Тема. «Мы умеем слушать сказку».
Цель: активизировать процесс мышления;
способность концентрировать внимание;
развитие мелкой моторики, координации движения;
совершенствовать эмоционально- волевую сферу.
Ход занятия.
1.Орг. момент.
Игра «Четыре стихии».
Дети стоят полукругом. На слово «вода» дети вытягивают руки вперёд и выполняют волнообразные движения. На слово «воздух» — поднимают руки вверх. На слово «огонь» — вращают поднятыми вверх руками в локтевых и кистевых суставах. На слово «земля» — опускают руки вниз.
-Какая стихия вам больше всего нравится? Почему? А что больше всего нравится? Почему?
-Дети, а вы любите сказки?
-Какие сказки вы знаете?
-А вы умеете слушать сказки?
-Как нужно слушать сказку?
2. Вхождение в сказку.
-Сегодня только тот попадёт в сказку, кто перепрыгнет через огненную реку.
(на полу ткань красного цвета)
-Это огненная река очень горячая, пламя поднимается высоко-высоко. Давайте перепрыгнем через эту реку.
-Вы хорошо все преодолели огненную реку, и попали в сказку «Снегурочка».
Жили-были дед да баба. Жили ладно, дружно. Всё бы было хорошо, да одно горе – детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса.
-А, что старуха, — говорит дед.- « Давай, слепим себе из снега дочку».
-Давай, — говорит старуха.
Вышли они на улицу и принялись дочку из снега лепить. Скатали снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили.
Упражнение «Снежные комочки».
Дети « загребают снег и лепят снежные комочки».
-Посильнее нажимайте, чтобы комочки стали упругими, тугими.
А теперь отложите «комочек», потрясите кистями, расслабьте руки,… Хорошо … вылепим следующий комочек.
Упражнение «Катание комков».
-А теперь из маленьких комочков надо скатать большой. Катим, комочки по снегу, напрягается спинка. Остановились, отдохнули стоя, расслабили всё тело.
-Ох, какие большие комочки получились!
-Покатаем комки
Дети разбиваются на пары. Один в паре «снежный ком», другой «дед». Ком ложится на спину, подтягивает ноги к животу, а голову к груди. Дед качает ком.
-Вылепил старик носик, рот. Подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков, улыбается. Потом закивала головой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба.
Упражнение «Снегурочка».
Дети превращаются в «Снегурочек», стоят не двигаясь, с закрытыми глазами. По сигналу сначала чуть-чуть моргают ресницами, затем открывают глаза, медленно поводят глазами вправо, влево. Делают глубокий вздох носом, ощущая, как входит в ноздри воздух, наблюдают за тем, как воздух мягко входит и выходит … входит и выходит.
Потом «Снегурочка» улыбается, медленно поворачивает голову в одну, другую сторону; плавно и медленно разводит руки в стороны и делают шаг вперёд.
-Обрадовались старики, привели её в избу. Глядят на неё, не наглядятся. И, стала Снегурочка расти у стариков не по дням, а по часам; что не день, то краше становится.
Кончилась зима. Начало пригревать весеннее солнышко. А Снегурочка вдруг запечалилась. От солнца прячется.
Всё бы ей холодок да тень, а ещё лучше дождик.
Упражнение « Солнце и дождик».
На слово «солнышко» дети приседают и сжимаются в комочек, накрыв голову руками. На слово «дождик» дети встают, улыбаются, прыгают по лужам.
-Раз надвинулась чёрная туча, посыпал крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.
Упражнение «Град».
Дети барабанят пальцами по жёсткой поверхности до усталости в пальцах рук. Затем, потряхивая кистями, расслабляют руки и слушают ощущения в кончиках пальцев.
-На что это ощущения похожи? Какие они?
Рассыпается по полу «град» (бусины белого цвета). Дети собирают бусины в ладонь, рассматривают их, любуются ими, пересыпают из одной ладони в другую…
—За весной и лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу и Снегурочку позвали с собой. Стали в лесу цветы собирать, венки плести, песни петь да хороводы водить.
Упражнение «Хоровод».
—А как свечерело, набрали девушки хвороста, и давай через огонь прыгать друг за дружкой. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула через костёр и вдруг растаяла. Обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко – высоко и поплыло по небу.
Упражнение «Костёр».
Прыжки через костёр (красная ткань на полу, дети прыгают через «костёр»).
Упражнение «Облачко».
А теперь через костёр будет прыгать «Снегурочка».
-Как вы думаете, страшно ей было? Почувствуйте её страх и печаль.
-Покажите её страх. Справилась Снегурочка со страхом?
Включается музыка.
Дети по одному прыгают через костёр. Сразу после прыжка на ребёнка набрасывается газовый платок. «Снегурочка» превращается в «облачко». Оно мягко, плавно плывёт по небу, двигаясь в соответствии с характером и ритмом мелодии.
Выход из сказки.
-А сейчас нам нужно вернуться из сказки. Для этого надо перепрыгнуть через огненную реку.
Итог занятия.
-Закончилось наше путешествие по сказке «Снегурочка».
-Каким показался вам конец сказки грустным, радостным или
спокойным?
-Вы радовались за Снегурочку? Или жалели её? Почему пожалели?
-Почему порадовались? Хорошо или плохо превратиться в облачко? Почему хорошо? Почему плохо? Что интересного может увидеть облачко? Что хорошего может сделать облачко?
Вы сегодня все молодцы хорошо поработали на занятии. Спасибо.