Тема: Обобщающее значение образов помещиков.
Цели: — выявить приемы описания характеров помещиков, помогающие постичь их характер, речь, привычки и нравы;
— совершенствовать умение самостоятельно работать с текстом, анализировать прочитанное, составлять вопросы по тексту;
— воспитывать такие качества, как: уважение к людям, трудолюбие, доброта, любовь к своей Родине.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, компьютер, интерактивная доска.
Методические приемы: самостоятельная групповая работа (подбор вопросов для диалога с каждым помещиком).
Ход урока.
Слово учителя.
Сегодня на урок мы пригласили главных героев поэмы Гоголя «Мертвые души», помещиков, на встречу с читателями, чтобы поближе познакомиться с этими героями, их нравами, характером, речью и привычками.
А теперь предоставим слово сначала автору поэмы.
II. Беседа с героями поэмы.
Гоголь: — Мои уважаемые читатели! После выхода моего произведения, я стал получать отовсюду известия о том, как сильно ругают меня русские помещики. Другие на моём месте, может, испугались бы этого, но я только обрадовался. Это было ясным доказательством того, что портреты помещиков описаны мною верно и что подлинники задеты за живое. Меня обвиняли в «клевете и уродливой карикатуре» на Россию, вокруг моей поэмы кипели ожесточенные споры. Я же, в свою очередь, продолжаю настаивать на том, что моя поэма – это крик ужаса и стыда, и в ней на примере моих героев я хотел показать все отрицательные черты русских помещиков. Манилова я обвиняю в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности; Коробочку — в жадности и косности; Ноздрёва — в бесцельной активности, хамстве, пьянстве, во лживости и мошенничестве; Собакевича — в грубости и чрезмерном чревоугодии; Плюшкина — в беспредельной скупости, превратившей его в «прореху на человечестве», в том, что он потерял человеческий облик.
Чтобы лучше понять мое обвинение, давайте предоставим слово самим помещикам, что они смогут выдвинуть в свое оправдание.
1. Помещик Манилов, расскажите, пожалуйста, о себе.
Манилов: Я — уважаемый отец семейства; имею на попечении двух отроков — Фемистоклюса и Алкида, верный супруг и старинный владелец Маниловки, родового имения в двести душ. Хоть и не имею блестящего образования, как иные, но без ложной скромности скажу: прелюбезнейший и препочтеннейший человек, слуга отечества. Имею дом, стоящий на эдаком возвышении, три клумбы по-английски, чудеснейшую беседку под названием «Храм уединённого размышления», в которой я предаюсь отрадным мечтаниям.
Ученик: Скажите, о чём же вы мечтаете?
Манилов: Глядя с крыльца на пруд, я мечтаю о том, чтобы от дома провести подземный ход или через пруд построить прекрасный каменный мост, на котором бы разместились по обеим сторонам скамеечки, а на них бы сидели купцы и продавали разные мелочные товары, нужные для крестьян.
Ученик. Но ведь эти радения только в мечтах, а на деле?! Крестьяне ваши живут в сереньких бревенчатых избах, нигде меж ними нет ни растущего деревца, ни другой какой зелени. А сколько умирает у вас крестьян от голода, от болезней?
Манилов. Я не собираюсь отвечать на этот вопрос. Люди умирали и умирать будут, при чём же здесь я?
1
Ученик. Много ли вы _читаете?
Манилов. На этот вопрос я отвечу с превеликим удовольствием. Я очень много читаю, проглядываю «Сын отечества», и, заметьте, с превеликим удовольствием.
Ученик. А как вы объясните тот факт, что закладка в книге два года покоится на четырнадцатой странице?
Манилов. Да, вы знаете, семейные заботы, благоденствие деток, Маниловки, размышления о судьбе отечества — всё это занимает очень много времени…
Ученик. А как вы объясните высказывание о вас одного из жителей города N: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Чёрт знает что такое!» — и отойдёшь подальше, если ж не отойдёшь, почувствуешь скуку смертную?»
Манилов. Господин N? Не понимаю… Это не племянник нашего многоуважаемого полицмейстера? Что ж, очень милый человек, имели мы с ним продолжительную беседу, паренье мысли эдакое, но отчего же он так изволил отозваться обо мне? Отчего скука? Отчего? Чёрт знает что такое… Не понимаю, господа.
Ученик. А ещё о вас говорят: «человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».
Манилов. Это, кажется, из пословицы… Как же изволите понимать такое изречение? Не пойму, такое глумление…
Ученик. Господин Манилов, как вы решились на сделку с Чичиковым?
Манилов. Такого приятного человека я еще не встречал. Он произвел на меня глубокое впечатление. Мне до сих пор кажется, что Чичиков никому не хотел принести вреда, ведь от его сделки никто не пострадал.
