| Предмет, класс | Литература, 8 |
| ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| Учитель | Сухарева Инна Николаевна |
| ||||
| Тема урока, № урока по теме | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». 1-й урок |
| ||||
| Тип урока | Работа с художественным текстом |
| ||||
| Цель урока | Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова «Старый гений» и связывать выявленные проблемы с жизнью. |
| ||||
| Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
| ||
| организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных проблем в рассказе; помочь учащимся в осмыслении сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию учащимися некоторых аспектов мировоззрения Н.С.Лескова; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала | способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся
| через использование групповой, парной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению детского коллектива
|
| |||
| Актуальность использования средств ИКТ | Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения. |
| ||||
| Вид используемых на уроке средств ИКТ | Демонстрационные: отрывок из мультфильма «Левша», созданные учащимися презентации, раскрывающие значение слова «гений», аудиозапись рассказа Н.С.Лескова «Старый гений», портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к сказу «Левша». |
| ||||
| Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Ноутбук, мультимедийный проектор, экран |
| ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | |||||
Организационный момент Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве. | |||||||
I. Стадия вызова Задачи: — актуализировать имеющиеся у учащихся знания; — пробудить познавательный интерес учащихся; — мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме. Функции: 1.Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме. 2.Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме. 3.Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями. | |||||||
1.Целеполагание. Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока. Задача учителя: обозначив тему урока, включить его в общий контекст изучения произведений Н.С.Лескова, поставить перед учениками учебную цель. | |||||||
— провоцирует ученика — задает вопросы — создает ситуацию актуализации опыта ученика — формирует мотивацию ученика
Показывает иллюстрации к сказу «Левша» и отрывок из мультфильма «Левша»
— Ребята, посмотрите внимательно на доску и на экран.
— Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться сегодня на уроке? Что вы о нём знаете? После ответов учеников закрепляет портрет Лескова на доску. — Познакомимся с биографией Н.С.Лескова. — Перед вами текст с информацией о жизни и творчестве Н.С.Лескова. Найдите предложения, в которых содержится ложная информация. Записывает на доске слово «гений» — Вы составили портрет слова «гений». Демонстрирует работы учащихся — Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? — А какой гений у Лескова? — Почему «старый»? Как вы думаете? Имеет ли значение возраст? — Познакомимся с эпиграфом, взятым Н.С. Лесковым к рассказу. — Как вы понимаете смысл высказывания Ларошфуко? — Сформулируйте тему и цель урока | — отвечает на провокацию — вспоминает все, что знает по данной теме — формулирует первые гипотезы — определяется в своих мотивах и целях
Рассматривают иллюстрации к сказу «Левша» и смотрят отрывок из мультфильма «Левша». Называют автора произведения и факты из биографии Н.С.Лескова
Читают в учебнике статью о Лескове (стр. 15) Работают в парах(учебники закрывают) Исправляют ошибки в тексте.
Называют ассоциации Отвечают: старый гений.
Читают эпиграф Отвечают на вопрос Формулируют тему и цель урока |
Личностные УУД (мотивация учения)
Познавательные УУД (анализ с целью выделения признаков)
Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Регулятивные УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) | |||||
II. Стадия осмысления Задачи: — сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом; — помочь учащимся активно воспринимать материал; — помочь соотнести старые знания с новыми. Функции: 1.Информационная: получение новых знаний по теме. 2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания. 3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме. | |||||||
2.Подготовка к восприятию Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу. Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов. | |||||||
— предлагает опорный текст по теме — организует процесс чтения, обсуждения, понимания, дискуссии — управляет групповой динамикой — поддерживает мотивацию и цели — учит работать сообща
— Какой же образ гения создает Лесков? — Каким его видит автор?
— Попробуйте написать коротко свой вариант сюжета по названию рассказа «Старый гений». | — включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии — участвует в групповом взаимодействии — подкрепляет и делает коррекцию своих целей — слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации — учится работать сообща
Отвечают на вопросы
Работают в группах Озвучивают свои варианты сюжетов. |
Коммуникативные УУД (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | |||||
2.Восприятие текста | |||||||
Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального поступков героев. Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Какие нравственные проблемы поднимает в рассказе «Старый гений» Н.С.Лесков»? | |||||||
Чтение с остановками 1 глава — Зачем старушка приехала в Петербург? Что за «вопиющее дело» было у неё? — Совпало ли содержание 1-й главы с тем, о чем вы писали в своих сюжетах? — Как вы думаете, чем закончатся ее «хлопоты» в Петербурге? 2 глава — Исполнились ли наши ожидания? — Как относится старушка к франту? — Что вы можете сказать о героях? — Почему нельзя заставить должника заплатить? — Что ожидает старушку после встречи с высшими? Добьётся она справедливости? 3 глава — Оправдались ли наши ожидания? — Что означает «сухая ложка рот дерёт» и «надо смазать»? — Что будет дальше? Будут ли успешными «хлопоты» старушки? Вернет ли она свои деньги? — Что значит: «В России невозможности нет»? — Поверит ли старушка своему новому знакомому, обещавшему за 500 рублей решить её дело? 4 глава — Оправдались ли наши ожидания? — Решается ли старушка на предложение дельца, имеющего «чин из четырнадцати овчин»? — Почему рассказчик помогает старушке? Верит ли он в то, что ей удастся вернуть деньги? — Что значит «пассажный гений»? — Как вы думаете, каким образом «пассажный гений» не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки»? 5 глава — Оправдались ли наши ожидания? — Как заканчивается рассказ? — Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему? |
Слушают чтение учителя
Отвечают на вопросы
Слушают чтение ученика
Отвечают на вопросы
Слушают аудиозапись
Отвечают на вопросы
Слушают чтение ученика
Отвечают на вопросы
Пассаж — неожиданное происшествие, неожиданный оборот дела; странный случай. Ах, какой п.! Свидетели этого пассажа.
Слушают чтение учителя Отвечают на вопросы |
Познавательные УУД (установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование)
Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения)
Познавательные УУД (формулирование проблемы) | |||||
3.Работа над нравственной идеей текста | |||||||
Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное. | |||||||
— Что общего у рассказа «Старый гений» с нашим временем? — Почему рассказчик советует старушке не докучать великосветскому франту? — Какие проблемы общества лесковского времени перекликаются с проблемами нашего времени?
| Отвечают на вопросы
| Личностные УУД (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор) | |||||
4.Творческая работа над текстом | |||||||
Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте | |||||||
— Ребята, мы с вами познакомились с рассказом «Старый гений». Напишите, пожалуйста, сейчас письмо-обращение к одному из героев рассказа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало?
— Давайте послушаем, что вы написали.
— У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу? | Выполняют письменную работу Групповая работа 1 группа – письмо великосветскому франту. 2 группа – письмо старушке. 3 группа – письмо рассказчику.
Представитель из группы читает письмо-обращение
Обсуждают письма-обращения | Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Коммуникативные УУД (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Личностные УУД (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор) | |||||
III. Рефлексия Задачи: — помочь учащимся самостоятельно обобщить материал; — помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала. Функции: 1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации. 2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. 3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. | |||||||
Итог | |||||||
Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения Задача учителя: выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над уроком. | |||||||
— управляет подведением итогов — ставит новые вопросы и задачи на будущее — оценивает деятельность ученика
— Давайте вспомним все, что мы говорили с вами в начале урока о слове «гений» и словосочетании «старый гений». — Подтвердились ли наши предположения? — Какой же он, гений Н.С.Лескова? — Какие же нравственные проблемы поднимает Лесков с своём рассказе? — Прошло уже более 100 лет после написания рассказа. Что-то изменилось в России с тех пор? — Как вы думаете: почему? — М.Горький писал о Н.С.Лескове: «С величайшим напряжением всех сил таланта он старался найти в каждой общественной группе – тип кристально чистого человека, тип «праведника» среди грешных». Как вы считаете, можно ли отнести эти слова к рассказу Н.С.Лескова «Старый гений»? — Какие выводы вы сделали лично для себя? — Как вы оцените свою работу на уроке?
— Я думаю, что вы все поняли суть рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». Надеюсь, что сюжет рассказа затронул ваши души и оставил в них определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. Этого хотел добиться великий русский писатель 19 века – Н.С.Лесков. Ведь он чувствовал глубокое сострадание к простым людям и призывал нас что-то менять в обществе и меняться самим. Как говорил писатель: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру». | — суммирует в групповой работе весь изученный материал — задает вопросы на будущее — делает самооценку своей деятельности Отвечают на вопросы
Взаимооценка работы на уроке |
Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
Личностные УУД (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор) | |||||
Домашнее задание |
|
| |||||
Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей. | |||||||
— Прошу вас дома изложить свои мысли в сочинении – рассуждении «Кто виноват в страданиях героини?» или выписать из текста крылатые выражения, поговорки, фразеологизмы, уметь объяснить их значение и ответить на вопрос: «С какой целью использует их автор в своем произведении?» | Записывают задание в дневнике и в тетради |
|