Тема: Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия.
Цели:
Помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя.
Развивать интерпретаторские умения, увлеченность исследованием текста.
Воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, репродукция обложки первого издания поэмы, тексты «Мертвых душ», карточки-схемы. Компьтер,
Тип урока: введение в произведение.
Ход урока
1. орг. момент.
2. Сообщение темы урока , цели, задачи.
слайд 2
3. История создания
слайды 3-14
В течение семи лет менялся замысел писателя относительно жанра произведения, идеи. Он считал, что это священное завещание А.С.Пушкина, это главный труд его жизни, в котором должен показать всю православную Русь, это то, ради чего он живет на свете.
включить фильм на 1.35
слайд 8-9
книга Г.вышла не под тем названием. как будто приключенческий роман, легкий не на что высокое читателя не настраивающий. так думали цензоры и это неспроста. потому что в заглавии книги Г. кроется особый смысл. у книги Г.необычное жанровое обозначение – поэма. читатель 19 века привык к тому что поэма – это произведение, написанное в стихах, Мцыри, Демон , Цыгане. Г. предлагает читателю поэму но в прозе. это как будто бы связано с тем, что совершил Пушкин. он предложил читателю роман, но в стихах. это 2 великих произведений, которые имеют свой неповторимый жанр. Г. ориентировался на античные образцы Гомера.
4. Жанр произведения
Включить на 3.56
слайд 14
больше всего читателя поразило несоответствие 2 вещей. с одной стороны масштабный замысел, отсылающий нас к Гомеру, с другой стороны какие-то ничтожные бытовые события современной российской жизни одно с другим не вязалось. даже самое начало поэмы настраивает читателя на какой-то тревожный, неопределённый лад
3. Смысл названия. Что же значит «мертвые души»? Каков смысл названия поэмы?
слайд 15-20
включить 7.49
5 Композиция слайд 24
что же происходит в самом мире этой поэмы? мир мертвых душ разделяется на два мира: мир реальный, где главное действующее лицо Чичиков, и мир идеальный — мир лирических отступлений, в которых главный герой сам Гоголь.
События происходят по принципу снежного кома. Все, что мы видим, как будто подчиняется закону. Законен акт покупки.
В поэме представлена не Россия, а тень России, некое потустороннее пространство, где все узнаваемо, и вместе с тем перевернуто, где живые становятся мертвыми, а мертвые – оживают.
включить 9.02
Какие же люди живут в этом городе?
включаем 14.43
слайд 25
из всего сказанного нам ясно, что самым загадочным персонажем является Чичиков.
То ли это мелкий авантюрист, то ли это олицетворение какого-то адского соблазна. сказать трудно.
найдите описание Чичикова. 1 глава
включить 16.16
Вместе с Чичиковым мы попадаем в губернский город, в котором видим картину духовного обнищания и омертвения. Гоголь — мастер, и он при помощи разных стилистических приемов подчеркивает мертвенность и бессмысленность города и его обитателей.
очень важны лирические отступления. В которых автор напрямую обращается к читателю.
включить 17.59
Здесь то и звучит знаменитый гоголевский вопрос Русь, куда ж несешься ты, дай ответ не дает ответа. Это умолчание очень громкое. Дальнейший путь России непонятен….
включить 19.23-20.
слайд 28-29-30
за несколько дней до смерти гоголь сжег второй том, и умер в доме Талызиной в Москве умер трагически непонятно, заболев неясной болезнью. почему так произошло? давайте вернемся на несколько лет назад. Г.умер в 1852 году, а вот в 1847 году вместо второго тома мертвых душ, которого уж пять лет ждали, Гоголь публикует очень странную книгу «Выбранные места из переписки с друзьями».
включить 21.17-22.00
именно эта книга своеобразный рубеж. Гоголь отказывается от прежних убеждений он воспринимал себя как проповедника. Искусство и проповедь – разные веши. Искусство — сложно.
слайд 31-34
Вывод: «Мертвые души» — это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни.
Мы можем прочесть только несколько страниц, однако и эти страницы, оставленные нам гоголем, ясно свидетельствуют нам, что свою великую миссию – создать великое эпохальное произведение гоголь выполнил.
включить 24.29.
домашнее задание прочитать 1-6 главы.
3