Тема: Личность и творчество писателя – сатирика М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Цель:
Познакомить с этапами биографии и творчества писателя;
Уяснить значение Библии в жизни и творчестве писателя.
Ход урока
Слово учителя
Наследие М.Е. Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве- это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, значение человеческих характеров.
Сегодня мы познакомились с этапами жизни и творчества этого удивительного писателя.
Сообщение учащихся:
Детские годы М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Обучение в Лицее.
На государственной службе.
Ссылка в Вятку.
Литературная деятельность.
Сотрудничество в журнале «Современник».
М.Е. Салтыков-Щедрин и Библия.
Вопрос: Знал ли Салтыков-Щедрин библейские тексты, какие, как они повлияли на формирование его мировоззрение?
Опережающее задание: привести биографические, творческие факты, способность прояснить этот вопрос.
Сообщение учащихся:
Писатель с детства прекрасно знал и понимал Библию.
Активное использование библейских образов в творчестве.
Картина Н.Н. «Тайная вечеря»
Сообщение 1-го учащегося.
Писатель с детства прекрасно знал и понимал Библию, в особенности Евангелие, сыгравшее уникальную роль в его самовоспитании. В последнем романе «Пошехонская старина» (не случайно смертельно больным он вспомнит эту историю). Салтыков-Щедрин так передает впечатление от соприкосновения с великой книгой: «Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Роясь в учебниках, я отыскал «Чтение из четырех евангелистов»; а так как книга эта была в числе учебных руководств… то я принялся и за нее наравне с другими учебниками. Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот… Главное, что я почерпнул из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести Словом сказать, я уже вышел из состояния прозябания и начал осознавать себя человеком. Мало того: право на это сознание я переносил и на других. Доселе я ничего не знал ни об алчущих, ни о жаждущих и обремененных, а видел только людские особи, сложившиеся под влиянием несокрушимого порядка вещей; теперь эти униженные и оскорбленные встали передо мной, осиянные светом, и громко вопияли против прирожденной несправедливости, которая ничего не дала им, кроме оков, и настойчиво требовали восстановления попранного права на участие в жизни».
Безусловно, красноречивы оценки, которые дает Салтыков-Щедрин и самому Евангелию и этому эпизоду своей жизни: «сильный и горячий, животворный луч», «полный жизненный переворот». Важнее, по признанию писателя, то, что чтение Евангелия имело «несомненное влияние на весь позднейший склад моего мировоззрения». В чем оно сказалось? Будущий писатель понял, что самая великая ценность — человеческая личность. Он увидел, как сложились общественные отношения в России: большинство людей подавлено и лишено права заявлять о себе. Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных и оскорбленных», борцом против духовного рабства. В этой неустанной борьбе верным союзником оказывается Библия. Поэтому щедринская сатира не выглядит сухой и рационалистичной: она согрета живым огнем любви к человеку.
Сообщение 2-го учащегося.
Совершенно особая роль Евангелия в становлении его мировосприятия определила активное использование Щедриным библейских образов в творчестве. Уже в «Губернских очерках», еще тесно связанных с «натуральной школой», появляются герои из народа, странники, правдоискатели, нищие, «носители» высокого духовного евангельского начала: и отставной солдат Пименов, считающий, «что только простое, незлокозненное сердце святыней растворяться может», и, конечно, Пахомовна, собравшаяся «в путь во дороженьку, угодникам божиим помолиться, святым преславным местам поклониться».
В последующем творчестве значение и роль библейских образов усиливается, они формируют художественную структуру щедринских книг.
Сообщение 3-го учащегося.
Обильное и художественно-оправданное использование библейских образов свидетельствует и об умении Салтыкова-Щедрина тонко и глубоко истолковывать подобные мотивы в произведениях других писателей и художников, например Николая Николаевича Ге.
