4
Тема урока: «Осенние картины родной природы в произведениях русских поэтов, художников и музыкантов».
Интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО
Цель урока: Показать, как в своих произведениях поэты, художники и музыканты выражают свои чувства, мысли, настроения об осени, связь поэзии с музыкой и живописью.
Задача обучающая: обучение детей умению анализировать стихотворение, находить литературные приёмы, знакомство с приёмами художников и музыкантов.
Задача развивающая: развитие речи учащегося на уроке литературы, логического и образного мышления. Развитие творческих способностей.
Задача воспитательная: воспитывать любовь к природе, родному краю, любовь к музыке, живописи, поэзии.
Оформление к уроку:
Использование мультимедийных средств на уроке. Презентация
Картины художников:
Василий Поленов
Исаак Левитан
Михаил Нестеров
Илья Остроухов
Станислав Жуковский
Музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года»: «Октябрь» — «Осенняя песня».
1. Современные люди большей частью живут в городах и не встречаются с природой один на один. Любое творчество начинается с умения заново увидеть мир, не так, как его видели до тебя. Для этого надо быть человеком глубоко чувствующим и понимающим природу.
Сегодня мы поговорим с вами об осени, что у осени бывает разное настроение, и как её видели и слышали поэты, художники и композиторы. Это люди зорко видящие, свободно мыслящие и преданно любящие природу.
Цель нашего урока – посмотреть, как поэты, художники и музыканты увидели и открыли для себя природу и помогут нам вступить в круг природы и наполниться её очарованием.
Как часто мы браним осень, называем её скучной порой…Может быть, мы правы? Осенью становятся короче прогулки, тускнеют краски, становится всё серым и унылым…
То ли дело «волшебница зима»: всё блестит, весело как-то, можно кататься на лыжах, на санках слететь с горы, как на крыльях…
Весной хоть и грязно бывает, зато солнце такое весёлое. И так удивительно, когда голые деревья вдруг вспыхивают нежной зеленью…
Или лето: тепло, вольно, полежать и побродить можно всюду, искупаться в тёплой реке.
Ну а осень? «Что в ней хорошего?»-думают обычно. А ведь и она совсем не скучна. Из всех времён года она самая застенчивая, и трудно бывает проследить её шаги. Но ведь есть стихи, живопись, музыка – они помогут нам.
Готовясь к сегодняшнему уроку, мы разбились на 3 творческие группы: поэтов, художников и музыкантов (мы видим это по атрибутам и эмблемам). Это люди творческие и совершенно разные: одни высказывают свои чувства и мысли словами, другие – музыкальными образами, третьи – красками. Каждая группа подготовила дом.задание. Группа поэтов подобрала стихи про осень. Художники нарисовали осенние картины. А музыканты подобрали музыку.
2. Первое слово поэтам.
Группа поэтов подготовила стихи об осени, давайте послушаем.
Дети читают стихи:
И.А.Бунин «Лес, точно терем расписной»;
-Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;
-А.Н.Майков «Кроет уж лист золотой»;
-А.Н.Майков «Осенние листья по ветру летят».
— Как можно объединить эти стихи по теме? (Они об осени)
— Что роднит эти произведения? (они о красоте родной природе, тема любви к природе, восхищение природой)
-Праздник осени описан в стихотворении «Листопад» И.Бунина, его проанализируем.
— Какое настроение вызывает у поэта осень? (Ощущение красоты, торжественности, покоя и лёгкой грусти)
— Перечитайте описание леса. Какие краски увидел поэт? (Лиловый, золотой, багряный, пёстрый)
Докажите, что лес кажется прекрасным, сказочным.
— А какие строки вызывают у нас чувство лёгкой грусти?
— Как вы думаете, почему поэт назвал осень тихой вдовой? Кто такая вдова? (Это женщина, потерявшая мужа. Она чаще всего немолода. Возраст сделал её движения спокойными, неторопливыми. В то время, когда вокруг праздник, она тиха, задумчива. Вот и осень – пора увяданья – напомнила поэту такую женщину. Но несмотря на лёгкую грусть, осень в этом стихотворении яркая, праздничная.
— С помощью каких средств художественной выразительности поэт подметил красоту осени? (С помощью метафор, эпитетов, сравнений)
Давайте вспомним, что это?
Найдите сравнения: лес, точно терем; ёлочки, как вышки; просветы, что оконца.
Метафоры: лес стоит стеной, резьба берёз, тихая вдова, пестрый терем.
Эпитеты: золотой лес, весёлой стеной, тихой вдовой.
Средства помогли поэту выразить своё отношение к осени.
3.Слово художникам.
-рассматривание репродукций художников;
-ответы на вопросы учителя ИЗО
-средства выразительности, какими пользуются художники
4.Слово музыкантам.
— Тема природы нашла отражение и в музыке. О красоте родного края, о природе писали песни, романсы, сочиняли музыкальные произведения.
Из группы музыкантов мы послушаем музыкальную пьесу, которая называется «Осенняя картинка» композитора Смелкова.
-Какое настроение? Какое стихотворение подходит к этой музыке?
— Осень разная по настроению и это видели и слышали композиторы. Послушайте песню в исполнении группы музыкантов «Осенний бал» на слова и музыку С.Южаниной.
— Что передаёт музыка? Каким настроением пронизана?
А сейчас послушаем музыку П.И.Чайковского. Он написал к каждому месяцу пьесу, которые вошли в альбом под названием «Времена года». В этих небольших произведениях, напоминающих акварель, отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них свою любовь ко всему родному – к русскому человеку, к русской природе, русским обычаям. Созвучно нашей теме мы послушаем пьесу.
Как вы думаете, какой месяц изобразил в музыке композитор?
— Каким настроением проникнута музыка?
— Какую картину можно представить, слушая эту музыку?
— С помощью чего композитор изобразил и показал ? (С помощью звуков, тембра, темпа, музыкальных оттенков, силы звучания).
5. А теперь задание группам. Попробуйте создать свою осень, как её видите и слышите вы. Группа поэтов пишет синквейны. Группа художников создаёт картину про осень. Группа музыкантов пишет эссе «Звуки осени».
6. Подведение итогов работ.
7. — Мы увидели, какая разная бывает осень, и как её видят и слышат поэты, художники и музыканты. Постарались посмотреть глазами поэтов, художников и композиторов, понять и почувствовать, что чувствовали они.
8. Дома напишите мини-сочинение отзыв об уроке: «Какой мне увиделась и запомнилась осень».
9. — Понравился ли вам урок? Чем?
— Ваши пожелания?
10. Итог урока, выставление оценок.