Урок-исследование
по литературе
Проблема:
«Живая» душа Чичиков или «мёртвая»?
Тема:
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Учитель русского языка
и литературы I категории
МОУ СОШ №22
Никишова Ирина Владимировна
2009-2010 г.
Урок-исследование в 10 классе
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Цели урока:
выявить отношение Гоголя к современной ему действительности;
раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;
в ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.
Задачи:
продолжить формирование мыслительной деятельности, читательских умений, способствующих проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;
продолжить развитие исследовательской и коммуникативной компетентности учащихся, навыков анализа текста.
продолжить воспитание социально-адаптированной личности.
Организационные формы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщение учащегося, презентация учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; текст поэмы, критические статьи, мультимедийная презентация урока
Опережающее задание: подготовка учащимися презентации “Средства раскрытия образа Чичикова”, сообщение учащегося “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”.
Ход урока
Работа осуществляется с применением презентации учителя.
Вступительное слово учителя о главном деле жизни писателя – поэме “Мёртвые души”; учитель напоминает о результатах работы на прошлых уроках, ставит проблемный вопрос для предстоящего исследования, знакомит с эпиграфом (одновременно демонстрируются слайды 1 — 3 презентации).
У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.
На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников.
А кто же такой Чичиков? Подлец и мошенник? Может быть, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.
Мы с вами пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N. А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.
Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.
Исследовательская деятельность.
Исследование 1 — “Замысел писателя”
Учитель представляет вопросы для 1 исследования, схему замысла поэмы (работа со слайдами 4 – 6)
В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.
“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года). (писатель хотел показать “всю Русь”).
Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? (работа со схемой на слайде 6)
Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте — в трёх частях.
(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)
Исследование 2 – “Чичиков и помещики”
Исследовательская работа в группах. (работа со слайдами 7 – 10)
Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 1). Вам предстоит поработать в 5 группах. Каждая группа должна выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.
Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему (слайд 9).
Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?
Учащиеся обсуждают вопрос в группах, затем представители от групп высказывают мнения “за” и “против”. На слайд выводятся те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова (слайд 10):
Гибкость
Выживаемость
Приспособляемость
Угодливость
Энергичность
Воля
Наблюдательность
Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”
(работа со слайдами 11 – 13)
Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите заранее подготовленную учащимися презентацию по теме 3 исследования.
Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).
Учащиеся в группах знакомятся с презентацией по данной теме, находят то средство, которое используется для характеристики только Чичикова, оценивают содержательность представленной работы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.
Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)
Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)
А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)
Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?
Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя” (Приложение 2).
(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)
Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка”
(работа со слайдами 14 – 19)
Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.
Прослушайте отрывок, заключающий I том, в исполнении Качалова (слайд 16).
Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)
Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы (работа со слайдом 18).
Учащиеся делают вывод по этому исследованию. Говорим о том, что Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.
Обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос, выводы
(слайды 20, 21)
Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?
(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)
Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.
Учащиеся проговаривают те положения, которые помогли ответить на проблемный вопрос, записывают их в тетрадях. Все положения выводятся на слайд.
Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.
Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение? (Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)
III. Заключительное слово учителя
(слайд 22)
А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.
IV. Домашнее задание
(Слайд 23)
Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”
Приложение 2
(сообщение учащегося)
Смысл названия поэмы.
Тайна имени главного героя
Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который «всех наставляет и выводит на прямую дорогу», занимают исключительно важное место.
В предсмертной записи Гоголь писал: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник». По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится жизнь – образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение.
В Толковом словаре В.Даля одно из значений слова «мёртвый» — «человек невозрождённый, недуховный». Это значение близко к тому, в котором его употребляет Гоголь.
Итак, писатель шёл от евангельской традиции, к которой восходит понимание «мёртвой» души как духовно умершей. Гоголевский замысел созвучен христианскому нравственному закону, сформулированному святым апостолом Павлом: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все живут». С этим связана и главная идея «Мёртвых душ» — идея духовного воскресения падшего человека. И её должен был воплотить в первую очередь главный герой поэмы с символическим именем Павел.
«И, может быть, в сем же Чичикове… заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес», — предсказывает автор грядущее возрождение своего героя, то есть оживление его души.