10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение лицей № 4 г. Мурманска
Конспект урока по литературе
в 9 классе
«Повесть А.С. Пушкин «Пиковая дама»
как вершина пушкинской прозы»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Левицкая Светлана Сергеевна
г. Мурманск
2014
Тема: «Повесть А.С. Пушкин «Пиковая дама»
как вершина пушкинской прозы»
Урок «Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы помогает учащимся узнать историю создания повести, понять её нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя.
ЦЕЛИ:
— Образовательные: 1) познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением А.С.Пушкина, определить роль судьбы в жизни героев, связать с современностью; 2) развивать навыки работы с эпическим текстом; 3) показать значимость художественной детали в тексте; 4) закрепить знания о способах создания художественного образа.
— Развивающие: 1) развитие умения анализировать художественный текст; 2) развитие воображения, фантазии в процессе обсуждения произведения; 3) развитие умения обобщать, сопоставлять.
— Воспитывающие: формирование нравственных ориентаций и распознание истинных и ложных ценностей.
1. Создание установки.
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина. В центре нашего внимания – повесть, которая стала необычайно популярна в России. Сам А.С. Пушкин шутил: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза» (запись в дневнике, 7 апреля 1834 год). В 1849 году повесть была переведена Проспером Мериме на французский язык и имела огромный успех.
Сейчас существует множество картин, созданных по мотивам повести (например, картины А.А. Алексеева, А.Н. Бенуа), опера П.И. Чайковского «Пиковая дама», художественный фильм.
Мы знаем, что многие сюжеты для своих произведений А.С. Пушкин брал из жизни. Что же послужило толчком к возникновению данной повести?
Курьезный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу повести. Пушкин сообщил своему другу П.В. Нащокину, что главная завязка «Пиковой дамы» не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды он сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у нее денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трех выигрывающих карт, сообщенный ей знаменитым в свое время графом Сен-Жерменом. В аристократических кругах Франции он слыл чародеем, которому были открыты тайны черной магии (на самом деле, он был знаменитым авантюристом 18 века). – Попробуй, — сказала бабушка. Внук поставил на эти карты и отыгрался.
Из рассказа Голицына Пушкин уловил сюжет и в 1833 году в Болдино написал повесть «Пиковая дама».
Но Пушкин изменил немного историю, услышанную от князя Голицына. Он ввел новых персонажей, у Пушкина главный герой нерусский по рождению, в отличие от рассказа Голицына. Старуха и Германн – не родственники. Да и финал повести Пушкина совсем не походит на радужный конец карточного приключении Голицына – герой сходит с ума. Все дело в том, что Пушкин переосмысливает реальные события, перед ним стояла задача всегда – не просто изображать, а давать изображение с конкретной, определенной целью. В подтверждение этому можно привести слова Пушкина из «Евгения Онегина»:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
2. Восстановление сюжета повести.
Давайте обратимся к повести. Сформулируйте сюжет буквально в трех предложениях. Теперь давайте посмотрим, как трансформировался сюжет. На доске написаны события, расположите их в хронологическом порядке. На листочках напишите только цифры, предложения писать не надо.
Переписка Германна с Лизаветой Ивановной.
Игра Германна с Чекалинским.
рассказ Томского.
Видение Германна.
Сон Германна.
Свидание Германна с Лизаветой Ивановной.
Проигрыш Германна.
Смерть графини.
Германн у гроба графини.
3, 5, 1, 8, 6, 9, 4, 2, 7
3. Смысл названия и постановка проблемного вопроса.
Как вы видите, все события связаны с Германном, а произведение называется «Пиковая дама». Почему? И что значит это выражение?
«Пиковая дама обозначает тайную недоброжелательность». (А.С. Пушкин). Пик – наивысшая точка в развитии чего–нибудь (С.И. Ожегов). Следовательно, в названии уже говорится о том, что пиковая дама сыграет определенную роль в жизни героя, и момент ее появления будет кульминационным. Пиковое положение – затруднительное положение (но это еще мягко сказано по отношению к положению, в котором оказался Германн). Остаться при пиковом интересе – потерпеть неудачу в чем-нибудь, остаться ни с чем, остаться без того, на что рассчитывал, надеялся, чего добивался. Следовательно, есть некоторый намек на концовку, на то, чем это закончится.
