Конспект урока по Литературе «Окказионализмы в творчестве поэтов серебряного века» 8 класс

Подробный конспект урока


Организационная информация

Тема урока


Окказионализмы в творчестве поэтов серебряного века (И.Северянин, В.Маяковский, С.Есенин)

Предмет

Литература

Класс

8 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Знаменская Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1108

Республика/край, город/поселение

г. Москва

Методическая информация

Тип урока


Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.

Цели урока


Актуализация знаний учащихся;

Обобщение знаний о лирике как роде литературы;

Введение новых терминов «окказионализм», «метонимия».

Задачи урока


Образовательные задачи:

1.Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций на основе локализованных интерактивных форм обучения (работа в группах);

2.Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости;

3.Совершенствование навыков логического мышления и понимания;

4.Развитие самостоятельности и инициативы учащихся;

5.Формирование умений работы с книгой, со справочной литературой;

6.Обеспечение более прочного освоения материала.

Развивающие задачи:

1.Развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;

2.Совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

Воспитательные задачи:

1.Вызвать интерес к предмету;

2.Воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Языковая чуткость, навыки логического и образного мышления, умение формировать и использовать собранную информацию, активность, самостоятельность, коллективизм.

Необходимое оборудование и материалы

1.Раздаточный материал

а) буклет-задание «И.Северянин»,

б) буклет-задание «В.Маяковский»,

в) распечатки-схемы со стихотворениями.

3.Мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная доска

а) презентация «Страна Литературия»;

б) тест.

Необходимое оборудование и материалы

1.Раздаточный материал

а) буклет-задание «И.Северянин»,

б) буклет-задание «В.Маяковский»,

в) распечатки-схемы со стихотворениями.

3.Мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная доска

а) презентация «Страна Литературия»;

б) тест.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


Начало, мотивирующее деятельность:

Я приглашаю вас в мир Слова, чтобы постичь “речи русской чудеса”.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

Пусть же и ваши души будут всегда открыты чудесам слова.

(Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии).

Ход и содержание урока


1. Оргмомент. Запись в тетрадях темы, эпиграфа, ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.

3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление (через слайд-презентацию и распечатки-схемы).

5. Этап информации домашнего задания.

Методы: словесный, наглядный, продуктивный.

Приемы: беседа, анализ поэт. текста, устные выступления учащихся.

Основная форма работы на уроке: парная.

Проверка и оценивание ЗУНКов


Проверка знаний учащихся осуществляется через практические задания-буклеты, через распечатки-схемы, тест.

Рефлексия деятельности на уроке


11.Рефлексия.

Покажите, пожалуйста, цветовую карточку. Молодцы! Все справились с работой на «отлично» и «хорошо». Окказионализмы развивают у читателя этимологическое, словообразовательное мышление, способность проникать в форму слова, поэтому работа не только интересна, но и очень полезна.

Домашнее задание


Домашнее задание (вариативное):

1 вариант. Найдите окказионализмы в отрывках из стихотворений С.Есенина. Что, по-вашему, обозначают эти слова? Как вы об этом догадались?

Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,

Так же гнется, как в поле трава…

Эх ты, молодость, буйная молодость,

Золотая сорвиголова!

2 вариант. В чем необычность стихотворения В.Хлебникова? Найдите в тексте окказионализмы и объясните, как они образованы?

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

Что смеянствуют смеяльно.

О, засмейтесь, усмеяльно,

О, засмейтесь надсмеяльно, смех надсмейных смехачей!

О, иссмейтесь рассмеяльно, смех надсмейных смехачей!

3 вариант. Составьте текст на тему «Весна» или «Море», используя окказионализмы.

Дополнительная необходимая информация

Ожидаемые результаты:

— закрепляют знания по теории литературы;

— продолжают формирование понятий (окказионализм, метонимия, лирический герой);

— выполняют задания в буклетах;

— умеют выделять главное, анализировать, делать обобщение, применять имеющиеся знания на практике;

— совершенствуют тестовую культуру;

— развивают эстетический вкус;

— формируют информационно-технологические компетенции.

Межпредметные связи: русский язык, информатика

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5 -11-м классах. Лекции курса. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

Кошечкин С. П. «Весенней гулкой ранью…» — М., 1984.

Львова С.И. Уроки словесности. 5–9-е классы. – М., 2000.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Недостаточное количество наглядного материала в существующих учебно-методических пособиях.

Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Цель поэзии – не «приемы», не «способы», а познание мира и человека в нем. Но цель эту поэзия решает специфически, и только понимание этого своеобразия поможет ученику под руководством знающего учителя не игнорировать механизм постижения поэтического текста. Задав ученику вопрос: «Что же помогло вам в вашем творчестве?», мы можем перейти к новой теме «МОЯ ДУША, Я ПОМНЮ,

С ДЕТСКИХ ЛЕТ ЧУДЕСНОГО ИСКАЛА. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ»

Другое


5.»Мозговой штурм» (разминка).

Короткая беседа о лирике как роде литературы.

1)Назовите роды литературы, которые вы знаете?

2)Чем отличается лирика от эпоса? (Выражает чувства, переживания поэта. Не изображает, а выражает. Чаще существует в стихотворной форме.)

3)Что такое стихотворная речь? (Ритм, рифма, инверсия).

4)Как вы понимаете выражение «поэтический мир»? (Все стихи автора составляют картину «поэтического мира». У каждого человека свой, неповторимый, характер, который отражается в каждом стихотворении).

5)Что означает выражение лирический герой? (Лирический герой – тот, чей голос мы слышим в стихотворении).

8.Физкультминутка.

Показ слайда

Свежие документы:  Конспект урока по словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» (по стихотворению А.С. Пушкина «И.И. Пущину»)









Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: