрей?
— Опишите эпизод с раненным в голову и ногу солдатом.
XXXYII глава. Князь Андрей и Анатоль Курагин в палатке для раненых. Примирение кн. Андрея с людьми.
XXXYIII глава. Автор о Наполеоне (использованы письма и мемуары Наполеона).
XXXIX глава. «Пламя сражения медленно догорало». Победа, которую одержала Россия.
— Не смогла русская армия дать второго сражения, наступать на следующий день, но зато что смогли сделать?