1001 идея интересного занятия с детьми
Конева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №6, станицы Новолеушковской, Павловского района, Краснодарского края
Предмет (направленность): литература
Возраст детей: 5 классы.
Место проведения: класс.
Цели:
1) ознакомить учащихся с произведениями русских поэтов и писателей о героическом прошлом нашей страны на примере стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»;
2) развивать способность анализировать прочитанное, делать выводы и аргументировать свою точку зрения;
3) воспитывать интерес к отечественной истории и русской поэзии.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, презентация, учебник.
Тип урока: урок формирования знаний.
Ход урока
I. Повторение изученного
Учитель: Ребята, мы с вами начинаем изучение нового раздела, который называется «Героическое прошлое России». Мы обратимся к произведениям поэтов и писателей, которые в своем творчестве воспевали подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Сегодня мы прочитаем стихотворение уже известного вам поэта, которого называли «ночным светилом русской поэзии». Он родился в Москве, но рано потерял мать и детство провел в имении бабушки в Пензенской губернии. Он получил прекрасное домашнее образование, а затем обучался в Московском университетском благородном пансионе, Московском университете, а позднее в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; откуда был в 1834 году выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка.
Уже в раннем возрасте он пишет стихи и поэмы, но печататься не стремится. Первым произведением, опубликованным в 1834 году, как считается, без его согласия, стала поэма «Хаджи Абрек». Слава пришла к нему в одночасье, в день смерти А. С. Пушкина, на гибель которого он откликнулся гневным и пронизанным болью стихотворением «Смерть поэта». В нем он обвинил высшие слои аристократии в травле и гибели поэта. Стихотворение широко распространилось в списках и обеспечило автору славу наследника Пушкина. Кто из вас может сказать, как звали этого поэта? (Михаил Юрьевич Лермонтов.)
— Как популярность стихотворения «Смерть поэта» отразилась на судьбе М. Ю. Лермонтова? (М. Ю. Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ в Нижегородский драгунский полк, воевать с горцами.)
— Сколько длилась ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ и что способствовало ее окончанию? (Ссылка продолжалась до октября 1837года. Ее прекращению способствовали хлопоты бабушки Е. А. Арсенъевой, которая добилась возвращения внука с Кавказа.)
II. Работа над новым материалом
Учитель: В 1837 году, уезжая на Кавказ, М. Ю. Лермонтов впервые решился опубликовать свое произведение. Это было приуроченное к двадцатипятилетней годовщине Бородинского сражения стихотворение «Бородино», с которым мы сегодня и познакомимся. Тема героизма русских воинов в Отечественной войне 1812 года волновала М. Ю. Лермонтова еще в ранней юности. В 1831 году им было написано стихотворение «Поле Бородина». Основные образы, нарисованные в этом стихотворении, впоследствии были использованы в «Бородино». Стихотворение строится в виде диалога старого и молодого солдата.
Бородинское сражение — одно из главных сражений Отечественной войны 1812 года между Россией и наполеоновской Францией. Перейдя границу России во главе огромной армии, Наполеон рассчитывал быстро разгромить русскую армию в приграничном сражении и принудить Россию к капитуляции.
Разгадавший его планы военный министр России генерал М. Б. Барклай-де-Толли стал избегать приграничного сражения и организованно отводить русскую армию, заманивая Наполеона все дальше и дальше вглубь российской территории. Но отступление русской армии вызывало ропот многих офицеров, недовольных тем, что Барклай-де-Толли без боя отдает французам русские земли. Его обвиняли в измене, требовали назначения другого главнокомандующего, который даст решительный отпор врагу. Под давлением общества
главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Он решил дать Наполеону сражение у деревни Бородино. Целью его было защитить Москву. Наполеон же надеялся уничтожить русскую армию и принудить Россию к капитуляции.
На Бородинском поле были построены земляные укрепления — редуты и люнеты. Сражение началось рано утром 26 августа (9 сентября) 1812 года. Французы предпринимали ожесточенные атаки, но встречали решительный отпор русской армии. И хотя после длительного сопротивления русская армия отошла со своих позиций, она не была разгромлена и готовилась продолжать сопротивление. Но, получив сведения о потерях, Кутузов отказался от мысли возобновить сражение и приказал отступать. Но и Наполеон вынужден был отвести свою армию на исходные позиции. Уничтожить русскую армию ему не удалось. (просмотр слайдов 1-18)
Словарная работа
Итак, мы прослушаем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино», но прежде всего давайте обратимся к слайду, где даны неизвестные вам слова.
(слайд 19).
Прослушивание аудиозаписи стихотворения М.Ю Лермонтова «Бородино».
Работа над содержанием прослушанного.
1. Какому событию посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?
2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?
3. От чьего лица ведется рассказ? Что этим достигается?
4. О чем сожалеет поэт и что его радует?
5. Как вы понимаете строки?
— Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!..
— Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою
За родину свою!..
— Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам…
6. Кого объединяет слово «наш» в таком тексте?
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
7. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
8. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению «Бородино» на странице 168-169 учебника. Какие эпизоды сражения изображены художником?
— Кто же победил в нем, по мнению поэта, и какова ваша точка зрения?
— Можно ли считать отступление русской армии свидетельством ее поражения? Обоснуйте ответ.
Учитель: Прочитайте внимательно сноски, в которых дается объяснение непонятных слов и терминов. А также посмотрите в словаре определение таких понятий, как строфа, монолог и диалог, и ответьте на вопросы—
— Найдите в тексте строфу, которая повторяется дважды почти без изменений? (Первая и последняя строфа из рассказа старого солдата.)
— Как вы думаете, с какой целью это было сделано автором? (В этой строфе выражена главная идея стихотворения — идея противопоставления поколений: героического поколения отцов и дремлющего в бездействии молодого поколения, к которому принадлежал и сам Лермонтов.)
— Как вы думаете, почему М. Ю. Лермонтов, сам принадлежавший к молодому поколению, не пытается от лица молодого героя спорить со старым солдатом, заявившим: «Да были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри— не вы!»? (Поэт не спорит со старым солдатом, потому что сам тяжело переживает беспомощность и пустоту существования своего поколения.)
III. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы познакомились с патриотическим стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино». Главная тема стихотворения — тема защиты Родины от захватчиков, но, кроме того, поэт в этом стихотворении размышляет и о судьбах и роли своего поколения.
IV. Домашнее задание
Выразительно прочитать стихотворение «Бородино», выучить наизусть отрывок из него и ответить на вопросы в учебнике.
4