Урок № 39
Дата 07.02
Конспект урока литературы в 6 классе по теме
«М.М.Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца».
Главные герои произведения – Настя и Митраша»
Тип урока: урок изучения нового материала
Перечень оборудования: доска, мультимедийный проектор, экран, слайд-презентация, портрет М.М.Пришвина, выставка книг Пришвина
Список использованной литературы:
Учебник-хрестоматия для 6 класса под ред. В.Я.Коровиной
Ерёмина О. Уроки литературы в 6 классе методическое пособие
Литература 6 класс. Поурочные планы// 2-е издание исправленное и дополненное, автор-составитель С.Б.Шадрина, Волгоград, 2010
Коровина В.Я. Литература 6 класс. Методические советы// Москва, просвещение, 2002
План урока:
Методы и приёмы работы на каждом этапе урока | Хронометраж | |
I.Организационный момент | Метод: слово учителя (репродуктивный метод) Приём: приветственное слово, ведущее слово, вводное слово | 2 минуты |
II. Подготовка к восприятию текста | Метод: слово учителя Приём: сопроводительное слово, | 10 минут |
III. Изучение нового материала | Метод: беседа Приём: эвристическая беседа, проблемная беседа | 17 минут |
IV. Задавание на дом | Метод: слово учителя Приём: инструктирующее слово | 2-3 минуты |
V. Итог урока | Метод: опрос Приём: фронтальный опрос | 3 минуты |
Цель урока: познакомить обучающихся с отдельными фактами биографии писателя, пробудить интерес к его творчеству.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать общее представление о М.М.Пришвине как личности и писателе, определить особенности его творчества.
Продолжить формировать навыки анализа текста
Продолжить формировать навыки озвученного осознанного чтения и выразительного чтения по ролям.
Формировать навыки составления сравнительной характеристики героев произведения.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к литературе как к искусству слова.
Воспитывать интерес к произведениям словесного искусства.
Воспитывать интерес к творчеству М.М.Пришвина.
Воспитывать любовь к русской литературе.
Воспитывать любовь к природе.
Развивающие:
Способствовать развитию образного мышления.
Способствовать развитию связанной монологической речи учащихся при полных ответах.
Способствовать развитию критического мышления.
Способствовать развитию эмоциональной памяти, долговременной памяти.
Способствовать развитию воображения.
Методическое обоснование урока
Этот урок является вводным в изучении сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». По своей структуре он относится к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока учитывается жанровая специфика произведения, домашняя подготовка учеников (на дом было задано прочитать вступительную статью учебника о М.М.Пришвине, индивидуальное задание – подготовить устный рассказ о писателе, используя дополнительные источники, прочитать рассказы из сборников «Лесная капель», «Этажи леса», «Золотой луг», «Лесной доктор» и др.,). Для того чтобы подготовить учеников к восприятию и анализу произведения, им предлагается узнать о некоторых фактах биографии писателя, а также высказать своё впечатление о прочитанных дома рассказах. На уроке русского языка ученики 6 класса писали изложение по сказке-были «Описание Насти и Митраши», т.е. они уже знакомы с первой главой произведения, поэтому на данном уроке предполагается чтение второй главы.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания | ||||||||||||||||||
I.Организационный момент + определение цели урока. | Метод: слово учителя (репродуктивный метод) Приём: Приветственное слово — Здравствуйте, ребята! Приём: ведущее слово -Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Садитесь. Сегодня мы с вами начинаем изучать творчество М.М.Пришвина и его произведение «Кладовая солнца». Перед вами портрет писателя, сборники его произведений. Обратите на названия этих сборников. Метод: беседа Приём: эвристическая беседа — Прежде чем говорить о писателе и его произведениях давайте попробуем вместе определить цель нашего урока. Чем бы вы хотели заняться на сегодняшнем уроке, что хотели бы узнать сегодня? — Да, совершенно верно, именно об этом пойдёт речь на нашем уроке. Мы узнаем о жизни и творчестве писателя, узнаем какие произведения он писал, и о чём они, постараемся определить основную тему произведений М.М.Пришвина, а также поговорим об истории создания произведения «Кладовая солнца» и поближе познакомимся с его главными героями. Я не оговорилась, сказав «познакомимся поближе», потому что совсем недавно мы познакомились с ними на уроке русского языка. — Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнюю дату и тему урока. | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.
