Конспект урока по Литературе «Н.В. Гоголь «Ревизор»»

Итоговый урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»


Тема: Последняя встреча с чиновниками города N

Цели урока:

  1. Завершить работу по анализу содержания всей комедии.

  2. Побудить учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения

  3. Воспитывать любовь к Родине, к городу, в котором живёшь; желание бороться со всем дурным в обществе.


Оборудование к уроку: Презентация «Н. В. Гоголь и его бессмертная комедия «Ревизор», тест, ватманы, фломастеры, стикеры, тексты комедии.


Ход урока.

1.Оргмомент. Построение учащихся класса в «Круг радости». Пожелания друг другу накануне праздника Наурыз. Деление класса на 4 группы: чиновники, Хлестаковы, ревизоры, слуги.

Знакомство с правилами работы в группах.

2.Работа над темой урока


2.1.Учитель:

Сегодня мы с вами, ребята, последний раз посетим город N, в котором правит городничий Сквозник – Дмухановский, а правосудие вершит судья Ляпкин – Тяпкин, больницами же ведает Артемий Филиппович Земляника, а больных исцеляет лекарь, который по- русски не знает ни слова. Но прежде, чем мы окажемся в этом городе, проведем небольшую разминку.

Слайды из презентации

-Какой из вариантов происхождения сюжета комедии верный?

-Какова основная тема комедии?

-Объясните значение слов «порок», «чиновник», «разоблачать».


2.2. Учитель: А теперь в дорогу, в город, до которого хоть три дня скачи – не доедешь. Последний раз обратимся к словам Н.В.Гоголя:

«В « Ревизоре» я решил собрать в одну кучу

всё дурное в России, какое я тогда знал…

и за одним разом посмеяться над всем».


2.3. Работа по группам.

А) Исследовательская работа. Задание: подумать и ответить, над какими же пороками посмеялся Н.В.Гоголь в своей комедии.

Прежде, чем ответить над какими же пороками посмеялся Гоголь в своей комедии, хотелось бы узнать

А почему у города нет названия? (Образ города собирательный, в нем отражаются все пороки России).

Б) Составление кластера и защита. (Учащиеся работают на полуватмане с фломастерами)

2.4. Учитель:

Ревизор в городе! Страх сковал всех чиновников. Почему? Какие грехи, какие преступления числятся за ними.

(Письменные ответы учащихся в рабочих тетрадях)

2.5. Музыкальная разминка.

2.6. Работа с текстом комедии по группам. (Учащиеся зачитывают отрывки из текста)

Задания :

Чего боится городничий?

Чего боится Артемий Филиппович? (в больницах не лечат).

Чего боится уездный судья? (берет взятки, заседатель вечно пьяный и т.д.).

— Кто нарушает закон тайной переписки? (Почмейстер Шпекин «… этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности»).

2.7. Учитель: А какие ещё преступления творятся в городе? (Учащиеся рассказывают и о других преступлениях).Хочется вам жить в таком городе, ребята? А как вам живётся в нашем городе?


2.8. Работа в группах. Письменный мини-ответ(Ребята описывают, как им живется в нашем городе)


3. Заключительное слово учителя:

В 1846 году, спустя 10 лет, Гоголь написал статью «Развязка « Ревизора». Послушайте, пожалуйста, отрывок:

«…Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется…Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце её».

— Как вы понимаете эти слова?


4. Рефлексия «Две звезды, одно пожелание».

Предлагаю учащимся на стикерах написать 2 лучших момента урока и пожелание.


5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.




Свежие документы:  Викторина по рассказу К.Д. Ушинского "Ласточка" 3-4 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: