Конспект урока по Литературе «Нравственные проблемы в рассказах Е.Н.Носова «Кукла» и Людмилы Петрушевской «Барби улыбается» 7 класс

Килина Анна Александровна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Октябрьской СОШ № 9

Богучанский район, Красноярский край



Урок внеклассного чтения в 7 классе

С использованием технологии РКМЧП

по теме «Нравственные проблемы в рассказах Е.Н.Носова «Кукла» и Людмилы Петрушевской «Барби улыбается»

Цели урока для детей:

  1. Познакомиться с творчеством современной писательницы Л.Петрушевской

  2. Познакомиться с рассказом «Барби улыбается»

  3. Сравнить рассказы «Кукла» и «Барби улыбается»

  4. Выяснить, какие нравственные проблемы поднимают авторы в этих рассказах.



Ход урока.

  1. Стадия – Вызов

— Сегодня мы проводим урок не по плану, не по программе, мы познакомимся с произведением, которого нет в учебнике, и с творчеством писателя, который почти не изучается в школе.

Наш урок будет проходить в 3 этапа – 3 стадии.

Запишите, пожалуйста, тему урока и попробуйте сформулировать цели. Рассуждайте. Чему вы должны на уроке научиться?

Какую цель начнем реализовывать?

  1. Стадия — осмысление

— Знакомство с жизнью и творчеством писательницы (презентация)



Петрушевская Людмила Стефановна (р. 1938), прозаик, драматург. Людмила Стефановна Петрушевская — одна из самых известных современных писательниц.

Родилась 26 мая в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров.

Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 .

Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е

Она создала :

-Романы и повести

-Пьесы

-Сказки для детей и для взрослых

В 2010 выпустила сольный альбом «Не привыкай к дождю» (является не только писательницей, но и певицей)

Сценарии для фильмов и мультфильмов

«Краденое солнце», реж. Н. Лернер

1979 — «Сказка сказок», реж. Юрий Норштейн.

1984 — «Заячий хвостик», реж. В. Курчевский.

1988 — «Кот, который умел петь», реж. Н. Лернер.

2008 — «Поросёнок Пётр»


Сейчас ей 74 года. Она живет по-прежнему в Москве.

Вдова, покойный муж — директор Галереи на Солянке Борис Павлов (ум. 19 сентября 2009).


Трое детей:

Кирилл Харатьян (р. 29 августа 1964) — журналист. Работал заместителем шеф-редактора в издательском доме «Коммерсантъ», заместителем главного редактора газеты «Московские новости». Ныне заместитель главного редактора газеты «Ведомости»

Фёдор Павлов (р. 14 апреля 1976) — журналист, телеведущий, продюсер [2].

Наталья Павлова — музыкант, основатель московской фанк-группы Clean Tone.

Премии и награды:

Лауреат Пушкинской премии (1991)

Лауреат премий различных журналов:

«Новый мир» (1995)

«Октябрь» (1993, 1996, 2000)

«Знамя» (1996)

«Звезда» (1999)

Лауреат премии «Триумф» (2002)

Лауреат государственной премии России (2002).[3]

Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези и

Литературную премию им. Н. В. Гоголя




— Чтение рассказа Петрушевской «Барби улыбается» — Приложение 1

— Вы сегодня принесли свои любимые игрушки, возьмите, пожалуйста, их и расскажите о них.

— Вот сидят игрушки разные. Как вы относитесь к ним? Как к куску ткани, пластмассы? Нет, как к живым. Купали, мыли, делали уколы, разговаривали.

— Давайте, вернемся к тексту. Как девочка относится к своей кукле Барби? Она не растеряха, потеряла куклу случайно. Докажите из текста.

(Девочка завернула в одеяльце, плакала всю ночь, она маленькая хозяйка, «мама»)

Мама и дочка – какую проблему затрагивает автор? (взаимоотношений)

И у девочки есть мама. Как вы думаете, какая она? –( она сшила платье для Барби из носового платка )

— Найдите и назовите ключевые слова текста (мама, улыбается, улыбка)

— На лице улыбка – а за улыбкой какие чувства бурлят? (Барби в душе плакала , ей холодно, больно и мокро, но крепилась. «Куклы держатся до последнего»)

— Итак, Барби потерялась. Как складываются дальше обстоятельства? Она попадает в более хорошие условия.



— Инсценирование эпизода. Разговор нашей Барби , Барби Той, Сьюзен.

Все атрибуты для инсценирования принесли дети (дом Барби, куклы)



— Обратите внимание на слова Барби Той «Все мы потерянные души. Нам никто не нужен, правда?» Как вы прокомментируете эти слова?

(это игрушки, которых кто-то где-то потерял, и они создали свой мир)

— На самом ли деле им так хорошо живется? (за этим скрывается желание вернуться к своим маленьким мамам. И наша Барби не хочет быть потерянной душой и возвращается на то место, где её потеряли)

— Представьте себе, о чем думает Барби, когда вернулась на прежнее место? Она ждала и что думала?

— Я предлагаю сыграть внутренний монолог Барби, как в театре(набросить на плечи халат клетчатый)

— « Я не могу оставаться там, где хорошо, когда маме плохо»

Барби меняет жизнь в сказочном доме на неизвестность, она же неуверенна, что её найдет мама.

Но в сказках все должно заканчиваться хорошо.

На рассвете, заметьте, не утром, девочка подняла своих родителей на поиски.

А родители какие молодцы! Встали, поднялись. Наверное, потому, что дочка когда-нибудь встанет к ним на рассвете.



  1. Стадия – рефлексия

Составьте синквейн я составила

Барби

Красивая, преданная.

Терпела, улыбалась, ждала.

Куклы держатся до последнего.

Верность.



  1. Мы не случайно знакомимся с этим произведением после изучения рассказа Носова «Кукла», который разобрали на прошлом уроке. Напомните кратко содержание рассказа.

  2. Вспомните, какую цель мы ставили перед собой? – сравнить эти рассказы. Составьте сравнительную таблицу — выделите общие ключевые моменты рассказов. Работа в малых группах. Обсудите, есть ли сходства. Запишите ключевые слова. Группы высказываются.

  3. Какие же нравственные проблемы поднимают авторы этих рассказов?



  1. Подводя итог нашему уроку, скажите, что было легко на уроке, а что было трудно. Поставьте оценки в листы самоконтроля.



-У Людмилы Петрушевской есть рассказы подростках, о простых обычных современных ребятах и их проблемах.

Можете записать названия рассказов «Глюк», «Розовая жизнь» », сказок ,,Счастливые кошки”, ,, Котёнок господа бога”

Домашнее задание: прочитать один рассказ или сказку Петрушевской на выбор.



Свежие документы:  Урок литературного чтения 4 класс "П.П.Бажов «Серебряное копытце» - знакомый незнакомый жанр"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: