Итоговый урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Тема: Последняя встреча с чиновниками города N
Цели урока:
Завершить работу по анализу содержания всей комедии.
Побудить учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения
Воспитывать любовь к Родине, к городу, в котором живёшь; желание бороться со всем дурным в обществе.
Оборудование к уроку: Презентация «Н. В. Гоголь и его бессмертная комедия «Ревизор», тест, ватманы, фломастеры, стикеры, тексты комедии.
Ход урока.
1.Оргмомент. Построение учащихся класса в «Круг радости». Пожелания друг другу накануне праздника Наурыз. Деление класса на 4 группы: чиновники, Хлестаковы, ревизоры, слуги.
Знакомство с правилами работы в группах.
2.Работа над темой урока
2.1.Учитель:
Сегодня мы с вами, ребята, последний раз посетим город N, в котором правит городничий Сквозник – Дмухановский, а правосудие вершит судья Ляпкин – Тяпкин, больницами же ведает Артемий Филиппович Земляника, а больных исцеляет лекарь, который по- русски не знает ни слова. Но прежде, чем мы окажемся в этом городе, проведем небольшую разминку.
Слайды из презентации
-Какой из вариантов происхождения сюжета комедии верный?
-Какова основная тема комедии?
-Объясните значение слов «порок», «чиновник», «разоблачать».
2.2. Учитель: А теперь в дорогу, в город, до которого хоть три дня скачи – не доедешь. Последний раз обратимся к словам Н.В.Гоголя:
«В « Ревизоре» я решил собрать в одну кучу
всё дурное в России, какое я тогда знал…
и за одним разом посмеяться над всем».
2.3. Работа по группам.
А) Исследовательская работа. Задание: подумать и ответить, над какими же пороками посмеялся Н.В.Гоголь в своей комедии.
Прежде, чем ответить над какими же пороками посмеялся Гоголь в своей комедии, хотелось бы узнать
— А почему у города нет названия? (Образ города собирательный, в нем отражаются все пороки России).
Б) Составление кластера и защита. (Учащиеся работают на полуватмане с фломастерами)
2.4. Учитель:
Ревизор в городе! Страх сковал всех чиновников. Почему? Какие грехи, какие преступления числятся за ними.
(Письменные ответы учащихся в рабочих тетрадях)
2.5. Музыкальная разминка.
2.6. Работа с текстом комедии по группам. (Учащиеся зачитывают отрывки из текста)
Задания :
— Чего боится городничий?
— Чего боится Артемий Филиппович? (в больницах не лечат).
—Чего боится уездный судья? (берет взятки, заседатель вечно пьяный и т.д.).
— Кто нарушает закон тайной переписки? (Почмейстер Шпекин «… этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности»).
2.7. Учитель: А какие ещё преступления творятся в городе? (Учащиеся рассказывают и о других преступлениях).Хочется вам жить в таком городе, ребята? А как вам живётся в нашем городе?
2.8. Работа в группах. Письменный мини-ответ(Ребята описывают, как им живется в нашем городе)
3. Заключительное слово учителя:
В 1846 году, спустя 10 лет, Гоголь написал статью «Развязка « Ревизора». Послушайте, пожалуйста, отрывок:
«…Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется…Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце её».
— Как вы понимаете эти слова?
4. Рефлексия «Две звезды, одно пожелание».
Предлагаю учащимся на стикерах написать 2 лучших момента урока и пожелание.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.