В 1863 году Ге привез из Флоренции в Петербург только что написанное полотно на евангельский сюжет — «Тайная вечеря». Оно имело огромный успех, вызвало много отзывов, рецензий, статей. Но самой дорогой художник считал одну из них — рецензию Салтыкова-Щедрина, вошедшую в цикл его очерков «Наша общественная жизнь». Прежде чем процитировать слова Щедрина, обратим внимание на колорит и композицию картины. Тайная вечеря — это поздний ужин, философская, духовная беседа Иисуса Христа с двенадцатью учениками (апостолами). Она для Христа последней. Преданного Иудой, его схватят и уведут стражники. Художник запечатлел напряженный, драматический момент встречи: Иисус Христос уже указал на предателя, Иуда решительным шагом удаляется от общего стола, он идет за стражей. Все остальные ученики сгрудились в углу комнаты, которая кажется пустой и гулкой. Только огромные зловещие тени ходят по стенам, предвещая беду. Колорит картины темный, она выдержана в коричнево-фиолетовых тонах. Только два апостола, Петр и Иоанн, не испугались. Петр негодует, а Иоанн безмерно потрясен случившимся. Невидимый огонь освещает их лица. В центре сидит Иисус Христос. Он облокотился на стол, опустил глаза вниз. Он кажется отрешенным от всего происходящего. Но нет. Это не отрешенность, а состояние самоуглубления: Христос переживает и осмысливает предательство Иуды и одновременно готовится к предстоящему подвигу. Четыре фигуры на картине: Иисус Христос — Иуда, Иоанн — Петр — образуют крест. Это и символ страдания, величайших мучений, и символ искупления грехов человеческих, будущего воскресения .
Салтыкова-Щедрина поразила фигура Иуды, изображенного на картине силуэтно, так, что виден только его резкий жест: «Иуда удаляется; от всей его темной фигуры веет холодом и непреклонною решимостью; уход его сопровождается скорбью, недоумением и негодованием со стороны прочих присутствующих, но он лично, очевидно, уж стал на ту точку, когда оставляемый человеком мир не шевелит ни одной струны в его сердце, когда все расчеты с этим миром считаются раз навсегда поконченными. Среди того мира, который он теперь оставляет, он и прежде чувствовал себя чужим; если он присоединился к нему и долгое время в нем оставался, то это произошло по недоумению, потому что он искал в нем осуществления своих собственных надежд и целей, которого, однако ж, не нашел. Нет сомнения, что и он не без тяжелого чувства пришел к уяснению своих отношений к этому чуждому для него миру, но как только он убедился, что мертвое и живое не могут идти рядом, то предстоящий ему образ действий обозначился сам собою — он не мог стать в стороне и молча ожидать дальнейшего хода событий; в нем самом было слишком много содержания, чтобы на одну минуту допустить возможность подобного самоотречения»
Иуда на картине Ге и в восприятии Салтыкова-Щедрина — это не мелкий корыстолюбец, а идейный противник Христа и его учения. Противостояние личностей, идейных позиций, средств их борьбы составляет содержание картины, уловленное сатириком. Его интерпретация «Тайной вечери» совпала с раздумьями художника и стала классической. Салтыков-Щедрин считал, что замысел художника сводился к тому, чтобы «представить в живом образе величайшее событие». В таких «живых образах» он стремился представить человеческую жизнь и в своих «Сказках».
Творческая история сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
(сообщение учащегося)
32 коротких произведения, которые потом были названы «Сказками для детей изрядного возраста», Салтыков-Щедрин создавал не вдруг и не сразу. В 1869 году, в пору, когда писалась «История одного города», саркастическая, гротесково-фантастическая книга, сатирик сочинил три из них — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть». Эти открыто обличительные произведения близки по стилю и духу «Истории города Глупова». Но уже теперь сатирик отказывается от единообразия: «Пропала совесть» резко отличается от первых двух сказок, в ней сильно философско-публицистическое начало, в центре не традиционный сказочный герой, а аллегорический образ Совести. Заметно стремление Салтыкова-Щедрина придать сюжетам обобщающий, символический характер.
Затем наступил перерыв. Вновь к сказкам сатирик обратился в 1880 году. В течение четырех лет, с 1882 по 1886 год, Салтыков-Щедрин создает большинство из них: 28 из 32. Но это были еще разрозненные тексты, некоторые еще не были даже напечатаны из-за цензурных трудностей. В 1886 году у писателя возникает замысел цикла, и в сентябре выходит сборник «23 сказки Салтыкова (Щедрина)».
Обратим внимание, что они создавались за три года до смерти, писателю понадобился весь его огромный жизненный опыт. Почему это произошло? Чем заинтересовал «сурового сатирика» «несерьезный жанр»? Русский философ и ученый Е. Трубецкой, размышляя над удивительной притягательностью фольклорной сказки, пришел к выводу: «Сказочные образы эти не сохранялись бы памятью народною, если бы они не выражали собою непреходящих, неумирающих ценностей человеческой жизни
Передовой педагогический опыт
Духовно-нравственное воспитание учащихся
на основе программных литературных произведений XIXв.- XXв. и Библии.
Тема урока: Личность и творчество писателя-сатирика
М.Е. Салтыкова – Щедрина
Влияние Библии на мировоззрение писателя.
Учитель русского языка и литературы МОУ лицея №1 Никитина Светлана Владимировна
г. Славянск-на-Кубани
2009 год