— На сегодняшнем уроке мне бы хотелось узнать о жизни и творчестве писателя, узнать какие произведения он писал, о чём его произведения.
Седьмое февраля Классная работа М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши |
| |||||||||||||||||
II. Подготовка к восприятию текста + проверка домашнего задания. | Метод: слово учителя Приём: инструктирующее слово — Ребята, дома вы читали статью учебника о М.М.Пришвине. В качестве эпиграфа к этой статье взяты слова самого писателя, обратите внимание на доску, прочитайте эти слова и подумайте, как понять слова писателя? Метод: беседа Приём: эвристическая беседа — Итак, ребята, скажите, какое смысл вложил М.М.Пришвин в эти слова? — Да, я согласна с вами. Человек – часть природы, и он должен жить с ней в согласии, гармонии, беречь её и не нарушать законы природы. — А как ещё модно понять эти слова? Можно ли сказать, человек и природа чем-то схожи, можно ли сказать, что у человека и природы есть какие-нибудь общие черты? Подумайте. -Да, действительно, это так. Настроение у природы может меняться, также как у человека. -То есть, ребята, можно сделать вывод, что жизнь в природе устроена подобно жизни человека, а может быть наоборот, жизнь человека устроена подобно жизни в природе. Метод: слово учителя Приём: оценочное слово — Молодцы! Метод: слово учителя Приём: ведущее слово — А сейчас настало время обсудить статью учебника. Метод: беседа Приём: репродуктивная беседа — Кто автор этой статьи? Что пишет Паустовский об особенностях творчества Пришвина? Перечислите отмеченные Паустовским особенности. А сейчас послушаем рассказ о М.М.Пришвине.
— Как определяет Паустовский жары созданных Пришвиным произведений? — Какие слова автора статьи о Пришвине подтверждают эпиграф? — В статье учебника есть слова «его не интересует наносное». Как вы понимаете эти слова? — А сейчас послушаем рассказ о М.М.Пришвине. По ходу рассказа в тетради вы записывайте важные даты из жизни Пришвина. — «Кладовая солнца» — сказка, но вместе с тем, события в ней имеют реальную основу. Написано это произведение в конце мая – в начале июня 1945 года, то есть сразу после Великой Отечественной Войны. Радостное ощущение победы согревает буквально каждую строчку этого произведения | Чтение эпиграфа. Чтение рефлексивное Образец записи на доске: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только думаю о людях». М.М.Пришвин
Ответы учеников: — Наверное, М.М.Пришвин хотел сказать, что человек и природа неразрывно связаны друг с другом. — Может быть, писатель хотел сказать, что человек – это часть природы, он должен её беречь и охранять, жить по законам природы и не нарушать их. — Да, можно сказать и так. Например, когда ярко светит солнышко, небо голубое, на улице тепло, мы можем сказать, что у природы хорошее настроение. А если небо затянуто течами и идёт дождь, то у природы плохое настроение. Так же и у человека, настроение может быть плохим и хорошим.
— Автор этой статьи К.Г.Паустовский. — Своеобразный писатель, то есть не такой как все, отличный от других. — Его учитель – русский народ. — Любовь писателя к природе соединялась с любовью к человеку. — Его занимает «суть человека». — Он определяет их как повести, рассказы, «географические очерки». — У Пришвина «всё объединено человеком».
