Конспект урока по Литературе «Павел Петрович Бажов – уральский сказитель. Сказ «Медной горы Хозяйка»»

Учитель: Джаппарова С.К.



Тема : Павел Петрович Бажов – уральский сказитель.

Сказ «Медной горы Хозяйка».





Тип урока: изложение нового материала






Учебно –

воспитательные задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством

писателя, певца Урала, Павла Петровича Бажова, с его

сказом «Медной горы Хозяйка»






Оборудование: портрет писателя, слайд – программа, тексты

произведений писателя и иллюстрации к ним.














1. Тема урока: Павел Петрович Бажов — уральский сказитель. Сказ «Медной горы Хозяйка».


2. Тип занятия: — урок – изложение нового материала


3. Цели урока

дидактические:

1) познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;

2) ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе

жанра – сказа, показать его сходство и различие со сказкой;

3) провести наблюдения над языком художественного произведения.


развивающие:

1) продолжать обучение выразительному чтению, устному

монологическому высказыванию; пересказу эпизода;

2) развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и

делать выводы.


воспитательные:

на материале сказа показать стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.



















Ход урока


I. Новый материал


1. Рассказ учителя.

Здравствуйте, ребята! Вместе с вами мы сегодня отправимся на Урал, родину удивительного русского писателя Павла Петровича Бажова. Светлячок, герой одного мультфильма, не раз говорил своим лесным зверушкам:

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

С улыбкой – любая дорога легка.

Давайте и мы, ребята, улыбнемся и с хорошим настроением и добрыми мыслями начнем наш урок. Задача нашего урока – раскрыть секрет огромного успеха книги «Малахитовая шкатулка» и познакомиться с жизнью и творчеством её создателя – П.П. Бажова.


— Ребята, вы видели костер?

-Как он разгорается? (медленно, постепенно).

Вот с таким «костром, разгоревшимся и ярко пылающим и согревающим добротой нашу душу и сердце», сравнил творчество П.П. Бажова, другой писатель Евгений Пермяк. Тема нашего занятия — «Уральский сказитель»


— К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).

Действительно, «сказ» и «сказка» — очень близкие слова. Но между ними есть разница.


  • Ребята, вспомните, пожалуйста, что называется сказкой?

Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.


— А что же такое сказ? Как его определял сам Бажов? Прочитайте.

Сказ – это быль с элементами сказочного.


  • Итак, в чем разница между сказкой и сказом? (В сказке вымысел, в сказе быль).


  • А что у них общего? (есть элемент фантастики)



— Подберите однокоренные слова к слову «сказ» (сказывать, сказительница, рассказывать).

Значит, П.П. Бажов – не просто сказочник, но и сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право (крепость, как сказано в произведениях Бажова).

А коли речь зашла о сказах и о сказочном, то мы с вами станем сейчас не учениками, а сказителями и слушателями. Итак, мы начинаем.


В уральской деревне, что близ Полевского завода, жил себе поживал парнишечка Павлушка Бажов, Петров сын.

Отец его в ту пору мастер был на медеплавильном заводе. По этим делам первый. Прозвище ему дали «Сверло» – за язык острый. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой , а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.

Мать же Павлуши по рукодельному делу первая мастерица. Кружева плела, да ажурные чулки вязала для жен и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа. Доброму мужику впору столько – то заработать или заробить, как тогда говорили.

А уж красив уральский край так, что и не описать: озера синие, леса сосновые светлые, горы высокие, от земли воспарение и дух легкий. Сказочный край.

Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит. Так – то он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, пойдут по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень или даже волшебник.

Богатый край! А народ на Урале жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Хозяева заводов были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных мастерских, где наводили красоту на дикий уральский камень.

Бывало, под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, что в самых глубинных шахтах цветет, про Малахитницу да её чудеса. А уж про Медную гору, где завод медеплавильный Гумешки стоит, и вовсе чего только не рассказывали.

Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. В то время ему шел уже восьмой десяток.

