ТЕМА: Немой протест героя – символ немоты крепостного права.
Цели: 1. Раскрыть нравственное превосходство Герасима над
барыней и её челядью и значение немоты героя.
2. Развивать навыки пообразного анализа; навыки
выразительного чтения по ролям, устную речь, мышление.
3. Формировать нравственные качества: уважение к ближнему,
любовь к людям.
Оборудование: учебник, иллюстрации, карточки, кроссворды.
Эпиграф: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право».
И.С.Тургенев.
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение рассказа «Муму» и поговорим о нравственной красоте Герасима, о его превосходстве над барыней и её челядью. А также наша задача раскрыть значение немоты героя.
3. Основное содержание урока.
— На прошлом уроке мы говорили о том, что Герасим по произволу барыни потерял свою любимую девушку Татьяну. В обыденной жизни, в горе Герасим проявил себя «самым замечательным лицом» среди прочих.
1. Беседа (В это время 3 уч-ся даётся задание разгадать кроссворд- карточку ).
— Что же сделало счастливым Герасима в этот счастливый год?
( То, что он мог заботиться о беззащитном существе, испытать радость от его привязанности. Это даёт ему силы жить.)
— Какие же события происходили в течение этого года?
(Да никаких – он работал и растил Муму, она как только немного подросла, стала даже чем-то помогать ему. Счастливым сделали Герасима не события, а возможность спокойно работать и заботиться о милом ему существе.
— Итак, Герасим был счастлив год. И произошло какое-то неожиданное обстоятельство, нарушившее счастье и спокойствие жизни Герасима.
Какое же это обстоятельство?
2. Пересказ эпизода.
— Перескажите эпизод пропажи Муму и поиски Герасима.
3.Аналитическая беседа.
— Как передаёт автор переживания Герасима в этот момент?
( Его переживания передаются выразительными глаголами– (стал бегать, искать, кликать, бросился, выскочил), характеристикой его поведения («с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, успел обежать пол-Москвы), отношением к исполнению своих обязанностей (весь следующий день Герасим не показывался).
— Как же возвращение собаки отразилось на поведении Герасима?
— Почему он пообещал, что сам берётся уничтожить Муму?
(Он понимает, что ослушаться барыни никак нельзя, и этот приказ он выполнит, принеся наименьшие муки своей любимице).
— Почему Степан говорит о Герасиме: «Уж он такой. Он не то, что наш брат»? Как вы понимаете эти слова?
( Все видят, что Герасим никогда не лжёт, не притворяется, не отлынивает от работы. Он превосходит их всех нравственно, своей душой).
— Почему Герасим, когда уводит Муму навсегда из дома, надевает праздничный кафтан?
( Он хотел последний свой выход с Муму сделать как можно приятнее для неё: кафтан, шерсть на ней так и лоснилась, он кормит её мясными щами в трактире).
— Когда же Герасим принял решение уйти в деревню – до смерти Муму или после её гибели?
( Очевидно, что гибель любимого существа и была той последней каплей, которой недоставало, чтобы решиться на протест).
4. Работа над языковыми особенностями.
В начале рассказа перед нами глухонемой силач, близкий к природе, связанный с ней нерасторжимыми узами. Что же помогает нам представить, увидеть эту близость? Какие художественные средства? Подтвердите текстом.
«Он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле. Как молодой здоровый бык. Он сам смахивал на степенного гусака». Это сравнения.
— Вспомните момент, когда пропала Муму, в каком отчаянии был Герасим. Найдите в тексте. Здесь автор тоже использует сравнение: «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь).
— И уже совсем не то видим в конце рассказа: «великан, расходившийся добрый молодец, который как лев выступает сильно и бодро». Последнее сравнение тоже из мира природы, напоминает сказочные преувеличения.
5. Индивидуальная работа по карточкам (2 ученика)
— Подготовить ответ на вопрос по иллюстрации.