— Наносное значит случайное, не настоящее. Подготовленный ученик рассказывает о писателе |
На слайде демонстрируется портрет Пришвина. Демонстрируется выставка книг писателя | |||||||||||||||||
III. Изучение нового материала | Метод: беседа Приём: репродуктивная беседа — Несколько дней назад на уроке русского языка мы уже читали первую главу произведения, поэтому читать её снова мы не будем. Давайте вспомним, в какое время происходит действие произведения? — Это время было очень сложным для страны и для народа. Многие дети тогда остались без родителей, так как их родители погибли на войне. Всем людям жилось тяжело в послевоенное время. Страна была полностью разрушена, людям приходилось очень много работать, чтобы восстановить страну после разрухи. Но несмотря на все тяготы послевоенного времени, люди не теряли оптимизма, верили во все светлое и хорошее, были очень добрыми и относились друг к другу с любовью, пониманием, уважением и заботой, не оставляли друг друга в беде. — Вспомним, кто главные герои произведения? — Расскажите о детях? Что с ними случилось, как они жили? — Что досталось детям в наследство? — Чем занимались дети? — Расскажите, как выглядели дети, сколько им было лет? Найдите в тексте описание Насти, описание Митраши. — Как автор относится к детям? Скажите, какие средства помогают показать отношение автора к детям? Словарная работа — Давайте проведём словарную работу, объясним значение непонятных слов. Чтение по ролям второй главы (Поход за клюквой) —Давай прочитаем вторую главу по ролям. (после чтение обсуждаем прочитанное) Метод: беседа Приём: репродуктивная беседа — Как ведёт себя Настя, собираясь в лес? Что она делает? — Как ведёт себя Митраша? Как он собирается в лес? — Скажите, как дети относятся друг к другу? — Сегодня на уроке мы с вами начнём составлять сравнительную характеристику главных героев. Составлять её мы будем в виде таблицы. Дома вы продолжите заполнение таблицы. |
Устные ответы учеников: — Действие происходит в послевоенное время.
Устные ответы учеников: -Главные герои – брат и сестра, Митраша и Настя. -Автор относится к детям с нежностью, любовью. -Отношение автора к детям помогают показать уменьшительно-ласкательные суффиксы. «Курочка золотая», «мужичок в мешочке», их носики, носик чистенький и т.д. Непонятные слова: пятистенная изба, хворостина, хлопотала, бочонки, шайки, лохани, рубанок, ладило, кадушка, бондарство, зазнался, хорохориться, строптивый, мотыжыть. Метод: чтение Приём: озвученное чтение по ролям
Таблица Сравнительная характеристика Насти и Митраши
|
На слайдах демонстрируются предметы: изба, шайки, лохани и т.д., а также значение непонятных слов.
На слайде демонстрируется образец таблицы | |||||||||||||||||
IV. Задавание на дом | Метод: слово учителя Приём: инструктирующее слово — Дома вам необходимо прочитать произведение «Кладовая солнца» до конца. Заполнить таблицу, выписать в тетрадь непонятные слова, которые вам встретятся при чтении. Индивидуальное задание: подготовить пересказ эпизода «О сосне и ели» | Метод: слушание Приём: детальное
|
| |||||||||||||||||
V. Итог урока | Метод: беседа Приём: репродуктивная беседа — Итак, подведём итог сказанному сегодня. — Для кого писал свои произведения Пришвин? — Какова главная тема произведений Пришвина? -Кто главные герои сказки-были «Кладовая солнца»? — Какие отношения сложились между детьми? — Молодцы! — Спасибо всем за работу! Урок окончен, до свидания! | Ответы учеников: |
|
Методический самоанализ урока
Данный урок разработан согласно календарно-тематического планирования, он является вводным уроком в изучении творчества М.М.Пришвина и его сказки-были «Кладовая солнца». На изучение этого произведения отводится три урока. М.М.Пришвин – детский писатель, но как выяснилось, многим шестиклассникам его имя не известно, поэтому важен эмоциональный настрой на восприятие текста. Для этого перед уроком на дом было задано прочитать некоторые рассказы Пришвина, для того, чтобы ученики имели общее представление о стиле и языке писателя, об основных темах его произведений. Важно, также рассказать о жизни и творчестве писателя.
Перед началом изучения сказки-были сказать несколько слов о социально-исторической обстановке послевоенного времени, чтобы дети имели представление о том, как жили люди в то время.
На следующем уроке планируется продолжить работу по анализу образов главных героев, дать определение жанру произведения, выделить жанровые элементы сказки в произведении, а также поговорить об образах природы.
На уроке удалось выполнить почти всю запланированную работу, не удалось заполнить таблицу по сравнительной характеристике героев, но дома ученики закончат эту работу.