Тема урока
| Окказионализмы в творчестве поэтов серебряного века (И.Северянин, В.Маяковский, С.Есенин) | |
Предмет | Литература | |
Класс | 8 класс | |
Автор урока (ФИО, должность) | Знаменская Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы | |
Образовательное учреждение | Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1108 | |
Республика/край, город/поселение | г. Москва | |
Методическая информация | ||
Тип урока
| Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения. | |
Цели урока
| Актуализация знаний учащихся; Обобщение знаний о лирике как роде литературы; Введение новых терминов «окказионализм», «метонимия». | |
Задачи урока
| Образовательные задачи: 1.Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций на основе локализованных интерактивных форм обучения (работа в группах); 2.Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости; 3.Совершенствование навыков логического мышления и понимания; 4.Развитие самостоятельности и инициативы учащихся; 5.Формирование умений работы с книгой, со справочной литературой; 6.Обеспечение более прочного освоения материала. Развивающие задачи: 1.Развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся; 2.Совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности. Воспитательные задачи: 1.Вызвать интерес к предмету; 2.Воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Языковая чуткость, навыки логического и образного мышления, умение формировать и использовать собранную информацию, активность, самостоятельность, коллективизм. | |
Необходимое оборудование и материалы | 1.Раздаточный материал а) буклет-задание «И.Северянин», б) буклет-задание «В.Маяковский», в) распечатки-схемы со стихотворениями. 3.Мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная доска а) презентация «Страна Литературия»; б) тест. | |
Необходимое оборудование и материалы | 1.Раздаточный материал а) буклет-задание «И.Северянин», б) буклет-задание «В.Маяковский», в) распечатки-схемы со стихотворениями. 3.Мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная доска а) презентация «Страна Литературия»; б) тест. | |
Подробный конспект урока | ||
Мотивация учащихся
| Начало, мотивирующее деятельность: Я приглашаю вас в мир Слова, чтобы постичь “речи русской чудеса”. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. Пусть же и ваши души будут всегда открыты чудесам слова. (Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии). | |
Ход и содержание урока
| 1. Оргмомент. Запись в тетрадях темы, эпиграфа, ознакомление учащихся с целями и задачами урока. 2. Мотивационное начало урока. Постановка цели. 3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой. 4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление (через слайд-презентацию и распечатки-схемы). 5. Этап информации домашнего задания. Методы: словесный, наглядный, продуктивный. Приемы: беседа, анализ поэт. текста, устные выступления учащихся. Основная форма работы на уроке: парная. | |
Проверка и оценивание ЗУНКов
| Проверка знаний учащихся осуществляется через практические задания-буклеты, через распечатки-схемы, тест. | |
Рефлексия деятельности на уроке
| 11.Рефлексия. Покажите, пожалуйста, цветовую карточку. Молодцы! Все справились с работой на «отлично» и «хорошо». Окказионализмы развивают у читателя этимологическое, словообразовательное мышление, способность проникать в форму слова, поэтому работа не только интересна, но и очень полезна. | |
Домашнее задание
| Домашнее задание (вариативное): 1 вариант. Найдите окказионализмы в отрывках из стихотворений С.Есенина. Что, по-вашему, обозначают эти слова? Как вы об этом догадались? Напылили кругом. Накопытили. И пропали под дьявольский свист. А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист. Но ведь дуб молодой, не разжелудясь, Так же гнется, как в поле трава… Эх ты, молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова! 2 вариант. В чем необычность стихотворения В.Хлебникова? Найдите в тексте окказионализмы и объясните, как они образованы? О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь, усмеяльно, О, засмейтесь надсмеяльно, смех надсмейных смехачей! О, иссмейтесь рассмеяльно, смех надсмейных смехачей! 3 вариант. Составьте текст на тему «Весна» или «Море», используя окказионализмы. | |
Дополнительная необходимая информация | Ожидаемые результаты: — закрепляют знания по теории литературы; — продолжают формирование понятий (окказионализм, метонимия, лирический герой); — выполняют задания в буклетах; — умеют выделять главное, анализировать, делать обобщение, применять имеющиеся знания на практике; — совершенствуют тестовую культуру; — развивают эстетический вкус; — формируют информационно-технологические компетенции. Межпредметные связи: русский язык, информатика | |
В помощь учителю | ||
Использованные источники и литература (если имеются) | Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5 -11-м классах. Лекции курса. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. Кошечкин С. П. «Весенней гулкой ранью…» — М., 1984. Львова С.И. Уроки словесности. 5–9-е классы. – М., 2000. | |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Недостаточное количество наглядного материала в существующих учебно-методических пособиях. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности. | |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Цель поэзии – не «приемы», не «способы», а познание мира и человека в нем. Но цель эту поэзия решает специфически, и только понимание этого своеобразия поможет ученику под руководством знающего учителя не игнорировать механизм постижения поэтического текста. Задав ученику вопрос: «Что же помогло вам в вашем творчестве?», мы можем перейти к новой теме «МОЯ ДУША, Я ПОМНЮ, С ДЕТСКИХ ЛЕТ ЧУДЕСНОГО ИСКАЛА. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ» | |
Другое
| 5.»Мозговой штурм» (разминка). Короткая беседа о лирике как роде литературы. 1)Назовите роды литературы, которые вы знаете? 2)Чем отличается лирика от эпоса? (Выражает чувства, переживания поэта. Не изображает, а выражает. Чаще существует в стихотворной форме.) 3)Что такое стихотворная речь? (Ритм, рифма, инверсия). 4)Как вы понимаете выражение «поэтический мир»? (Все стихи автора составляют картину «поэтического мира». У каждого человека свой, неповторимый, характер, который отражается в каждом стихотворении). 5)Что означает выражение лирический герой? (Лирический герой – тот, чей голос мы слышим в стихотворении). 8.Физкультминутка. Показ слайда |