6. Устное словесное рисование. Сравнительный анализ.
— Каким вы себе представляете великана? Опишите его в вашем представлении.
— Можно ли Герасима сравнить с описанием великана? Найдите описание Герасима, которое бы соответствовало качествам великана?
( Ведь «великан» действительно наделён необычайными качествами, «отчаянной и вместе радостной решимостью», «несокрушимой отвагой», «широко распахнута его грудь», «глаза жадно и прямо устремлены вперёд»).
— Это был глухонемой человек, но зато он мог чутко воспринимать окружающее. Герасим был открыт тонким и поэтическим ощущениям: его радует запах поспевающей ржи, ласковые удары ветра с родины, золотая россыпь несчётных звёзд, влажно-красные лучи восходящего солнца. Он умеет это видеть, пережить, почувствовать.
7. Ответы по карточкам. Игра для разминки « Кто продолжит?»
(учитель показывает карточку с именем героя из рассказа, а ученик должен продолжить рассказ об этом образе или подобрать к нему подходящие определения)
8. Беседа по образу Герасима.
— Что вас трогает в этом герое?
— Почему в финале так радостен и полон сил Герасим? Сравните: даже когда Муму просто пропала, он не спал и стонал всю ночь. А теперь после поступка, который был совершён с таким отчаянием, такое неожиданное состояние счастья.
— Откуда оно?
(Герасим, наконец-то, почувствовал себя человеком, приняв первое в жизни самостоятельное решение, и поёт в нём душа и полна радости природа вокруг него.)
9. Выразительное чтение эпизода. Беседа по прочитанному тексту.
— Давайте прочитаем выразительно тот эпизод, когда Герасим возвращается домой.
— Как доказать, что автора радует смелый поступок Герасима?
( Эта радость в восторженном описании пути богатыря, в радостном описании картины природы, которая была так близка ему.)
— А вас радеет несокрушимая отвага и вместе с тем радостная решимость Герасима?
— Что хотел выразить автор этим эпизодом? Что совершил немой Герасим?
(Этим текстом автор выражает своё торжество- победу Герасима не только над гнётом барыни, но и победу над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).
10. Работа над темой урока.
— Какой символический смысл в этом образе – «НЕМОЙ»?
В самые тяжёлые моменты рассказа писатель напоминает нам о немоте Герасима. На своей родине он не может никому ничего сказать, богатырь – немой. Это символ простого народа. И опять же всему виной крепостной строй.
— Вы знаете, что Герасим это прототип крепостного Андрея. Что изменил писатель в ходе событий? ( Андрей до смерти служил барыне и сохранил рабскую покорность даже после уничтожения собаки).
— Почему автор это сделал?
11. Слово учителя. Работа над эпиграфом.
— Читая Тургенева в наши дни , мы не только узнаём, как жили и боролись за свободу его современники, но и проникаемся любовью к героям за их душевную красоту, смелость, умение самостоятельно строить свою жизнь.
— Прочитайте эпиграф к уроку. Это слова Тургенева. Не кажется ли вам, что эти мысли он вложил в конце рассказа в образ одного героя. Кто он, и как это выражается?
4. ИТОГ УРОКА:
1. Проверка домашнего задания – «Характеристика Герасима».
2. Тест по произведению.
3. Слово учителя.
— Писатель всегда был проповедником справедливости, гуманности, красоты человеческих отношений, облагораживающих человека, вызывающих в нём добрые чувства.
Во время похорон Тургенева один из многочисленных венков был сделан в виде разорванной цепи. Это был символ того, что Тургенев своим творчеством способствовал освобождению русского народа от крепостного права.
Произведения Тургенева учат нас видеть прекрасное в жизни людей и в природе, делают нашу жизнь богаче и интереснее.
5. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по рассказу.
Урок по литературе в 5 классе
«И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Немой протест героя – символ немоты крепостного права»
Учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ № 10
Снагустенко Н.Д.