Муратаева Татьяна Владимировна
Средняя школа имени Абая, г. Шу.
Учитель русского языка и литературы,
Разработка открытого урока по русской литературе «Основные мотивы лирики А. С. Пушкина»
(Слайд № 1)
Цель: повторить изученный материал о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
(Слайд № 2)
Задачи: охарактеризовать основные мотивы лирики. Проверить ЗУН по данной теме. Воспитание интереса к личности и творчеству А. С. Пушкина, высоких нравственных идеалов на примере пушкинской поэзии.
Оборудование: компьютер, интерактив, слайды, фонозаписи. (Слайд № 3)
План:
1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
2. Объяснение формы работы: 1. групповая работа
2. работа консультантов
3. знакомство с оценочной шкалой
4. соответствие оценок и баллов
3.Повторение изученного. (Слайд № 4)
И так, ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с основными мотивами лирики Пушкина.
Для повторения вам предлагается отгадать кроссворд. Если вы правильно заполните клетки, то получите ключевое слово-жанр стихотворного обращения Пушкина к своим товарищам. (Слайд № 5, вальс Свиридова); (Слайд № 6-8)
По вертикали:
1. Где учился А.С Пушкин? (Лицей)
2. На берегу какой реки расположено село Михайловское? (Сороть)
3. В каком жанре Александр Сергеевич писал стихотворное обращение своим товарищам. (Послание)
4. В каком городе родился Пушкин? (Москва)
5. Фамилия прадеда Пушкина? (Ганнибал)
По горизонтали:
3. Фамилия одного из самых близких товарищей поэта. (Пущин)
4. В это село Пушкин приехал впервые после окончания Лицея? (Михайловское)
6. В день, какого праздника родился Пушкин? (Вознесение)
7. Имя сестры поэта, к которой он относится с большой симпатией и любовью. (Ольга)
Проверка работ консультантами, выставление баллов (Слайд № 9)
4. Теперь вам предлагается другая, более сложная работа. Необходимо заполнить таблицу «Основные периоды жизни А. С. Пушкина» (Слайд № 10) Вальс Рахманинова
Характер-ные черты периода | Наиболее значитель-ные произведения, созданные в этот период | |
Лицейский период (1813-1916 гг.) |
|
|
Петербургский период (1817-1820 гг.) |
|
|
Период южной ссылки (1820-1824 гг.) |
|
|
Период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.) |
|
|
Творчество II половины 20-х годов. (1826-1830 гг.) |
|
|
Творчество периода Болдинское осени (1830г.) |
|
|
Творчество 30-х годов (1831-1836 гг.) |
|
|
Консультанты проверяют работы, выставляют оценки, анализируют работу каждого ученика.
5. Введение в тему: презентация материала.
А теперь мы непосредственно переходим к теме урока. На предыдущих уроках мы говорили об основных мотивах лирики Пушкина. Вам предстоит обобщить полученные сведения и проработав материал учебника раскрыть предложенную вам тему. При защите темы будет учитываться содержание ответа, грамотность речи, выразительность чтения наизусть.
1 группа- тема свободы.
2 группа- тема любви.
3 группа- тема поэта и поэзии (во время работы групп вальс Свиридова «Маскарад»)
6. Презентация тем работы каждой группы (защита темы)
1 группа- слайд № 11-14
2 группа- слайд № 15-19
3 группа- слайд № 20-24
Слово консультантам (слайд № 25-26).
7. Рефлексия (слайд № 27) (закончить предложения, ответить на вопросы, заданные учащимися других групп, диалог.)
Я узнал новое…
Самым интересным было…
Показалось трудным …
Запомниться….
Могу сказать, что…
Захватывает в поэзии Пушкина…
Хочется понять, что…
Можно предположить, что….
(романс «Я вас любил»)
8. Творческая работа: изобразить на плакате предложенную тему в виде рисунка, проекта, текста. (Вальс «Я помню чудное мгновенье»)
9. Защита темы (проекта). Выставление оценок за урок.
10. Итоги, выводы. Домашнее задание: сочинение-эссе «Мой Пушкин»
(Слайд № 28)