Конспект урока по Литературе «Л.Н.Толстой «Война и мир»»

Урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

Учитель: Дорофеева Майя Александровна,

СОШ № 1440 г. Москва


Бородинское сражение — бой славы


Цель урока: проследить изображение Бородинского сражения в романе Л.Н.Толстого, выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе; показать, как реализуется в этих главах любимая мысль Толстого — «мысль народная».

Оборудование: мультимедийная установка, видеофрагменты из

фильма «Война и мир», презентация, фотографии Бородинской панорамы, портреты Л.Н.Толстого, главных героев романа, героев Отечественной войны 1812 года, Кутузова и Наполеона.


Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

На прошлом уроке по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» мы с вами говорили о том, что, несмотря на отчаянное сопротивление русских войск, французская армия все дальше и дальше продвигалась в глубь России, занимая оставленные жителями города и села.


— В каком состоянии находились населенные пункты? Почему? (Местные жители сами сжигали дома, раздавали все: сено, продукты – солдатам, лишь бы это не досталось французам.

— Кого из героев романа мы можем вспомнить? (Купец Ферапонтов в Смоленске, княжна Марья в имении Богучарово и др.)


Но французы подходили все ближе и ближе к Москве.

И вот 24 августа 1812 года – сражение при Шевардинском редуте,

25 августа — не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны,

26 августа – произошло величайшее событие в истории России — Бородинское сражение! Битва при Бородине!


Нет, наверное, в нашей стране ни одного взрослого человека, который бы никогда не слышал этих слов.

Об этой битве много писали и пишут историки, подвиг героев Бородина прославляли писатели и поэты (назовите одно из самых известных произведений), музыканты, художники, сценаристы.

Свое видение этого события показал в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой.


Наша задача на сегодняшнем уроке —

выяснить, как изобразил это событие автор романа, и ответить на вопросы:


— В чем разница войн 1805-07г. и 1812г.?

— Почему было выиграно Бородинское сражение?

— Что есть истинный патриотизм и героизм, по мнению Толстого?

— Каково значение Бородинской битвы в жизни России и в жизни героев романа?

2. Презентация «Историческая справка о Бородинском сражении».


3. Работа с планом.

Дома при подготовке к уроку вы работали с оглавлением тех частей, которые посвящены подготовке и самому Бородинскому сражению.


— Сколько глав посвящены этим событиям? (21 глава).

Из них 5 глав включают авторские рассуждения.

— О чем рассуждает Толстой? (о существе и ходе Бородинского сражения, стр. 139-143, о жизни, вместе с князем Андреем, о патриотизме, вместе с Пьером, о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы, о духе русского войска и причинах победы в этом сражении).

— Какие исторические личности встречаются в перечисленных главах? (Наполеон, Кутузов, Бенигсен, Вольцоген, Клаузевиц).

— Какие уже знакомые нам герои Толстого проходят через Бородинское сражение? (князь Андрей, Пьер).

— В 7 главах Пьер – действующее лицо. Почему день накануне битвы и частично саму битву Толстой показывает глазами Пьера, невоенного человека? (князь Андрей, Николай Ростов – искушенные военные, привыкшие к войне, к потерям. Для Пьера же все вокруг новое, необычное. Он, как неискушенный человек, принимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по мнению Толстого, и является причиной исхода сражения).


4. Работа над видеофрагментом.

В 20 главе Пьер выезжает из Можайска и оказывается в гуще событий. Дома вы читали эту главу. Какую фразу солдата, встреченного Пьером, можно считать главной мыслью не только этой главы, но и других, посвященных Бородинскому сражению.

«Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва».

-Как Толстой, а вслед за ним режиссер фильма Сергей Бондарчук сумели подтвердить эти слова солдата? Обратите внимание на героев эпизода, звуки, изображение эпизода. (солдаты всех родов войск, мужики, врачи, дворяне, священники; солдатские песни, звон колоколов, говор разных людей по образованию, образу жизни и т.д.; массовость – круглая земля, по которой стекаются все участники события – ЕДИНЕНИЕ).


ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА.


— Зачем Толстой описывает эпизод с иконой Смоленской богоматери? (набожность русских людей как особенность нации, святость момента, единение перед особенным событием).


5. Работа с текстом романа + план глав.

— Кто еще и когда говорит с Пьером о предстоящем сражении и настроении солдат? (князь Андрей ночью перед сражением, гл.25 стр. 157-158).

Как объясняет кн.Андрей поражение под Аустерлицем?

— Почему он уверен в победе под Бородином?

— Поясните слова Тимохина.

— Что понял Пьер в окружающих людях? Какую теплоту?


6. Работа над понятиями.

Запись на доске и в тетрадях:

ПАТРИОТИЗМ

— готовность отдать жизнь

— всем народом, все вместе: солдаты, офицеры, главнокомандующий, мужики, священники, дворяне, купцы;

— без громких пустых слов, без эффектных подвигов (почти нет описания таких мнимых героев, как Жерков, который боялся пройти с сообщением главнокомандующего на передовую);

— за свой дом, за свою землю, за своих родных;

— за Отечество, за свободу.


— Без чего не может быть патриотизма? (Без любви к Родине, к своему народу) – определение патриотизма по словарю Ожегова + повесить на доску.


Тесно связано с этим понятием другое —

ГЕРОИЗМ.

— Как вы дадите определение этому понятию? Какие черты характера необходимы? (мужество, отвага, решительность и т.п.) + повесить определение героизма по словарю Ожегова.


Почему же было выиграно Бородинское сражение? (потому что эти 2 понятия были не пустыми словами для тех, кто участвовал в сражении, а той истиной, без которой биться было недопустимо – солдаты и все остальные доказали свой патриотизм поступками и спмоотречением).


  1. Проверка домашнего задания – рассказы о героях Бородинского сражения по вариантам + план глав..


-Какие истинные герои битвы показаны автором романа? (батарея Раевского, полк князя Андрея).


1 вариант. Батарея Раевского (гл.31, 32).

— Как называли французы редут Раевского? Почему?

— Докажите, что все солдаты в батарее – семья. Сколько раз повторяется это слово? Как они отнеслись к Пьеру? Почему?

— Докажите, что солдаты геройски воевали и отдавали свои жизни за Родину (истинный героизм).

+ дополнительный вопрос из основных к уроку – всем:

Что понял Пьер? Какое влияние оказало на него участие в битве? (объединился с народом, понял свое назначение в жизни, показывает понимание ужаса войны!)

2 вариант. Полк кн. Андрея (гл. 36).

— Докажите, что солдаты проявили особое мужество, находясь в резерве, хотя не участвовали в сражении.

— Как проявил себя князь Андрей?

— Опишите эпизод с раненным в голову и ногу солдатом.

+ дополнительный вопрос из основных к уроку – всем:

Какое влияние на него оказали события Бородинского сражения? (ранение – смерть, пришел к пониманию сострадания и любви, стр. 194 гл.37)


8. Работа над видеофрагментом + текст гл.39 + план глав.

Но не только солдаты и офицеры проявляли героизм и патриотизм. Какой эпизод показывает единство Кутузова и всей русской армии? (сцена за завтраком, гл. 35, стр. 187-188).

— Оцените поведение Кутузова. Как относится к нему автор?

  • Как Кутузов поддерживает дух армии?


ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА.


— Не смогли дать второго сражения, наступать на следующий день, но зато что смогли сделать? Ответ на это даст нам 39 глава стр. 199.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ ГЛАВЫ.

НРАВСТВЕННАЯ ПОБЕДА – В ЭТОМ И ЕСТЬ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ, ПО МНЕНИЮ ТОЛСТОГО.


Д/з: подготовить по вариантам рассказы с примерами из текста:

1 вариант — Кутузов на поле боя. Каким его изображает Толстой?

2 вариант — Наполеон на поле боя. Каким его изображает Толстой?













ПРИЛОЖЕНИЕ


Краткое оглавление эпизодов и сцен «Войны и мира»

(том 3, часть 2).

25 августа. Подготовка к сражению.

XIX глава. Рассуждения Толстого о существе и ходе Бородинского сражения.

— Для чего было дано Бородинское сражение?

— Каким было соотношение сил?

— В каких условиях было принято Бородинское сражение?

XX глава. Пьер выезжает из Можайска.

— Какие слова солдата стали основной мыслью, лейтмотивом при описании подготовки и самого Бородинского сражения?

— Кто (рода войск, другое население) собрался для участия в Бородинском сражении?

XXI глава. Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск.

XXII глава. Пьер в свите Кутузова. Случайный и незначительный разговор штабных. Реплики Кутузова о чудесном, бесподобном народе.

XXIII глава. Пьер с Бенигсеном проехали от Горок до крайнего левого фланга.

XXIY глава. Князь Андрей в Князькове. Размышления о жизни и смерти. Приезд Пьера.

XXY глава. Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. Разговор Вольцогена с Клаузевицем. Вывод Пьера о скрытой теплоте…

— Как объясняет князь Андрей поражение под Аустерлицем?

— Почему он уверен в победе под Бородином?

— Поясните слова Тимохина.

— Что понял Пьер в окружающих людях? Какую теплоту?

XXYI глава. Наполеон в стоянке у Валуева. Эпизод с портретом сына. Приказ Наполеона о сражении.

XXYII глава. Наполеон готовится к бою.

XXYIII глава. Рассуждения Толстого о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы.

XXIX глава. Наполеон перед боем. Он едет к Шевардину.

26 августа. Сражение.

XXX глава. Пьер со штабом Кутузова на кургане в Горках. Панорама начала сражения.

XXXI глава. Пьер на батарее Раевского.

XXXII глава. Борьба за батарею Раевского. Пьер уходит с поля сражения.

Домашнее задание по гл. 31-32 для 1 варианта.

— Как называли французы редут Раевского? Почему?

— Докажите, что все солдаты в батарее – семья. Сколько раз повторяется это слово? Как они отнеслись к Пьеру? Почему?

— Докажите, что солдаты геройски воевали и отдавали свои жизни за Родину (истинный героизм).

XXXIII глава. Наполеон на поле Бородина. Его попытки руководить ходом сражения.

XXXIY глава. Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны, но русские не отступают.

XXXY глава. Кутузов в разгар сражения. Его умелое управление «духом войска».

— Как поддерживает Кутузов дух войска?

— Докажите, что Кутузов – настоящий патриот. Как относится к Кутузову Толстой? (несмотря на комическую сцену с жареной курицей).

XXXYI глава. Полк князя Андрея в резерве. Ранение князя Андрея.

Домашнее задание по гл. 36 для 2 варианта.

— Докажите, что солдаты проявили особое мужество, находясь в резерве, хотя не участвовали в сражении.

— Как проявил себя князь Андрей?

— Опишите эпизод с раненным в голову и ногу солдатом.

XXXYII глава. Князь Андрей и Анатоль Курагин в палатке для раненых. Примирение кн. Андрея с людьми.

XXXYIII глава. Автор о Наполеоне (использованы письма и мемуары Наполеона).

XXXIX глава. «Пламя сражения медленно догорало». Победа, которую одержала Россия.

— Не смогла русская армия дать второго сражения, наступать на следующий день, но зато что смогли сделать?



Свежие документы:  Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе по теме: "Вся жизнь – один чудесный миг. Образ А.С.Пушкина в литературе и живописи"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: