Конспект урока по Литературе «Н.Гоголь «Шинель»

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Цель: Раскрыть образ «маленького человека».

Задачи:

  • Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести «Шинель».

  • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

  • Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология: технология критического мышления

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа, тест.

Ход урока

1. Стадия вызова

— Здравствуйте, ребята!

— Наш урок мне хочется начать словами Н.Г. Чернышевского: «Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое».

— Как вы думаете, ребята, кого будет защищать Гоголь на этот раз?

(Акакия Акакиевича Башмачкина)

— Верно, сегодня на уроке мы поговорим о Башмачкине.

— К какой теме обратился Гоголь для раскрытия главного героя произведения? (Гоголь обратился к теме «маленького человека»)

— Тема урока «Образ «маленького» человека в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

— Поработайте с литературным энциклопедическим словарём. Объясните значение словосочетания «маленький человек».

(«Маленький человек» в литературе — обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).

— Какую цель мы ставили на прошлом уроке? (ответы)

— Итак, мы определили цель нашего урока — характеризуя главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина, мы должны рассмотреть образ «маленького человека».

— «Маленький человек» (прикрепляю на доску)

— Ребята, на парте у вас лежат карточки, выберите те слова, которые у вас ассоциируются с «маленьким человеком».

(Учащиеся называют слова и прикрепляют на доску вокруг словосочетания «маленький человек»)

(Бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение и т.д.)

2. Стадия осмысления

Для того чтобы рассмотреть образ «маленького» человека мы вернёмся к началу повести и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышляем, дадим характеристику Башмачкину.

— Перечислите события, связанные с Башмачкиным.

— Похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.

— Отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

3. Рефлексия

1. Как характеризует героя его портретное описание?

2. Сколько было лет герою?

3. Какую работу выполнял Башмачкин в департаменте?

4. Какое будущее ждало?

5. О чём мечтал герой?

6. Сбылась ли его мечта?

7. Какое событие резко изменило его «счастливую» жизнь?

8. Чем закончилась кража шинели?

В образе Акакия Акакиевича Гоголь начертал последнюю грань обмеления Божьего создания, когда вещь самая ничтожная становится для «маленького» человека источником беспредельной радости.

— Как относились к нему сослуживцы?

— Как он относится к своей работе?

— Назовите основную черту характера, которая позволила выжить в таком жестоком мире?

Спокойствие, покорность, смирение помогают выжить в жестоком мире. Гоголь подчёркивает, что люди безжалостны, равнодушны к миру «маленького» человека.

С какой целью автор придумал сюжет с шинелью?

Работа в группах «Башмачкин до покупки шинели и после»

Конечно, нельзя сказать, что «маленький» человек — Башмачкин с богатым внутренним миром, но он способен на любовь, дружбу, способный радоваться и быть счастливым.

К сожалению, Акакий Акакиевич не обрёл счастья. Гоголь подчёркивает беззащитность и одиночество «маленького» человека.

— Можно ли изменить судьбу человеку, что для этого нужно сделать?

В повести Гоголь рассказал историю нелёгкой жизни героя вовсе не затем, чтобы над ним посмеяться. Он своей повестью обвинял общество, которое нравственно калечит человека. Он заставляет читателя задуматься над судьбой «маленького» человека и отнестись к его невзгодам и бедам с сочувствием.

— Напишите синквейн на тему «Акакий Акакиевич»

Башмачкин

Спокойный, неряшливый

Работает, страдает, умирает

Живёт в своём мире

Жертва


Оцените себя.

Выполнение теста (если останется время)

Домашнее задание

— Нам кажется, что события, герои, изображённые в повести, очень далеки от нас. Но и сейчас есть люди, которые одиноки, и им нужно наше внимание, понимание. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались человечными, помогали друг другу, уважали остальных людей.

Спасибо за урок. Урок окончен.

Обнаженная душа — психологическая притча 

Как-то к известному мудрецу пришла молодая красивая девушка и попросила ей помочь:

— Я по-доброму отношусь ко всем людям, стараюсь помогать, чем могу, стараюсь никого не обижать и быть со всеми приветливой и ласковой. Однако вместо   доброго отношения очень часто мне платят черной неблагодарностью, насмешками, приписывают мне гадкие поступки, которых я не совершала. Я не знаю, как мне дальше жить, как вести себя с людьми, ведь я ни в чем не виновата. Прошу тебя, посоветуй, что мне делать.

Мудрец с улыбкой посмотрел на девушку и сказал. Сними всю одежду и в таком виде пройдись по улицам города.

Сначала девушка от изумления не нашлась, что сказать, а потом возмутилась:

— Как ты можешь предлагать мне такое!? Если сейчас ко мне так относятся, то после такого моего поступка люди не захотят смотреть в мою сторону. Я же опозорю себя!

— Смотри, — сказал Мудрец, — появиться обнаженной на людях ты боишься, а почему же ты ходишь по миру с обнаженной душой? Ты впускаешь в свою жизнь всех подряд. У тебя душа нараспашку. А многие, очень многие! люди в твоих добрых качествах, как в зеркале, видят свои недостатки. Такие люди не выносят душевного превосходства другого человека, которое они чувствуют осознанно или бессознательно.

Есть два пути: самому становиться лучше, но для того, чтобы выработать в себе то или иное качество, нужно немало времени и усилий. А есть второй путь — принизить достоинства того, кто рядом, очернить его, приписать ему несуществующие недостатки и тем самым на его фоне в глазах окружающих выглядеть лучше. Мало найдется людей, которые наберутся мужества  признать свои недостатки, признать, что кто-то лучше их, а еще меньше тех, кто постарается эти недостатки исправить.

— Так что же мне делать?  Подскажи, помоги мне? —  попросила девушка.

— Пойдем со мной, — предложил мудрец, — я хочу показать тебе свой сад.

Когда они вышли в сад, мудрец сказал:

 — Посмотри на эти цветы. Много лет я за ними ухаживаю, поливаю, удобряю, но ни разу не был свидетелем того, как распускается бутон, так незаметно это происходит. Хотя потом я наслаждаюсь   ароматом и красотой распустившегося цветка. Так и ты постарайся раскрывать свое сердце перед человеком неспешно, не торопясь, незаметно. Приглядывайся, смотри, кто достоин твоих добрых чувств, кто относится к тебе так, как я отношусь к своим цветам. А кто готов из зависти растоптать и унизить тебя.


На что мы тратим жизнь?
На мелочные ссоры,
На глупые слова, пустые разговоры,
На суету обид, на злобу — вновь и вновь.
На что мы тратим жизнь…
А надо б на любовь…

Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то —
На нудные дела, ненужные заботы…
В угоду обществу придумываем маски…
На что мы тратим жизнь!
А надо бы на ласки…

Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,
На «имидж» и «престиж», ненужную науку,
На ложь и хвастовство, на дармовую службу. На что мы тратим жизнь?…
А нужно бы на дружбу…

Куда-то всё спешим, чего-то добываем.
Чего-то ищем все — а более теряем;
Всё копим — золото, тряпьё и серебро…
На что мы тратим жизнь!
А надо б на добро…

Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем;
С серьёзностью смешной вещички выбираем.
Но сколько не гадай — всё выберешь не ту.
На что мы тратим жизнь…
А надо б на мечту…

Боимся радости, боимся верить в сказки,
Боимся и мечты, и нежности, и ласки;
Боимся полюбить, чтоб после не тужить…
На что мы тратим жизнь?!
А надо просто жить!




Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Весна идёт, весне дорога!»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: