Килина Анна Александровна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Октябрьской СОШ № 9
Богучанский район, Красноярский край
Урок внеклассного чтения в 7 классе
С использованием технологии РКМЧП
по теме «Нравственные проблемы в рассказах Е.Н.Носова «Кукла» и Людмилы Петрушевской «Барби улыбается»
Цели урока для детей:
Познакомиться с творчеством современной писательницы Л.Петрушевской
Познакомиться с рассказом «Барби улыбается»
Сравнить рассказы «Кукла» и «Барби улыбается»
Выяснить, какие нравственные проблемы поднимают авторы в этих рассказах.
Ход урока.
Стадия – Вызов
— Сегодня мы проводим урок не по плану, не по программе, мы познакомимся с произведением, которого нет в учебнике, и с творчеством писателя, который почти не изучается в школе.
Наш урок будет проходить в 3 этапа – 3 стадии.
Запишите, пожалуйста, тему урока и попробуйте сформулировать цели. Рассуждайте. Чему вы должны на уроке научиться?
Какую цель начнем реализовывать?
Стадия — осмысление
— Знакомство с жизнью и творчеством писательницы (презентация)
Петрушевская Людмила Стефановна (р. 1938), прозаик, драматург. Людмила Стефановна Петрушевская — одна из самых известных современных писательниц.
Родилась 26 мая в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров.
Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 .
Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е
Она создала :
-Романы и повести
-Пьесы
-Сказки для детей и для взрослых
В 2010 выпустила сольный альбом «Не привыкай к дождю» (является не только писательницей, но и певицей)
Сценарии для фильмов и мультфильмов
«Краденое солнце», реж. Н. Лернер
1979 — «Сказка сказок», реж. Юрий Норштейн.
1984 — «Заячий хвостик», реж. В. Курчевский.
1988 — «Кот, который умел петь», реж. Н. Лернер.
2008 — «Поросёнок Пётр»
Сейчас ей 74 года. Она живет по-прежнему в Москве.
Вдова, покойный муж — директор Галереи на Солянке Борис Павлов (ум. 19 сентября 2009).
Трое детей:
Кирилл Харатьян (р. 29 августа 1964) — журналист. Работал заместителем шеф-редактора в издательском доме «Коммерсантъ», заместителем главного редактора газеты «Московские новости». Ныне заместитель главного редактора газеты «Ведомости»
Фёдор Павлов (р. 14 апреля 1976) — журналист, телеведущий, продюсер [2].
Наталья Павлова — музыкант, основатель московской фанк-группы Clean Tone.
Премии и награды:
Лауреат Пушкинской премии (1991)
Лауреат премий различных журналов:
«Новый мир» (1995)
«Октябрь» (1993, 1996, 2000)
«Знамя» (1996)
«Звезда» (1999)
Лауреат премии «Триумф» (2002)
Лауреат государственной премии России (2002).[3]
Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези и
Литературную премию им. Н. В. Гоголя
— Чтение рассказа Петрушевской «Барби улыбается» — Приложение 1
— Вы сегодня принесли свои любимые игрушки, возьмите, пожалуйста, их и расскажите о них.
— Вот сидят игрушки разные. Как вы относитесь к ним? Как к куску ткани, пластмассы? Нет, как к живым. Купали, мыли, делали уколы, разговаривали.
— Давайте, вернемся к тексту. Как девочка относится к своей кукле Барби? Она не растеряха, потеряла куклу случайно. Докажите из текста.
(Девочка завернула в одеяльце, плакала всю ночь, она маленькая хозяйка, «мама»)
Мама и дочка – какую проблему затрагивает автор? (взаимоотношений)
И у девочки есть мама. Как вы думаете, какая она? –( она сшила платье для Барби из носового платка )
— Найдите и назовите ключевые слова текста (мама, улыбается, улыбка)
— На лице улыбка – а за улыбкой какие чувства бурлят? (Барби в душе плакала , ей холодно, больно и мокро, но крепилась. «Куклы держатся до последнего»)
— Итак, Барби потерялась. Как складываются дальше обстоятельства? Она попадает в более хорошие условия.
— Инсценирование эпизода. Разговор нашей Барби , Барби Той, Сьюзен.
Все атрибуты для инсценирования принесли дети (дом Барби, куклы)
— Обратите внимание на слова Барби Той «Все мы потерянные души. Нам никто не нужен, правда?» Как вы прокомментируете эти слова?
(это игрушки, которых кто-то где-то потерял, и они создали свой мир)
— На самом ли деле им так хорошо живется? (за этим скрывается желание вернуться к своим маленьким мамам. И наша Барби не хочет быть потерянной душой и возвращается на то место, где её потеряли)
— Представьте себе, о чем думает Барби, когда вернулась на прежнее место? Она ждала и что думала?
— Я предлагаю сыграть внутренний монолог Барби, как в театре(набросить на плечи халат клетчатый)
— « Я не могу оставаться там, где хорошо, когда маме плохо»
Барби меняет жизнь в сказочном доме на неизвестность, она же неуверенна, что её найдет мама.
Но в сказках все должно заканчиваться хорошо.
На рассвете, заметьте, не утром, девочка подняла своих родителей на поиски.
А родители какие молодцы! Встали, поднялись. Наверное, потому, что дочка когда-нибудь встанет к ним на рассвете.
Стадия – рефлексия
Составьте синквейн я составила
Барби
Красивая, преданная.
Терпела, улыбалась, ждала.
Куклы держатся до последнего.
Верность.
Мы не случайно знакомимся с этим произведением после изучения рассказа Носова «Кукла», который разобрали на прошлом уроке. Напомните кратко содержание рассказа.
Вспомните, какую цель мы ставили перед собой? – сравнить эти рассказы. Составьте сравнительную таблицу — выделите общие ключевые моменты рассказов. Работа в малых группах. Обсудите, есть ли сходства. Запишите ключевые слова. Группы высказываются.
Какие же нравственные проблемы поднимают авторы этих рассказов?
Подводя итог нашему уроку, скажите, что было легко на уроке, а что было трудно. Поставьте оценки в листы самоконтроля.
-У Людмилы Петрушевской есть рассказы подростках, о простых обычных современных ребятах и их проблемах.
Можете записать названия рассказов «Глюк», «Розовая жизнь» », сказок ,,Счастливые кошки”, ,, Котёнок господа бога”
Домашнее задание: прочитать один рассказ или сказку Петрушевской на выбор.