Н. В. Гоголь « Заколдованное место».
(Комическое и трагическое в повести)
Цель: Знакомство с героями и сюжетом повести, сочетанием реального и фантастического , трагического и комического. Показать мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов. Развитие культуры речи, обогащение лексики.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя , иллюстрации М.Клодта.
Записи на доске.
Гипербола-образное выражение содержащее преувеличение размера силы
Гротеск- изображение чего- либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.
Ход
На прошлом уроке мы обращались к словарю , составленному Н.В. Гоголем. Вернемся к некоторым из них.
( На доске группы слов). Нужно найти «лишнее» и обосновать ответ.(Это было домашнее задание)
Галушка , кухоль, сировец.
Цыбуля, кавул, дерн.
Гумно, левада, курень
Сопилка, рожок, жупан.
(Обоснование идет через текст)
Как вы думаете, почему Гоголь использовал так много малороссийских слов? (Они помогают передать жизнь, лексику жителей Малороссии, любовь к местным обычаям.
-2-
II. Беседа по содержанию повести :
— кто является рассказчиком в повести?
Дьячок
— По каким приметам узнаем, что история , поведанная дьячком, случилась в прошлом?
— Чем запомнился рассказчику дед?
Дед был интересный, общительный, гостей любил, танцевал хорошо, веселый, говорливый, любил послушать байки от проезжих.
— Что в воспоминаниях выглядит как реальное событие , а что как фантастическая история?
Описание жизни деда – это реальное, а фрагменты о поисках клада-фантастика.
— Сколько раз попадал дед на « загадочное место»? Что случилось в первый и во второй раз? Почему это место так притягивало?
(Дед попадал три раза)
Пересказ 1,2 ученика, фрагментов повести
-3-
Ребята, есть много легенд и быличек , родственных сюжету « Заколдованного места». Вот послушайте одну из них ( Подготовленный ученик пересказывает « Золотую курушку»)
III.Выразительное чтение фрагмента « Третья ночь поиска клада» )стр. 158-161).
Беседа по содержанию.
— Что общего у фрагмента и былички?
-Как использовал Гоголь в фрагменте гиперболу и гротеск?
-Страшно ли было читать и слушать историю деда?
— В какой момент Гоголь возвращает нас к реальности и мы начинаем смеяться над кладоискателем( ( Ему достался котел с мусором вместо клада).
-4-
Подводим итоги урока.
Викторина-игра по содержанию
Какое любимое занятие было у деда?(Послушать разные байки от проезжих)
Что случилось однажды , как он пошел плясать?( На одном месте руки-ноги слушаться отказывались).
Где горела свечка? ( На кладбище , это верный знак , что припрятан клад).
Как дед попал в нужное место во второй раз? ( Ударил в сердцах заступом по « Заколдованному месту» , где не плясалось).
Что росло на заколдованном месте? ( Ничего доброго там не росло: «Арбуз -не арбуз, тыква — не тыква , черт знает что такое!»)
IV. Д./з Прочитать « Пропавшую грамоту».