Да что вы все обо мне да обо мне. Вы знаете, я устал отвечать на ваши вопросы. Позвольте мне присесть.
2. Гоголь. Помещица Коробочка, расскажите слушателям о вашей жизни.
Коробочка. Я — старинная столбовая дворянка, помещица. Имею приличное поместье, дворик, где полно всякой домашней твари: и индеек, и кур, и петухов, и боровков. А какие огороды у меня, прости бог хвастунью: и капуста, и репа есть, и лук, и свёкла… А за огородами, напротив свиного хлева,— избы моих крестьян, их у меня душ восемьдесят.
Ученик. Вы торгуете?
Коробочка. Торгую понемногу, господи помоги. И пенькой, и салом, и крестьянами, коли бог пошлёт.
Ученик. У меня вопрос. Как это вы можете торговать живыми людьми, будто вещами? Разве возможно такое в наш просвещённый век?!
Коробочка. Ну полно вам. Что же тут страшного?! Я видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул меня Чичиков. А потом подумала: «Раз он мне это предложил, значит все этим торгуют, ведь крепостные — хороший товар, ходовой».
Ученик (Коробочке). А Чичиков называет вас «крепкоголовой», «дубинноголовой», «проклятой старухой».
Коробочка. С нами крестная сила! Какие вы страсти говорите! Не хочу больше говорить о господине Чичикове. Ведь он, несмотря что дворянин, почтенный с виду господин, затеял покупать у меня мёртвые души. А я, скажу прямо, растерялась и стала жутко торговаться, а вдруг — продешевлю… Вот видно, и недовольным юн остался, что не позволили ему провести матушку-помещицу, оставить с носом. Ну да бог с ним, с бессовестным, я своё взяла и кончено. А вы, ребятушки, сало свиное не покупаете?
Гоголь. Садитесь, Коробочка , садитесь. Не к тем вы обращаетесь, ни с этой целью собрались здесь ребята, не в ту степь вас занесло.
3. Прошу Вас, господин Ноздрёв рассказать о себе .
Ноздрёв. Ну что сказать о себе? Как говорится, славный малый, лихач, охотник погулять, в картишки перекинуться… А ярмарки… люблю, брат, ярмарки! Хоть и продулся в последний раз, зато как покутили, погуляли как! Я за обед только шампанского 17 бутылок выпил…
2
Ученик. Вы женаты, господин Ноздрев?
Н о з д р ё в. Был когда-то, да жена умерла, царство ей небесное.
Ученик. Ну, а дети есть?
Ноздрев. А как же! Хотя… не до них, брат. Вот пускай нянька за ними смотрит. Эх, смазлива, чёрт!.. А вот псарня, господа, это я вам скажу такое дело… Там я — отец родной. Я вам могу щенят подарить, а лучше давайте поменяемся… Да хоть на ваши сумки, а ?
Ученик. Спасибо. Вы лучше скажите: за что вас называют «историческим человеком»?
Ноздрев. А это оттого, что я всё время попадаю в истории.
Чичиков (с места). Позвольте добавить. Весьма неприятные истории приключаются с Ноздревым. Недавно и мне пришлось оказаться свидетелем пренеприятнейшей истории. Хотел я заключить сделку, весьма выгодную для обеих сторон… Что? Какую?.. Да это неважно…
Н о з д р ё в. Нет, брат, ты скажи, скажи какую. Всем будет интересно узнать об этом, свинья ты эдакая.
Чичиков. Прошу прощения, я весьма тороплюсь. Так вот: только случай меня спас от самоуправства господина Ноздрёва. Ведь он, извините, хотел меня избить вместе со своими дворовыми. Ни одно дело не проходит у него без вмешательства властей, жандармов. Честь имею откланяться.
Н о з д р ё в. Ах ты жук! Я вам такую историю поведаю про него, пальчики оближете.
Гоголь . Хватит. С нас достаточно ваших историй. Слушаем помещика Собакевича. Извините. Расскажите как живёте, чем занимаетесь?
4.Собакевич. Владенья у меня добрые (поглаживает живот). Деревня, сосновый бор, берёзовая роща, поля, свой двор, дом.
Гоголь. У господина Собакевича всё на века. Не только постройки — берёзы и те в два обхвата. Настоящий хозяин!
Ученик (Собакевичу). Чем же вы занимаетесь?
Собакевич. Как когда. В основном охотой. Мишек люблю бить — слабость, извините.
Ученик. Ваша цель в жизни?
Собакевич. Сытно поесть. Осетринку, поросёнка с хреном, бараний бок с кашей — эх! Уважаю.
Гоголь (передразнивает). «Бок с кашей!» Обжорство — вот его цель, смысл и суть жизни.
Ученик. Как вы относитесь к председателю дворянского собрания?
Собакевич. Дурак, какого поискать.
Гоголь. А губернатор?
Собакевич. Сам разбойник и рожа воровская.
Гоголь. Да вы же грубиян.
Собакевич. Зато крепостных не обижаю. Каждого в лицо знаю.
Гоголь. Ну да, с мужиками он в ладу. А обижать будет, так самому накладно станет — они же его собственность. Продолжаем знакомство с помещиками.
Помещик Плюшкин! Вам слово.
5. Плюшкин (гадким голоссм). Что вам сказать, господа. Беднею я. Грабители в разор вводят. Хотя бы Прошка, вор эдакий. Всыпать бы ему, да нечем. Кругом издержки.
Хочу сказать — ведь я был прекрасным хозяином, рачительным. Соседи ездили ко мне учиться мудрой скупости, разумной бережливости. У меня работали фабрики, станки, прядильни, плуги, молоты, косы. Приветливая хозяйка, мо жена, славилась хлебосольностью. Но хозяйка умерла. Старшая дочь выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь тоже умерла. Я остался один, неутешный в своём горе.
Ученик. Всё это так. Но в одиночестве ваша бережливость превратилась в скупость с волчьим аппетитом, жадными глазами. Вы бы глянули на свой дом: развалины в грязи, в пыли, в копоти. Ужас! Как вы могли докатиться до такого?
А сколько у вас душ?
Плюшкин. С тысячу было. Да в запрошлом году от мора померло, да в бегах которые.
Гоголь. От такого убежишь!
Ученик. Как же вы думаете жить дальше?
Плюшкин. Как это священники-то не обращают внимания? Сказал бы поучение: ведь
3
против слова божия –то не устоишь.
Гоголь . Ну вы, я думаю, устоите!
Перед вами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, на что я и обратил внимание в своей поэме: «Один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого».
В Манилове есть хотя бы что-то человеческое, например, его беспомощные «порывания» к духовной жизни. У крепкоголовой Коробочки нет даже и намёка на какую-то духовную жизнь. У Ноздрёва, наглого озорника, нечистоплотного в мыслях и поступках, полностью отсутствуют принципы нравственности. В Собакевиче в обнажённом виде проступает жестокое и зверское. И, наконец, перед нами предстаёт Плюшкин-помещик, в котором человеческая личность достигла предела духовного оскудения, находится на грани психического распада. Эти ничтожные люди, к сожалению, не составляют исключения, они — обычные, типичные для нашей среды. То обстоятельство, что они душевладельцы, лишает помещиков человеческого в них. Как мы, просвещённые люди, не замечаем ужасов порабощения одного человека другим! Развенчаем же миф о добром хозяине-помещике! Перед нами прошли «угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь и жизнь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребёнок сосёт грудь своей матери» .
Я приговариваю вышеперечисленных помещиков к вечному презрению за паразитический образ жизни, духовное и нравственное уродство. Быть именам Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина нарицательными, обозначающими человеческие пороки.
III. Заключительное слово учителя. Итак, ребята, попрощаемся с нашими гостями и поблагодарим Николая Васильевича за эту встречу. Писатель так глубоко исследовал человеческую психологию, верно уловив тенденции её развития под влиянием общественных условий, что его герои продолжают жить поныне. Почти все персонажи «Мёртвых душ» встречаются и в нашей современной жизни.. И чаще всех —господин Манилов. Этот образ ассоциируется с предательством, равнодушием к нуждам народа, прикрытым сладкой улыбкой и приторной обходительностью.
К образу Ноздрёва мы обращаемся, чтобы заклеймить лгунов и подлецов. Собакевичами именуем российских толстосумов, выступающих с позиции самой свирепой реакции и великодержавного хамства. Перенося гоголевские образы в новую историческую обстановку и обнажая в них новые грани, тем самым раскрываем жизненность гоголевского наследия, глубокую достоверность созданных писателем типов.
В героях Гоголя отразились общечеловеческие пороки. Вот почему имена помещиков из «Мёртвых душ» стали нарицательными. И сегодня праздного фантазёра, мечтателя, не умеющего и не желающего заниматься полезным делом, мы называем Маниловы ; лгуна, хвастуна, дебошира — ноздревым; жадного скрягу — Плюшкиным.
Но не ноздревы, маниловы, коробочки – будущее России, а умный русский народ, которому Гоголь посвятил самые задушевные слова.
-Один из учеников читает наизусть отрывок «И какой же русский не любит быстрой езды?!».
Пусть всегда в ваших юных душах, как напутствие, звучат гоголевские слова: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
IV. Домашнее задание. ( По группам)
1. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Каким бы я был помещиком».
2. Подготовить вопросы по образу Чичикова.
3. Встречается ли образ Чичикова в произведениях современных писателей ? ( Привести примеры)
4