ФИО учителя: Зырина Татьяна Александровна
Город, школа: город Буй Костромской области МОУ СОШ №9
Предмет: литература
Класс: 10
Тема урока: «Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева» (урок на основе блочно-модульной технологии)
Место урока в теме: второй урок по теме «Поэзия Ф.И.Тютчева»
__________________________________________________________________________________________________
Цели урока.
Цели урока:
обучающая цель: знакомство с поэтическим взглядом Тютчева на природу; дальнейшее формирование навыков работы с лирическим произведением
развивающая цель: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать
воспитывающая цель: формирование любви к природе среднерусской полосы, развитие коммуникативных навыков
Тип урока.
урок — исследование
Оборудование.
раздаточный материал /распечатанные тексты/
Ход урока.
Форма организации урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Орг. момент |
| Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы |
|
Слово учителя
| Фронтальная работа | На прошлом уроке мы познакомились с биографией Тютчева, постарались увидеть его индивидуальность, неповторимость. — В чём же особенность биографии Ф.И. Тютчева?
|
|
Микромодуль — Мотивация деятельности учащихся.
| Фронтальная работа
Проверка домашнего задания (возможен вариант применения ИКТ)
| — Сегодня хочется мне напомнить вам слова исследователя творчества Тютчева А.В. Чичерина о том, что «вся жизнь Тютчева – в его стихах». С его произведениями вы уже встречались на уроках литературы, что-то учили наизусть. Поэтому легко вспомните строки поэта: (учитель начинает, ученики продолжают) Зима недаром злится, Прошла её пора…
Чародейкою-зимою Околдован лес стоит — …
Ещё в полях белеет снег …
Люблю грозу в начале мая…
— Совсем не случайно то, что все эти стихи – о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Об этом мы и будем говорить на уроке. Цели урока на доске. Сформулируйте проблемы, которые вы должны решить на уроке
Расскажите, какой сборник-коллаж стихов о природе вы составили из стихов Тютчева и в чем увидели своеобразие его пейзажной лирики.
|
Весна в окно стучится И гонит со двора.
И под снежной бахромою Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит.
А воды уж весной шумят.
Когда весенний первый гром
Учащиеся формулируют проблемы урока (проблемы фиксируются на доске)
Ученики выступают со своими коллажами: название сборника, название стихов по темам (весна, лето, зима, осень), чтение 1 – 2 стихотворений, вывод о своеобразии пейзажной лирики. (Подробного анализа стихотворений не требуется) |
Микромодуль – образ. Творческий эксперимент «Реконструкция» стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»
| Групповая исследовательская работа | — Природа являлась не только объектом эстетического переживания поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире. Чтобы лучше почувствовать это, давайте проведём творческий эксперимент. Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача -вставить на месте пропусков те определения и эпитеты, которые, по вашему мнению, должны здесь стоять.
Учитель записывает варианты учащихся на доске: Прелесть: … Блеск: … Шелест: … Лазурь: … Земля: … Ветр: … Стыдливость: … Улыбка: …
— Что же у нас получилось? В большинстве случаев предложенные определения носят номинативный, назывной характер, явления описываются по внешним, чувственным признакам: чистый, тихий, небесный и т . д. Лишь некоторые могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж: чарующая, суровый. — А что же у Тютчева? (учитель читает стихотворение поэта).
| Текст распечатан на каждого ученика Есть в светлости осенних вечеров __________, _______ прелесть: __________ блеск и пестрота дерев, __________ листьев _____, ______ шелест, __________ и _________ лазурь. Над _____________ землёю, И, как предчувствие ________ бурь, __________, _________ ветр порою, Ущерб, изнеможенье – и на всём Та _________ улыбка увяданья, Что в существе __________ мы зовём __________ стыдливостью страданья.
Учащиеся работают по группам, затем предлагают свои варианты; |
Микромодуль – анализ. Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»
| Фронтальная работа
| — Чтобы выяснить своеобразие пейзажной лирики Тютчева, необходимо тщательно проанализировать стихотворение. (План анализа лирического стихотворения) — Каково состояние лирического героя? — Почему таинственная?
— Что это за образ? Опишите эту картину. — Почему блеск и пестрота дерев зловеща?
— Какие чувства у героя вызывают эти картины?
— Какое слово оправдывает это состояние?
— В чём же вина? За что герою стыдно?
— Обратимся к тютчевским определениям. В чем особенность эпитетов: зловещий, томный, грустно-сиротеющий, кроткий? | Текст стихотворения у каждого ученика
Таинственна, умильная прелесть
Противоречие между образом и чувствами, которые этот образ вызывает Картина умирающей природы
Признаки угасающей жизни
Умиление, тихий восторг и просветленность
Стыдливость страданья
Страдание, то, что не зависит от воли и сознания, скорее это не вина, а беда
Определяют внутреннее состояние человека, а Тютчева они отнесены к природе, тем самым, одушевляя её
|
Микромодуль – проповедь
| Фронтальная работа
| — Просто ли это художественный прием или, может быть, это философское убеждение?
-У Тютчева важно и дорого то, что он не только чувствовал, а и мыслил как поэт, что он был убежден в объективной истине поэтического воззрения на природу.
Запись в тетрадь: «Вовсе не высшее звание, а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы» Владимир Соловьёв.
| Философское убеждение Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это самое живое, разумное существо. Пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека. Человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но и природа служит инструментом постижения человека. |
Рефлексия
| Индивидуальная работа
| Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Как я понимаю стихотворные строки Тютчева: «Не то, что мните вы, природа:…
Посмотрите на цели нашего урока. Выскажите свое мнение по проблемам, которые вы сами поставили в начале урока. |
Высказывания учащихся |
1. Максидонова Л.Г.Конспекты уроков для учителя литературы: 10 класс: Русская литература 19 века: Вторая половина: В 2 ч.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Ч. 1. – 256С.- (Методическая лаборатория)