Конспект урока по литературе на тему: «Н.В. Гоголь «Ревизор»»











Конспект

урока по литературе

на тему:

Н.В. Гоголь «Ревизор».

«Ревизор» — бессмертное произведение Гоголя.

Понятие о драматическом произведении, о комедии»,



Учитель русского языка и литературы: Саутова Светлана Борисовна













/




Тема: Н.В. Гоголь «Ревизор».

«Ревизор» — бессмертное произведение Гоголя.

Понятие о драматическом произведении, о комедии»


Цели:

  • повторить известные сведения о Н.В. Гоголе как о писателе – сатирике;

  • дать понятие о драматическом произведении о комедии;

  • раскрыть идейный замысел комедии;

  • продолжить работу по развитию речи учащихся;

  • отработать навыки выразительного чтения текста по ролям;


Методы и приёмы:

Беседа, объяснение учителя, выразительное чтение пьесы.


Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, произведения Н.В. Гоголя различных изданий, иллюстрации к произведению.

Словарная работа: афиша, акты (действия), явления (сцены), моно­логи, диалоги, реплики, ремарки.


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя о Н.В.гоголе.

  3. Знакомство с материалами учебника «Великий сатирик о себе», «Н.В. Гоголь о театре». Чтение учащимися, беседа.

  4. Слово учителя.

  5. Сообщение учителя о создании «Ревизора».

  6. Сообщение «Идейный замысел. Об особенности композиции комедии.

  7. Домашнее задание.


Литература:

  1. Беленький Г.И.. Литература в 8 классе. М.: Просвещение. 1993, с. 79.

  2. Золотатёва . Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. Москва, 2001, с. 42.

  3. Докусов А.М. Марвнцман В.Г. Комедия Н.В.гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Л.: Просвящение. 1975



Оформление доски




Словарная работа



афиша,

акт (действие), явление (сцена), моно­лог,

диалог,

реплика, ремарка.


.













Число

Классная работа

Н.В. Гоголь «Ревизор». «Ревизор» — бессмертное произведение Гоголя. Понятие о драматическом произведении, о комедии»



Н.В. Гоголь

Памятник на Конюшенной

Иллюстрации







































Ход урока:


  1. Орг. момент и целепологание

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством Н.В.Гоголя. Начнем разговор об одном из самых известных его произведений, которое интересно и сегодня


  1. Вступительное слово учителя.

Николай Васильевич Гоголь — она их значимых фигур в литературе первой половины XIX века.

Гоголь — одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая пи­сательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного та­ланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже по­стараемся открыть для себя — то новое и осознать, что творчество вели­кого писателя — живое явление современности.


— Какие произведения Гоголя вам знакомы?

( «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская яр­марка», «Майская ночь», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссори­лись…»).


Ребята, а можете вы с ходу «опознать», что это именно гоголевское произведение?


(Гоголь умеет так мастерски описывать самую обычную вещь, обыч­ное явление, в его произведениях присутствуют элементы фантастики яв­ной, а порой и неявной.)



  1. Знакомство с материалами учебника «Великий сатирик о себе»,

«Н.В. Гоголь о театре»

  1. Чтение учащимися.

  2. Беседа по вопросам

Беседа по вопросам:


— О какой карьере мечтал Гоголь в юности?

(«Я думал просто, что я выслужусь и всё это доставит служба государ­ственная».)


— Какая черта характера, какое умение, развившееся ещё в ран­
ней юности, помогло ему стать писателем?

(Придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать…, имел спо­собность «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого…»).


— Кто оказал на Гоголя серьёзное внимание на становление его
писательского таланта?

(А.С. Пушкин «заставил меня взглянуть на дело серьезно»).


— Какие факты биографии Гоголя говорят о его интересе к те­атру?

(Отец, В.А. Гоголь — Яновский писал комедии для домашнего театра, богатого вельможи Трощинского, в них Гоголь играл вместе с родителями; выступал на сцене в гимназии в Нежине; в поисках заработка в Петербурге пытался поступить в актеры, но получил отказ, потому что читал просто, без декламации).


4. Слово учителя.

Из биографических сведений о Н.В. Гоголя мы знаем, что в 30-е годы XIX века он серьезно задумывается о русской комедии. Он продолжил раз­витие творческих достижений своих предшественников Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова. Писатель в развитие этого жанра внёс своё. Он считал, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произве­дения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зри­телей.

Так в 30-е годы Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»).


Сообщение учителя о создании «Ревизора».


Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писате­лем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С. Пушкин.

Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Над текстом комедии писатель работал 17 лет. Хотя первая черновая редакция была написана1835 года. Черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивания» произведения. Так за год до смерти, в 1851 году, он внёс последние; изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три; 1836,1841,1842.


А теперь, ребята, вспомните, к какому роду литературы отно­сятся комедия? (К драме).


— Чем отличается драма от эпоса и лирики?

(Драматическое произведение предназначено для сцены и для чтения).


  • Какие жанры драматического произведения вы знаете.
    (Трагедию, драму и комедию).


  • Какие отличительные признаки имеет комедия?

(Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к статье «Прочитаем комедию «Ревизор» вместе». Предварительные замечания, стр. 164-165.)

Пояснение. В ходе работы над статьей учащиеся записывают в тет­радь слова, которые будут использованы в процессе работы над пьесой «Ревизор»: афиша, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики в сторону, ремарки; как обозначается место и время действия, речь действующих лиц (фамилия или имя героя)



Составьте таблицу о чиновниках уездного города.


Имя Чиновника

Сфера городской жизни

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту


Антон Антонович

Сквозик — Дмухановский
















Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин


















Артемий Филиппович Земляника


Городничий

Общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, его благоустройства









Судья












Попечитель бого­угодных заведений


Берет взятки» стительетвует этом другим чиновникам, город не благоустроен, го­сударственные деньги расхищают­ся










Сам судья зани­мается больше охотой, нежели судопроизводст­вом. Заседатель вечно пьян









Больные, как му­хи выздоравлива­ют, кормит их вме­сто положенной пищи прокисшей капустой, а ле­карств дорогих не употребляют.


«Говорит ни громко, ни тихо, ни много, нимало»;

«Помилуйте не погуби­те!

Жена, дети

маленькие: не сделайте несчастным человека»;

купцов «постоем замо­рил, хоть в

петлю поле­зай»;

в немой сцене он стоит посередине

в виде столба о распростертыми руками

и закинутою назад голо­вой; ему

принадлежит фраза: «Чему смеетесь?

Над собой смеетесь!…»

Женат, имеет взрослую дочь.



«Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит; «говорит басом, с про­долговатой растяжкой, хрипом и сапом, как ста­ринные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»; предлагает «подсунуть деньги Хлестакову»



У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя; «очень толстый, непо­воротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «Человек простой: если умрет так умрет, если выздоровеет, то и так вы­здоровеет»; «совершенная свинья в ермолке»






Словарь терминов:


Афиша объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции.


акты (действия) — Часть драматического произведения (Трагедия в пяти актах.

Комедия в трёх действиях.)


явления (сцены) в пьесе: часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется.

Отдельная часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе. Драма в четырёх действиях, в двенадцати сценах.


моно­логречь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Сценический м. Внутренний


диалог- разговор между двумя лицами, обмен репликами..


реплика в сценическом диалоге: текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц.


Ремарка в пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.



























































9


Свежие документы:  творческая работа по Алхимику и Алым парусам

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: