Дианова Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШНО «ШНО» № 1673
Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Сказ «Левша». Знакомство с содержанием.
Цель урока: познакомить учащихся с личностью писателя, историей создания и содержанием «Сказа о косом тульском левше и стальной блохе», особенностями повествования, языком произведения; воспитывать в учащихся чувство патриотизма.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технологии: уровневая дифференциация, ИКТ-технология
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Постановка цели.
Ребята, сегодня на уроке нас ждет знакомство с одним из интереснейших и самобытных писателей русской литературы, с человеком, который признан самым русским из всех русских писателей, Николаем Семеновичем Лесковым. (Слайд 1)
III. Работа по теме урока.
1. Слайд 2
-Перед вами портрет писателя, выполненный замечательным художником Валентином Серовым. Каким изобразил Лескова художник?
Главная тема творчества Лескова – изображение русского национального характера. Неслучайно писателя считают самым русским из всех русских писателей. (Слайд 3)
2. Подготовленный ученик рассказывает о жизни Лескова.
3. Сказ как жанр. Беседа
— Обратимся к сказу «Левша». С таким жанром, как сказ, мы уже знакомы. Давайте вспомним, чьи сказы мы читали в прошлом году, перечислим их (П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка»).
— А в чем особенность этого жанра? Что для него характерно? (Слайд 4)
-В первой редакции повесть имела предисловие (Слайд 5). Но позже оно было исключено. Как вы думаете, по какой причине это произошло?
IV. Знакомство со сказом.
1. Комментированное чтение 1-3 глав учителем (или прослушивание фонохрестоматии)
2. Рефлексия.
-Вы помните, что сказ опирается на народные предания и легенды. Докажите это.
V. Домашнее задание. Используя главы 1-3, составить таблицу, сопоставив отношение Николая Павловича и атамана Платова к русскому народу (выписать цитаты)