Конспект урока по теме:
«М.Горький «Макар Чудра». Образ главного героя рассказа».
Цели урока:продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение, отрабатывать умение рассуждать и доказывать собственную точку зрения, умение делать вывод о нравственных уроках произведения.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем работу над рассказом М. Горького «Макар Чудра». Мы уже отметили тот факт, что это первый написанный Горьким рассказ. Именно с этого произведения начинает он путь писателя. С чем решил Горький вступить в русскую литературу? О чём хотел сказать читателю? Чем хотел поделиться с ним?
Время создания произведения (1892 г.) – трагическое, переломное, канун потрясений, которые вскоре обрушатся на Россию. На прошлом уроке мы с вами познакомились с таким литературным направлением как неоромантизм, домашним заданием было определить черты неоромантизма в рассказе М.Горького «Макар Чудра». Давайте проверим, что получилось.
(проверка домашнего задания с использованием слайда из презентации)
Учитель. Цельнашей дальнейшей работы – проследить, как черты и свойства поэтики неоромантизма работают в произведении Горького. Наше внимание мы сосредоточим на образе главного героя, средствах его создания. Кроме того, мы должны выявить авторскую позицию в данном произведении и через это сделать вывод о нравственных уроках рассказа.
2. Работа с текстом рассказа . У.Какое впечатление сложилось послечтения рассказа? Что оказалось непонятным, удивительным?(рассказ в рассказе, очень интересные, яркие герои)
Давайте откроем рассказ и начнём его читать с самого начала
( слайд с текстом пейзажа, звучит музыка, ученик читает текст)
Учитель: Почему именно так начинает Горький свой рассказ? Что вы увидели в этом пейзаже? Каковы его функции?
(слайд «Пейзаж и его функции в рассказе»)
Почему море, степь, предельно широкое пространство? Как это связано с образом рассказчика? Кто он по национальности? Чего мы должны ожидать от такого героя?(цыгане, люди со своеобразным менталитетом, очень вольные, свободолюбивые)
Посмотрим, как это проявляется в рассказе, композиция которого посвящена одной главной цели – наиболее полно раскрыть образ главного героя.
Давайте вспомним, из чего складывается наше представление о литературном герое? (портрет, речь, поступки, отношение автора и др. персонажей пр-я и т.д.)
(слайд на презентации)
Нужно выявить, в чём Горький традиционен, а где проявляет новаторство?
Есть ли развёрнутый портрет в тесте рассказа? Почему? Какой вы себе представляете внешность рассказчика (подготовленное сообщение «Портрет героя и его роль в рассказе»)
( развёрнутого описания внешности нет, автору более интересен его внутренний мир, поэтому больше внимания он уделяет другим характеристикам, в частности, речи героя
Подготовленное сообщение- пересказ от 1-го лица (Речь героя, жизненная позиция, жизненная философия. Как герой проявляет себя через речь? Можно ли какие-нибудь его высказывания считать афоризмами?
Вопрос к классу: А что вы услышали в речи героя? Как она его характерезует?
(демонстрируется фрагмент кинофильма «Табор уходит в небо»)
Совпало ли ваше представление о герое с экранным образом? Если да, то в чём?
Учитель. Читая рассказ, вы должны были обратить внимание на ещё одно средство создания образа главного героя. Каково оно? Встречали ли мы такое раньше?
Зачем автор заставляет своего героя рассказывать об истории любвиЗабара и Радды? (заставляя рассказывать Макара Чудру эту легенду, автор представляет определенную систему ценностей понимания идеального и антиидеального в человеческом характере.Иными словами, задаёт определенную систему координат, исходя из которой можно судить и о самом рассказчике)
Учитель. Давайте вспомним эту легенду
(подготовленное сообщение «Забар и Радда – романтические герои»)
-Какой конфликт представляют эти герои и как он разрешается?
(любовь и свобода, по Горькому, взаимоисключают друг друга, желание безграничной свободы, индивидуализм приводят к взаимному уничтожению)
Как Макар Чудра смотрит на эту историю любви? ( он любуется героями, восхищается их красотой и другими достоинствами)
А автор рассказа разделяет позицию Макара Чудры? Докажите.(не согласен с ней)
Лабораторная работа (на слайде)
Цель: внимательно прочитать финал, выяснить его смысловую роль в разрешении конфликта произведения. Ответить на вопросы:
— Почему именно этой картиной заканчивается рассказ Макар Чудра? Каков смысл последнего предложения?
(даже после смерти герои не примиряются)
— Как в финале рассказа обозначены позиции рассказчика и автора? Совпадают ли они?
Учитель.А теперь давайте ёще раз посмотрим на монолог Макара Чудры в начале рассказа через призму восприятия его размышлений автором. Что мы увидим? Докажите, что уже здесь автор не согласен с рассказчиком.(диалог в форме монолога, «продолжал он, скептически выслушав моёвозражение на его слова)
-А где ещё мы встречали ситуации, в которых автор и рассказчик занимали разные позиции в оценке героев, поступков, ситуаций и др.?
Какой можно сделать вывод с точки зрения традиций и новаторства Горького?
( Пушкин «Капитанская дочка», Тургенев «Ася»)
Учитель. А теперь подведем предварительные итоги нашей работы с образом Макара Чудры
( слайд со схемой)
Письменная работа. Закончить предложение.
Идея рассказа М.Горького «Макар Чудра» заключается в том, чтобы показать героя, ….(какого?) (слайд презентации)
Учитель. Но давайте не будем забывать, что в литературном произведении не всё бывает так просто, тем более, в произведении М. Горького. Что ёще необходимо добавить в выводы нашего урока, учитывая авторскую позицию?
( вернуться ещё раз к трагическому финалу любви Забара и Радды)
А теперь давайте подумаем на таким вопросом: «Чем рассказ Горького, написанный в конце 19 века, интересен нам, читателям 21 века? Какие нравственные уроки извлекаем мы из данного произведения?
А теперь задайте вопросы. Что осталось невыясненным, непонятным в рассказе?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Стр. 22 (зад.10) или (зад.9)- письменно.