1.Сухова Валентина Ивановна
2.Средняя школа-гимназия № 4 города Актау Мангистауской области
3.Учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 8 классе по оде Михаила Васильевича Ломоносова.
« Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Основные темы оды (мир, деятельность Елизаветы, Петра, Россия, наука). Основные проблемы оды (проблема просвещенной монархии и проблема служения Отечеству).
Цель урока: прочитать и проанализировать оду Ломоносова, отметить значение Ломоносова в развитии русской литературы.
Результат: знают основные темы и проблемы оды Ломоносова, понимают значение Ломоносова в развитии русского языка и литературы, могут отметить основные изобразительно- выразительные средства языка оды .
Ресурсы: учебник, текст оды, тетради, раздаточный материал (цветные фотоматериалы)
Он…был первым нашим университетом.
А.С.Пушкин
Словесность наша явилась вдруг в 18 веке.
А.С.Пушкин
1.Организационный момент.
2.Актуализация темы.
Полилог. Пользуясь раздаточным материалом, расскажите о Ломоносове ( по одному- два предложению каждый). Сделайте общий вывод.
Найдите в учебнике вывод о творческом наследии Ломоносова. Сделайте записи в тетради. ( Стр.82.)
3. Словарная работа. Стр.348. Найти и выписать определение оды как жанра .
4. Найти в учебнике (стр.83) более развёрнутое определение оды. Что оно дополняет?
5. Чтение оды 1747 года.
Определите главные темы од Ломоносова ( тема родины, мира, науки и просвещения).
6.Составление композиционного плана оды.
Прославление «тишины» (мира, слово-образ). Прославление Елизаветы как поборницы мира, просвещения.
Лирическое отступление- предостережение правительству о вступлению в войну.
Прославление Петра как творца новой России.
«Наказ» Елизавете продолжать дело Петра.
Картины российских просторов, богатств.
Гимн науке.
Прославление тишины, Елизаветы, предостережение врагам.
Идея оды- долг перед Отечеством, служение ему превыше всего.
7.Язык оды. Найти и выписать примеры из оды.
Славянизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.
Эпитеты: божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство, завистливый рок…
Метонимия : ( называется часть вместо целого) провожал в небесную дверь (дверь-часть рая) сие злату очистит жилу ( природные богатства)
Метафора : подать…ума плоды
Олицетворения: Россия ожидает видеть.
Гипербола: чрез горы, реки и моря.
Перифраза : ( замена определяющей чертой) бессмертия достойный муж ( Пётр 1)
Всевышний ( Бог)
Сделайте общий вывод –обобщение о значении творчества М. В. Ломоносова.
Развитие русского литературного языка, реформа стихосложения.
Содействие развитию классицизма, прогрессивного в то время.
« За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, показали своё достоинство».
Чтение наизусть отрывков из оды.
РЕФЛЕКСИЯ.
Пушкин назвал Ломоносова первым нашим университетом , потому что…