Итак, уже в названии заявлено настроение повести, кульминация и развязка. Таким образом, пиковая дама играет решающую и трагическую роль в судьбе героя. Она – знак неудачи, трагедии. Какова же эта трагедия? Это мы и попытаемся выяснить, ответив на проблемный вопрос нашего урока – В ЧЕМ ТРАГЕДИЯ ГЕРМАННОВ?
4. Характеристика образа Германна.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны с вами обратиться к образу Германна, главного героя, и понять, каков он. Обратимся к тексту повести, к началу, к первой главе. Где мы впервые встречаемся с героем и что узнаем о нем? (У конногвардейца Наумова, он смотрит, как играют другие. Фамилия (или имя), возраст (молодой), служебное положение (инженер, офицер, нерусское происхождение – немец).
Германн – немец. Об этом прямо сказано в тексте. Еще какие детали подтверждают это? (Германн – имя или фамилия – не важно, подчеркивается происхождение. Германский – немецкий. Речь Германна состоит из фраз, похожих на афоризмы, она выглядит искусственно).
Происхождение обуславливает характер человека. Каков он у Германна? (2 глава). (скрытен, честолюбив, бережлив. Ему свойственны выдержка, твердость, сильные страсти и огненное воображение).
Вписываем эти черты в таблицу на доске, дети таблицу чертят в тетради.
Русские черты характера | |
Скрытность, честолюбие, бережливость, Выдержка, твердость, расчетливость | «сильные страсти», «огненное воображение» |
Германн – немец, но живет в России, отсюда и особенности в его характере: сочетание страсти, воображения с практичностью, расчетом. На данном этапе жизни Германна расчет довлеет над страстью. Поэтому, хотя Германн и игрок по натуре, он сдерживает себя, не будучи «в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Давайте обратимся к портрету героя. Что в нем необычного? (глава 4, слова Томского)
(у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля… На его совести по крайней мере три злодейства»)
Мы узнаем, что в Германне сочетаются черты Наполеона и Мефистофеля. Наполеон – это символ индивидуализма, эгоизма. Мефистофель – символ зла, отсутствия всего святого. Таким образом, в Германне сочетаются эгоизм и зло. А может быть это не так, может быть это всего лишь «мазурочная болтовня» Томского, которую не следует воспринимать всерьез? Чтобы выяснить это, посмотрим, как раскрывается характер Германна. Итак, анекдот Томским рассказан. Кстати, обратим внимание на слово «анекдот»: во времена Пушкина оно имело другое лексическое значение.
Анекдот – 1) короткий по содержанию или сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае; байка. (В.И. Даль); 2) небольшой, занимательный рассказ; происшествие, случай. (Словарь языка А.С. Пушкина)
Анекдот рассказан. Что же дальше? Какова реакция Германна? Чем она обусловлена? (2 глава) Каким же предстает перед нами здесь Германн? (эгоист, аморален, для достижения своей цели готов на все).
Обратите внимание, Германн отказывается от этих мыслей. Может быть он не так уж аморален? (Нет, он отказывается от них потому, что на все это нужно время, а старуха может умереть через 2 дня, да к тому же Германн хочет получить все быстро, сразу. Он жаждет немедленного обогащения).
Обратите внимание на репродукцию А. Алексеева. Как вы думаете, насколько точно она отображает желание Германна? С каким эпизодом текста ее можно соотнести? Почему? (КАКОЙ ЕЩЕ ЭПИЗОД СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ОБ ЭТОМ?) – (стремление загрести больше золота. Нож, вино, карты – страсть к деньгам, ведущая к гибели, к трагедии. Сон Германна – 2 глава, читаем)
Да, мысль, лежащая в основе репродукции и сна одна – желание загрести больше золота, обогатиться. Давайте посмотрим, в какой момент Германн видит сон и каково его значение? Писатели очень часто включают в повествование сон. Что это за прием? Для чего он нужен? (Чтобы показать внутреннее состояние героя, ведь сон – это такое состояние человека, когда он не может контролировать свои мысли)
Так для чего же автор включает в текст сон? Что мы узнаем о Германне? (Жажда золота берет верх. Германн весь во власти идеи быстрого обогащения)
Какие же средства он выбирает на пути к своей цели? (Люди)
Да, можно предположить, что люди являются для Германна средством достижения цели. Откройте начало 3 главы, прочитаем первый абзац, докажите эту мысль, найдите главную фразу. («…два лакея приподняли старуху и просунули в дверцы…»)
Если сразу не ответят, то вопрос: Чьими глазами мы видим эту картину? (глазами Германна, для него старуха – вещь)
Германн использует людей, как средства. Идя к своей цели, он начинает преследовать Лизавету Ивановну. Почему для достижения своей цели Германн избирает Лизу? Почему она охотно идет на сближение? Давайте посмотрим, что это за образ и какую смысловую нагрузку он несет? (глава 2, глава 3 – начало, глава 4) – (Образ Лизаветы Ивановны помогает раскрыть характер Германна: он использует ее, чтобы поближе подобраться к графине. Тем не менее, у них много общего)
Как вы думаете, на основе чего мы можем сказать, что Германн и Лизавета Ивановна схожи? Обратите внимание, как развиваются их отношения, какие черты характеров проявляются. (В Лизавете Ивановне есть и расчет (она видит в образе Германна избавителя, который выведет ее из-под гнета графини), и эгоизм (она не жалеет старуху, думает только о том, что Германн разбил ее надежды), и определенная холодность. Отчасти это обусловлено ее положением. Но эти качества не так масштабны, как у Германна, поэтому-то она и становится жертвой)
Итак, Германн совершает злодейство: убивает Лизавету Ивановну морально, обманывает ее. (1-ое злодейство)!!!
Кто еще становится жертвой Германна? (старая графиня)
Проследим, как совершается это злодейство. Как ведет себя Германн перед встречей с графиней? (глава 3, читаем) – (страсть затмевает все, даже совесть Германна. Он ничего не чувствует ни на физическом, ни на душевном уровне, он окаменел). «…сердце билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое…». Кому необходимое? (только ему – эгоизм)
5. Анализ эпизода. (глава 3)
И вот графиня вернулась. Читаем по ролям: автор, Германн, графиня. Какое впечатление произвела на вас эта сцена? (недоумение, отвращение, жалость, презрение, негодование)
А что ужаснуло Германна? (читаем 4 главу. После признания Германна Лизавете Ивановне) – (потеря тайны)
А ведь тайны – то и не было. Докажите это. (слова графини: перед смертью все шутят)
Почему же Германн не верит ей? (он ослеплен страстью)
Германн ослеплен страстью, он способен на все, даже на очередное злодейство. Какая фраза из разговора с графиней предупреждает нас об этом? (с. 202 «я готов взять грех ваш на свою душу»)
Каково же значение этого эпизода? (Германн губит другого человека и готов погубить себя, свою душу, он убивает в себе все человеческие чувства. В эпизоде сразу два злодеяния: смерть графини и духовная смерть самого Германна). Почему смерть графини является одновременно смертью и для Германна? (губит другого. При этом сам теряет все человеческое)
Итак, мы с вами доказали, что слова Томского не «мазурочная болтовня». Германн сочетает в себе черты Наполеона и Мефистофеля, эгоизм и зло. На его душе действительно 3 злодейства: старая графиня, Лизавета Ивановна и он сам. Причина этому – нездоровое стремление получить все и сразу.
6. Вопрос о двоемирии.
Старуха убита, но на страницах повести опять появляется ее образ. С этим связана существующая в литературоведении проблема. Одни критики считают, что в повести есть фантастика, фантастическое двоемирие (Муравьева О.С., Кулешов В.), другие считают, что фантастики нет, что все происходящее в повести реально, и А.С. Пушкин это рационально объясняет (Западов А.). Какая точка зрения кажется вам более доказательной? Объясните свой ответ. (нет фантастики. Это только воображение Германна. Доказательство в тексте – «огненное воображение», «…анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение», «необузданное воображение» — отрывок из 5 главы, с. 207), «он пьет много вина, которое … еще более разгорячило его воображение». Когда проходит сон, работает его больное, разгоряченное воображение. Результат – видение.
Видение – это угрызение совести или что-то другое? Символом чего является видение? (начало его сумасшествия)
Я считаю, что видение Германна было вызвано воображением. Речи о потустороннем нет. Автор употребляет слово видение. В чем разница между видением и приведением? В. Жуковский в статье «Нечто о приведениях» писал: «Приведение есть вещественное явление предмета невещественного. А видение – нечто внутри нас самих происходящее». Страсть Германна так сильна, он так хотел узнать тайну, что его подсознание заполняет существующую пустоту. Он хотел узнать – и узнал, увидел. Поэтому и поверил. Нездоровое стремление к обогащению, страсть к золоту, к быстрой наживе приводит к тому, что Германн обманывает сам себя. В его мозгу возникают три карты: тройка, семерка, туз. Почему именно эти карты? (подсознание (конец 2 главы): «…утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!». 3 и 7 – счастливые числа. Они встречаются еще в фольклоре: в сказках, пословицах, поговорках (семеро одного не ждут, семь раз отмерь, один отрежь). Туз – богач, знатный, богатый и влиятельный человек (В.И. Даль) – то есть, и здесь речь идет о покое и независимости. У Грибоедова: « Что за тузы в Москве живут и умирают».
Обратите внимание на число 3: мы с вами рассматриваем три образа, Германн совершает 3 злодейства, его жизненный ориентир состоит из трех принципов: расчет, умеренность, трудолюбие; ему открываются 3 карты!!!!
Германн считает, что знает тайну, идет и играет. Два раза ему везет, а на третий он «отдернулся». Какая фраза подводит своеобразный итог жизни Германна? Почему? («Дама ваша убита» (6 глава), убита графиня, убита душа Германна, идея быстрого обогащения Германна терпит крах).
7. Ответ на проблемный вопрос.
В жизни Германна пиковая дама играет решающую и трагическую роль. Германн теряет все: деньги, душу, разум. И причина этого в нем самом. В чем же его трагедия? (погнавшись за быстрой наживой, он теряет все. Быстрое обогащение невозможно. Цель не всегда оправдывает средства).
Да, ребята, абсолютно верно, быстрое обогащение невозможно, оно граничит с нарушением основного жизненного закона — нравственности, так как по пути к этой цели человек переступает границы разумного, человеческого, он губит и себя, и других. Таким образом, мы частично ответили на вопрос нашего урока. Но обратите внимание, как он звучит: в чем трагедия германнов. Как вы думаете, почему не Германна, а германнов? (Германн – типичное лицо, он характеризует собой эпоху, это тип людей 19 века. Тип честолюбца, приобретателя, авантюриста, игрока. Это новый тип человека, тип 19 века).
Достоевский писал: «Пушкинский Германн из «Пиковой дамы» колоссальное лицо, необычайный, совершенно петербургский тип – тип из петербургского периода».
Пушкин в повести «Пиковая дама» говорит о том, что люди, подобные Германну, ослепленные страстью быстрой наживы, желанием получить все и сразу, не понимают невозможность этого и становятся безнравственными, то есть в своем стремлении переходят границы разумного, переступают через других, через себя, теряют человеческое, губят свою душу. И в этом их трагедия.
Давайте прослушаем небольшой фрагмент оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Чайковский очень любил свою лиро-трагическую оперу, созданную в 1890 году. В опере сталкиваются порывы чувств и судьба, любовь и смерть. Лиза у Чайковского – символ душевной чистоты, доверчивости, отданности чувствам. Лиза кончает жизнь самоубийством у Чайковского. В Германне же борются любовь и страх, опьянение возможностью победы и вызов судьбе, а безумие наступает как расплата за отступничество в любви. Почему Чайковский меняет финал? Что в самом тексте давало основание Чайковскому сделать таким финал? Какая идея? (наказано честолюбие и неблагодарность Лизы, графиня ее сделала равной, открыла высший свет, обеспечивала ее).
Почему художественное произведение Пушкина «Пиковая дама» так популярна на протяжении уже полутора столетий? Анненков П.В. писал: «Пиковая дама» произвела при появлении своем всеобщий говор и перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслажденьем. Общий успех этого легкого и фантастического рассказа особенно объясняется тем, что в повести Пушкина есть черты современных нравов, которые обозначены по его обыкновению чрезвычайно тонко и ясно».
Итог урока.
В повести «Пиковая Дама» А. С. Пушкин впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему преступления (т. е. переступления через евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведёт к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.
ДЗ: мини-сочинение: «Над чем заставила меня задуматься повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»?
Список использованной литературы
1. Л.В. Чхаидзе «О реальном значении мотива трех карт в «пиковой даме»: [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». — Режим доступа: https://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is3/is3-455-.htm;
2. О.С. Муравьева «Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама»: [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». — Режим доступа: https://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is8/is8-062-.htm;
3. Пушкинский сборник памяти С.А. Венгерова. Пушкинист, IV. ГИЗ, М.—Пгр., 1922, стр. 176; ср.: А. Слонимский. Мастерство Пушкина. Гослитиздат, М., 1959, стр. 521—522;
4. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957, с. 364.