Василий Алексеевич рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о «тайной силе», о бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

Он отличал свои рассказы от сказок. Если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: «Сказку, говоришь? Много сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Только это не сказки, а сказы прозываются. Иное слыш-ко, и говорить не всякому можно».

Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: « Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Да не по горному делу, не по малахитному. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести: цельный, густой, спелый, будто шелком шит.

Так сын горного мастера, Павел Петр Бажов, выучившись, стал учителем. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость.


Позднее П.П.Бажов собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку «Малахитовая шкатулка». Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой.

Посмотрите, ребята, на выставку книг Бажова. Яркие,интересные, красивые, они сами как драгоценный металл.(слайд)

А теперь, посмотрите налево. Узнаете ли вы героев сказов Бажова?(Работа с иллюстрации)- офтальмологическая пауза


Почему сказы получили такое название? Потому что эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня. Вот как об этом говорит сам писатель:


«Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища».


В течение 15 лет он записывал рассказы о народной жизни. Самым известным стал его сказ «Медной горы Хозяйка». В ней, как в узоре на малахите, затейливо переплетались судьбы простых уральских людей и дела горных волшебников.









II. Физкульминутка

На уроке



Встанем прямо, руки в боки.

Дышим носом глубоко.

Поднимаемся легко


(Приседаем)


Наклоняемся вперед,

Прогибаемся назад.

Как деревья ветер гнет,

Так качаемся мы в лад.

(Наклоны взад-вперед)



Головой теперь покрутим.

Так мы лучше думать будем!

Поворот и поворот,

А потом наоборот.

(Вращения головой в стороны)



Встанем, дети, на носочки,

Руки тянем в потолок.

(Потягивания- руки вверх)



На зарядке ставим точку,

Продолжаем наш урок.

(Дети садятся за парты

III. Работа по сказу «Медной горы Хозяйка».

— Ребята, дома вы прочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы

Хозяйка»

— Что необычного вы заметили в языке произведения, давайте прочитаем

начало сказа. (Речь насыщена разговорными словами и оборотами.)

Жарко – страсть

Робили (работали)

Протча (прочее)

Пташки поют – радуются.

У меня в руках маленькая малахитовая шкатулка со змейкой на крышечке. И в ней сегодня ни дорогие женские украшения, а драгоценные слова, сокровища народной речи, услышанные писателем из уст старых рабочих горных мастеровых людей. Слова эти необычные, сегодня не употребляемые и значения многих их них нам уже не понятны. Познакомимся с ними, сейчас мы их встретим в тексте.

(Учитель достает из шкатулки слова с объяснением их значений)


Оба в горе робили –оба работали в шахте на руднике, добывали малахит- камень.

И там протча, что подойдет – и другие, прочие породы, которые встречались в шахте.

Этот и вовсе изробленный – измученный, заболевший от непосильной работы.

Девка небольшого роста, из себя ладная – невысокая, красивая девушка.

Артуть-девка – девушка, подвижная как ртуть.

Слово молвит – сказать что-нибудь.

Виду не оказывает – не показывает виду.

Парню забедно стало – парню обидно стало.

Я в горе роблю – я в шахте на руднике работаю

На глазах таял – худел, бледнел, становился все более болезненным.

Молвил – сказал, произнес.

Обзарился – позарился.

Перст – палец.

Посмеяться ладил – хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться.

Здоровьем хезнул – стал чахнуть, болеть.

Хворал – болел.




Ребята, кто герои сказа «Медной горы Хозяйка»?


  • К каким мастерам принадлежат наши герои?


  • Почему у них «в глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись?»

(Это хорошие мастера, они давно и много работают с малахитом, поэтому зеленая малахитовая пыль въелась в кожу.)


— Но вот появляется Хозяйка. Какой её видит Степан? Прочитайте её описание (с. 66 – 67)

Со слов « В лесу –то хорошо…» до слов «…любит над человеком мудровать».

Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание.


  • Расскажите это испытание.


(«Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красного – ого рудника убирался… я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть») с.68


Трудно было решиться Степану, чтобы передать этот приказ. Но не привык он отступать, бояться чего – то


  • Расскажите, как было выполнено это поручение?


  • Как был наказан Степан за свои дерзкие слова?


Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой.


— Просмотр отрывка мультфильма «Медной горы Хозяйка» ( или рассказ, близкий к тексту) с. 71-72.

(Со слов «Глядит, а Хозяйка тут, перед ним» до слов «… не у всякой богатой невесты бывает».


  • Какой новый приказ последовал от героини? (Берешь замуж али нет?)

А почему Степан отказался брать в жены Хозяйку Медной горы?

(Он человек честный, прямой, открытый. Слово для него дороже олова).

Невеста, его Настенька, сирота, девушка бедная, но именно ей Степан обещал жениться. А коли слово один раз сказано – держать его Степан будет всегда.

  • Чем решила привлечь Степана Хозяйка? (Показать ему несметные богатства).


— Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя? (Нет)


Любой бы захотел иметь их у себя, но не Степан. Камни эти излучали удивительную красоту их мастеров. И он любовался ими, завидуя умельцам, сотворившим неземную красоту.

  • А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?


Вот за эти качества: прямоту, доброту, честное слово и выделяет его среди всех мастеров сама Хозяйка Медной горы. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело – это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится будто живой.


Уважает Степана Хозяйка

— А как мы догадываемся, что он ей нравится?

(по имени, отчеству, выделяет его).


Нравится ей очень то, что у него не только золотые руки, но и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и прекрасен своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится.

Он очень ценит таких же мастеров, как и сам. Их уважением дорожит, а дружбу не променяет даже на богатство Медной горы Хозяйки.

Мы видим, что с течением сказа отношение героини к Степану меняется. Вначале она мудровала над ним, прельщала несметными богатствами, да не поддался на её уговоры Степан, рабочий человек. Характер у него под стать тем драгоценным металлам, такой же крепкий и прекрасный.

И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки.

-О чём она его просит?

(не говорить и не вспоминать).

Но в судьбе Степана Хозяйка оставила неизгладимый след. Стали замечать люди, что Степан ходит невесёлый, всё время о чём-то думает. Тосковал, видно, по Хозяйке. Осталось у него на память о ней горсть драгоценных камешков, да шкатулка, наполненная украшениями.


-Как закончилась жизнь Степана?


Вот такой красивый, необычный сказ.

  • Кто вам, ребята, особенно понравился в сказе и почему?








Вывод Обобщение

Итак, ребята, Вы правы. Бажов нарисовал нам прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа и золотые руки большого мастера.

Писатель любуется своим героем, потому что трудом таких людей, как Степан, как считает автор, держится государство, крепнет мощь русской земли.


— А теперь, ребята, скажите, что фантастично и что реально в этом сказе?

(1. Герои – обыкновенные люди.

2. Элементы фольклора.

3. Присутствие рассказчика.

4. Волшебство и таинственность в повествовании)


— Ребята, вы правильно поняли мысль сказа Бажова. А в чем же суть сокровищ Малахитовой шкатулки?

Молодцы. ( «Малахитовая шкатулка» — сокровищница народной мудрости. Книга, прочитав которую, каждый из нас становится «душою лучше, чище и добрее»).


Меня все порадовали на уроке…

Отлично отвечали…

Хорошо…


Когда – то один писатель сказал:

«Если ты прочитаешь хорошую книгу, она навсегда станет твоим лучшим другом»,

Очень хочется, чтобы книги Бажова оставили у вас, ребята, добрую память.

Бажов всегда ценил людей труда.


Домашнее задание. Оно написано на доске. Выберите из предложенных заданий то, что для вас ближе. (Могут быть предложены разные варианты)

1.Подготовить рассказ о Степане.

2.Нарисовать иллюстрации к сказу.

3.Каким вы представляете себе сказителя прочитанного сказа? Устно опишите внешний вид сказителя.

Свежие документы:  Программа элективного курса по литературе «Духовное воспитание и семейные традиции в жизни и в произведениях русской литературы» 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: