Конспект урока по Литературе «Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создании» 8 класс







Урок литературы 8 класс



«Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создании»







Подготовила:

учитель русского языка и

литературы

МБОУ СОШ № 11 п. Новотерский

Минераловодского района

Ставропольского края

Козина Елена Ивановна.







2013 – 2014 гг.



Цели: развивать навыки анализа текста, характеристики героев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.

Методические приемы: работа по составлению цитатного плана; лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа, работа в группах.

Оборудование: репродукции картин И. Айвазовского, О. Кипренского; фрагменты произведений композиторов-романтиков; иллюстрации к поэме.

Эпиграф:

«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

(В. Г. Белинский)

Ход урока


п/п

Название этапа урока

Время

I.

Реализация домашнего задания

10 мин

II.

Закрепление изученного материала

10 мин

III.

Изучение нового материала

15 мин

IV.

Итог урока

5 мин

V.

Домашнее задание

1 мин


I.Реализация домашнего задания

1.Индивидуальные задания – показ электронных презентаций на предложенные темы:

« Эпоха, в которую жил Лермонтов»

« Важнейшие факты из жизни поэта»


2.Анализ презентаций

— Сколько лет прожил Лермонтов?

— В какую эпоху он жил?

— Чем характеризовалась она в политическом отношении?

— На каких «трёх китах» основывалось управление страной в эту эпоху?

— Каково было положение в это время передовых людей России?

— Какие важнейшие факты жизни поэта вам известны?


3.Микровывод

Поэт жил и творил в один из мрачных периодов русской истории – в 30 – 40 годах 19 века. Во главе государства стоял царь Николай 1.Этого царя Лев Толстой называл « Николаем Палкиным». Главной своей задачей царь поставил борьбу с революционными идеями века как внутри страны, так и во всём мире. Напуганный восстанием декабристов, он считал организацию полицейского надзора в стране важным государственным делом. Беспощадно расправившись с дворянскими революционерами – декабристами, которые хотели уничтожить крепостное право и свергнуть самодержавие, он сделал главными своими помощниками: шефа жандармов графа Бенкендорфа, который всю жизнь преследовал Пушкина, генерала Дубельта – начальника секретной царской полиции, графа Уварова – министра просвещения, ненавидевшего русскую литературу и однажды в порыве злобы воскликнувшего: « Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратила своё существование, тогда я, по крайней мере, буду спать спокойно»; князя Голицына, бывшего при Александре 1 обер – прокурором Святейшего Синода.

Управление страной держалось на трёх основаниях, сформулированных графом Уваровым:

— православие – духовное порабощение народа при помощи религии;

— самодержавие – политическое порабощение народа царской властью с помощью солдатских штыков и жандармов;

— народность – преданность крестьян царю и помещикам, беспрекословное смирение и покорность, составлявшие якобы « исконные» качества русского народа.

Положение передовых, свободомыслящих людей и особенно литераторов было крайне тяжёлое. Нельзя было ни свободно мыслить, ни свободно говорить, ни свободно писать. По выражению Герцена, жизнь была похожа « на мучение с платком во рту».А над литературой свирепствовал такой цензурный устав, который сами современники провали « чугунным».

Несмотря на это, в 30 – 40 годы выступают такие замечательные борцы за народное дело, как Белинский, Герцен, Огарёв и продолжатель Пушкина, великий поэт М. Ю. Лермонтов.


3.Работа над композицией поэмы

— В каком году написана поэма?

Какова тема поэмы?

Изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен. Выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь, при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

— Какова композиция поэмы?

Главная часть поэмы – исповедь Мцыри; она предваряется большим вступлением. В котором даётся описание развалин грузинского монастыря, история заточения « ребёнка пленного» в монастырь, его исчезновение из него и новое водворение Мцыри, больного, полумёртвого. В монастырскую обитель.

— Какова причина бегства героя из монастыря?

Мечты о вольной, бурной жизни и тоска по родине.

— Сколько дней на воле провёл Мцыри?

— Как прошёл первый день героя на воле?

В первый день на воле Мцыри наслаждается красотой природы и отдаётся смутным воспоминаниям об отцовском доме и родных.

— Второй день?

Во второй день Мцыри пробуждается на краю пропасти. Вокруг него «цвёл божий сад».

Он пережил взволновавшую его встречу с молодой грузинкой; ночью, блуждая в лесу, встретился с барсом. Из смертельного боя герой вышел победителем, но был сильно истерзан могучим зверем.

— Третий день?

В бессознательном состоянии герой водворён в монастырь. « Мир божий спал в оцепенении глухом». Предсмертный бред изображён поэтом в « Песне рыбки».

— О чём говорится в завещании Мцыри?

Мцыри завещал себя похоронить в саду, где цвели «акаций белых два куста»:

Оттуда виден и Кавказ:

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт.

— Был ли счастлив Мцыри на воле?

« И жизнь моя без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей».


4.Рассказ учащихся о характере и мечтах юноши-послушника «Душой дитя, судьбой монах».


5. Чтение составленного дома цитатного плана.

Примерный цитатный план:

1) «Немного лет тому назад… /Был монастырь…»

2) «Однажды русский генерал /Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез…»

3) «Но после к плену он привык…»

4) «Как вдруг однажды он исчез…»

5) «Его в степи без чувств нашли…»

6) «И близок стал его конец…»

7) «Таких две жизни за одну, / Но только полную тревог, / Я променял бы, если б мог…»

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Урок-обобщение по сатирическим произведениям М.А.Булгакова" 9 класс

8) «И я, как жил, в земле чужой /Умру рабом и сиротой»

9) «И стало в памяти моей / Прошедшее ясней, ясней…»

10) «И вспомнил я отцовский дом…»

11) «Я сам, как зверь, был чужд людей /И полз и прятался, как змей».

12) «Кругом меня цвел Божий сад…»

13) «Грузинка узкою тропой /Сходила к берегу».

14) «Пустыни вечный гость — / Могучий барс».

15) «Бой закипел, смертельный бой!»

16) «…понять /Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей…»

17) «Меня томил / Предсмертный бред».

18) «Так я найден и поднят был…»

19) «Прощай, отец … дай руку мне…»

20) «Оттуда виден и Кавказ!»


II. Закрепление изученного материала

  1. Слово учителя

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение к жизни запрещалось.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь; он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов в его поведении, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив («Без жалоб он // Томился, даже слабый стон // Из детских губ не вылетал…»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы не детские чувства одиночества ни тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, — Лермонтов говорит о могучем духе, унаследованном от отцов.


  1. Работа над образом Мцыри

— Внимание читателей привлекает необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужемец, чужак.

— Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? (Обсуждение).

Мцыри – «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

— В основе сюжета – реальный факт. Путешествуя по Кавказу, поэт встретился со старым одиноким монахом. Разговорившись, он узнал от него историю его трагической жизни. Монах был родом горец. Ребёнком он был взят в плен генералом Ермоловым во время его военной экспедиции на Кавказ. Генерал вёз его с собой, но мальчик заболел в пути и был оставлен в монастыре. Здесь он и вырос, но привыкнуть к монастырской жизни не мог. Не раз он делал попытки бежать в горы. Одна из таких попыток вызвала в нём тяжёлую и продолжительную болезнь, после которой он смирился и навсегда остался в монастыре. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.

  • Почему Лермонтов изменил концовку истории?

  • Почему читателю остается неизвестным имя героя?

  • Только ли в монастыре Мцыри чувствовал себя чужаком?

  • Как можно объяснить его слова:

  • «И смутно понял я тогда,
    Что мне на родину следа не проложить уж никогда»?

  • Как эти слова объясняет автор?

  • Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?

  • Подберите цитаты для ответа на вопросы.

Цитаты:

а) …Мою пылающую грудь // Прижать с тоской к груди другой, //Хоть незнакомой, но родной.

б) Давным-давно задумал я // Взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, //Я променял бы, если б мог.

г) …Я цель одну — //Пройти в родимую страну — // Имел в душе.

Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой возвращения на родину. Быть свободным — значит, для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой». Живя в монастыре, юноша, переставал видеть «живые сны»:



Про милых ближних и родных,

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал…

(В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».)

  • Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

  • Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Характер Мцыри раскрывается и через картины, привлекающие его, и через чувство, с каким он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие при­роды, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. В пристальном внимании к окружающему миру ощущается любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.


  • Почему погиб Мцыри?

Лермонтов показал борьбу героя со средой и его гибель в неравной борьбе. Мцыри погиб физически сломленным, но духовно непобеждённым, с неудовлетворённой тоской по идеалу.

— Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек не земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! — таков смысл рассказа Мцыри об увиденном. Его монолог — гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцы­ри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живёт: человек рожден для воли, а не для тюрьмы.


III. Изучение нового материала

1. Сообщения учащихся по теме « Романтизм»

Романтизм — художественное направление в литературе, выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности.

В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года.

В 20-30-е годы XIX века само слово «романтизм» будоражило умы людей, делало одних непримиримыми врагами, других — друзьями и соратниками на всю жизнь. Критик Белинский так описал литературную ситуацию того времени: «Классицизм и романтизм — вот два слова, коими огласился Пушкинский период нашей словесности; вот два слова… с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах, и в гостиных, и на площадях, и на улицах!»

Романтиками зачастую называли последователей Карамзина, утверждавших, что самое ценное — это человеческая личность, и создавших героев сильных, смелых, активных, благородных, воодушевленных одной великой целью, готовых на любые жертвы ради ее осуществления.

Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией. Под стать и пейзаж: море, горы — символы величия, свободы, непокорности.

Писатели-романтики старались быть необычными во всем: в выборе героев, ярких, незаурядных, в построении сюжета, как правило, запутанного, окутанного дымкой таинственности, в языке и стиле своих произведений. Их волновала судьба Отечества, интересовал фольклор, памятники литературы (в конце XVIII века было найдено «Слово о полку Игореве»), история родины. Романтизм расцвел и в других видах искусства: в музыке (В. Верстовский, Л. Рубинштейн), в живописи (О. Кипренский, И. Айвазовский).

Появившись, романтизм уже никогда не сходил с литературной сцены, то затихая, то вновь громко заявляя о себе.


2. Способы создания образа Мцыри

Особенности «Мцыри» как романтической поэмы

— Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной Кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Так создается контраст, обо­значается конфликт.

— Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

Природа родственна герою, и зов свободы ока­зывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, //Когда, столпясь, при алтаре,//Вы ниц лежали на земле».

— Сюжет поэмы кажется привычным для романтических произведений — герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С. Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственного навязанного ему мира в мир родной, естественный.

— Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь — таково кредо поэта.

Роль пейзажа

Пейзаж в поэме играет существенную роль: он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.

— Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Читаем текст от слов «Кругом меня цвел божий сад…» до слов «Я в нем глазами и душой. // Тонул…»

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет ее фантастическими незримыми существами, знаю­щими тайны «неба и земли». В синеве и чистоте небес герой готов видеть «ангела полета». Поэтически возвышенная душа и стремле­ние к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты, на «несколько минут // Между крутых и темных скал».

— Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажи­те, что поэт нарисовал романтический пейзаж. (Читаем 6-ю главу.)

Это романтический пейзаж: каждая его деталь необыкновенна, этична, принадлежит не только реальности («пышные поля…холмы… груды темных скал»), но и области мечты, фантазии, божественному («горные хребты, причудливые, как мечты», «курилися, как алтари»; «сквозь туман, // В снегах, горящих, как алмаз, // Седой, незыблемый Кавказ…», «тайный голос».

Анализ художественных приемов

Язык поэмы находится в полном соответствии с её содержанием и характером героя. Белинский писал: « Этот четырёхстопный ямб с одними мужскими окончаниями…звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой могучей натуры и трагическим положение героя поэмы».

1. Обсуждение вопроса

— Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермон­тов в описании пейзажа?

Развёрнутые метафоры при описании картин природы:

Кругом меня цвёл божий сад.

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слёз.

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерёв

Прозрачной зеленью листов;

И гроздья полные на них.

Серёг подобье дорогих

Висели пышно. И порой

К ним птиц летел пугливый рой.


Метафоричные эпитеты: серебристый голосок, сладостная луна, золотой песок, сонные цветы, пышные поля, свежею толпой, объятья каменные, тайный ночлег, сладкая тоска, священные слова, могучий дух, блаженные дни, ужасный час.

Метафоры:

Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской;

Я грыз сырую грудь земли;

Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном;

И солнце сквозь хрусталь луны сияло сладостней луны;

Но что ж? – Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок;

венцом дерев, груды скал;

олицетворения — думы скал, седой наказ;

сравнения — деревья, как братья в пляске круговой,

в снегах, горящих, как алмаз;

горные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари, их выси;

облака, как будто белый караван залетных птиц.


Зрительные впечатления, возникающие у читателя благодаря этим художественным средствам, усиливаются звуковыми. Аллитерация на шипящие передаёт шум леса (пышные, разросшихся, шумящих, свежею). Раскатистые «р» подчеркивают мощь скал и грохот перекатывающихся и падающих камней (груды, горные хребты, курилися, как алтари). Мягкие сонорные «л» обозначают легкость и нежность мечтаний (залетных, дальних, вдали, легко).


2. Работа в группах

Задание: найти примеры использования художественных средств и

объяснить их роль в создании образа героя.


Примечание: можно закрепить за каждой группой поиск одного из художественных

средств или проанализировать с этой точки зрения главы поэмы.

Примеры:

Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть, казалось, не страшна!»

Гиперболы: «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил…».

Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночи вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и: прятался, как змей». И т. д.

Богатство изобразительных и выразительных средств тесно связано с богатством внутреннего мира героя. « Можно сказать без преувеличения, — писал Белинский,- что Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов. Гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы. Когда он писал эту поэму».


3.Анализ эпизодов

Задание группам — проанализировать эпизоды:

а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) Встреча с грузинкой.

в) Бой с барсом.



IV. Итог урока


Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он ви­дел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; общение с природой принесло радость (ему «было! весело вздохнуть … ночную свежесть тех лесов»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом — жизнь!.. «Что делал я на воле? // Жил».

— Что значит жить для героя?


Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться и побеждать и главное — испыты­вать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.


— Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?


На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.

Прожив три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в битве с барсом «Пламенная страсть» Мцыри любовь к родине – делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания, голод, в отчаянном порыве пытается пробиться через лес ради цели — «пройти в родимую страну».

Мцыри вынослив. Ис­терзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отча­янном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.

— Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки?


— Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?


— Почему Мцыри сразился с барсом, ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял?


— Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, ис­полненное отчаянием и безнадежности?


Истоки трагедии Мцыри — в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, на­ложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Его последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое пораже­ние в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. По­этому гибель его при всей трагичности вызывает у чита­теля гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.


— Какое значение имела поэма в эпоху М. Ю. Лермонтова?


Вся поэма представляет страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы. От родного народа. От родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. Чувства и переживания Мцыри – это чувства и переживания самого Лермонтова и его передовых современников.


V. Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

  2. Прочитать статьи учебника; ответить на вопросы.

13



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: