Конспект урока по Литературе «Песни свадебные, лирические, лиро-эпические» 7 класс

7 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 6.

Тема. Песни свадебные, лирические, лиро-эпические.

Цель:

  • выявить особенности поэтики свадебных, лирических и лиро-эпических песен;

  • формировать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы с учебником и иллюстрациями;

  • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе знакомства с обрядами и ритуалами русского народа.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация, аудиозапись.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть колядных и масленичных песен.


III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Сообщение учащегося о свадебном обряде.

Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов.

Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную.

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII — XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:

* Сватовство

* Смотрины

* Рукобитие

* Вытие

* Девичник / Мальчишник

* Выкуп

* После этого следует таинство венчания

* Гуляние

* Свадебный пир

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие — это то же, что и причитание по покойнику.

Сватовство

Сватали обычно родственники жениха — отец, брат и т. д., реже — мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.

Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким: «У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек? — Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? — Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька».

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.

После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствии девушки.

Смотрины

Через несколько дней после сватовства родители невесты приходили в дом жениха смотреть его хозяйство.

От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.

Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Рукобитие

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «заручины», «запоруки» — от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).

Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства.

«Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.

На «сговоре» предполагалось угощение для гостей. Родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д.

Вытие

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда — до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных — каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали.

Вытие — свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его — показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. На невесту надевали что-то вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Как только ее отпускали — невеста падала.

Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.

В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.

На девичнике происходил ключевой момент всего свадебного обряда — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне — причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

Первый день свадьбы

В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Дружка — один из главнейших участников обряда. Хотя все участники обряда замечательно знают его (так как это не спектакль, а именно обряд), дружка в определённой мере руководит обрядовыми действиями.

Обычно дружка — родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут — вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо.

Выкуп свадебный

Жених с дружкой, друзьями и родственника составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т. д.

Существенная деталь обряда, сохранившаяся и в городских условиях — непосредственный выкуп невесты. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей.

Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.

Венчание

Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником).

Приезд в дом жениха

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой.

Свадебный пир

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.

Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.

Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.


3.Слово учителя о свадебных песнях.

Для свадьбы севернорусского типа основным фольклорным жанром являлись причитания, которые выражали только одно чувство – печаль. Во время сватовства подруги невесты уже могли исполнять ритуальные и лирические песни, в которых звучала тема утраты девушкой её воли. В сговорных песнях изображался переход девушки и молодца от свободного состояния «девичества» и «молодечества» к положению жениха и невесты.

В сговорных песнях появляются парные образы-символы из мира природы (например, «калинушка и соловей»). Углубляется тема попранной девичьей воли: невеста изображается через символы расклёванной «ягодки», ловленной «рыбицы», подстреленной «куны» (куницы), сломанной «веточки виноградной», растоптанной «зелёной берёзоньки».

Самым торжественным моментом свадьбы был пир («княжий стол»). Здесь пели только весёлые песни и плясали. Яркое художественное развитие имел ритуал величания. Величальные свадебные песни пели новобрачным, свадебным чинам и всем гостям, за это игриц (певиц) одаривали конфетами, пряниками, деньгами. Скупым исполняли пародийные величания – корильные песни, которые могли спеть и просто для смеха.


4.Обращение к репродукции картины В.Е.Феклистова «Приготовление невесты к венцу».

— Какой эпизод свадебного обряда запечатлён на картине.


5.Обращение к учебнику. Чтение свадебных песен.

— В какие моменты свадьбы пели эти песни?

Песня «Говорили сваты на конях будут» — пародийное величание не очень щедрым гостям.

Песню «Вылетала сизая голубка» пели на девишнике и утром свадебного дня.

Весёлую плясовую песню «Подушечка моя пуховая» пели в самом торжественном моменте свадебного пира.

— Каковы художественные особенности свадебных песен?

Повторы, преобладание глаголов, ограниченное количество изобразительно-выразительных средств.


6.Обращение к статье учебника «Лирические песни».

— В чём отличие обрядовых песен от лирических?

— Кто является героем лирических песен?

— О чём поют герои лирических песен?


7. Выразительное чтение песни «Во сыром бору кукушечка кукует», «Да во батюшкином во садике не с кем погулять».

— Какую из приведённых песен исполнял юноша, а какую пела девушка?

— Какое настроение передано в этих песнях?

Прослушивание фрагмента песни «Не кукушечка во сыром бору кукует» в исполнении ансамбля «Братина».


8. Выявление особенностей поэтики лирических песен. Заполнение правой части таблицы.

Особенности поэтики

Примеры


Принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека

Образ сокола – символа мужской красоты и кукование кукушки – предвестие свадьбы

Внутреннее состояние лирического героя передано через внешние формы

Милый друг идёт, машет, машет своим ситцевым платком.

Слезу льёт об сударке своей

Разнообразные композиционные и стилевые приёмы


Параллелизм

Во сыром бору кукушечка кукует,

У нас в тереме молодушка горюет…

Повторы

Выйду, выйду…

Машет, машет…

Лирические обращения

Тошно, матушка, да весною жить одной…

Тропы

Сердце болит, милый друг, красная девка, горюча слеза

В основе большинства способов выражения лирического начала лежит принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека. Свойства человеческой души переносились на природные объекты, а образы животных, растений, небесных светил указывали на того или иного героя лирической песни, на его душевное состояние. Почему в песнях появляется образ кукушки и незрелой черёмушки?

Вещей птицей многие народы считали кукушку. «Кукушка, кукушка, сколько лет мне жить?» — спрашивали кукушку. Девушки могут задать вопрос по-другому: «Кукушка, кукушка, сколько мне в девках ходить?» Кукование кукушки возле дома иногда вообще считалось предвестием свадьбы.

Образ белой черёмухи – это образ нежной девичьей красоты, невесты в подвенечном платье. Незрелая черёмушка – несбывшаяся надежда на счастье.

— Каково символическое значение образа сокола в песне?

В славянской мифологии сокол является символом мужской красоты и отваги, это традиционный образ жениха в свадебном фольклоре.

Фольклорная традиция всегда стремилась выразить внутреннее состояние лирического героя через внешние формы, поэтому обычно он и показан в микросюжете: гуляет «в зелёном саду», лежит израненный «под ракитовым кустом», прохаживается «по новой горенке», едет «к любезной сударушке», поит коня или черпает воду из реки, сидит «пригорюнившись», идёт с горя «в чисто поле», сидит «в темнице», плывёт по реке «на кораблике»…

— Как передано состояние лирического героя в песнях?

В лирических песнях применяются различные композиционные и стилевые приёмы: параллелизм, всевозможные повторы, лирические обращения и др.


9. Обращение к статье учебника «Лиро-эпические песни».

Солдатская песня – это внеобрядовые лирические и лиро-эпические песни социального содержания. Они начали создаваться с конца 17 в., когда Пётр Первый ввёл обязательную воинскую службу, сначала пожизненную, а затем сроком на 25 лет. Солдатские песни соприкасались с песнями историческими, изображая войны 18-19 вв., в которых участвовала Россия. В этих песнях выражен патриотизм русских солдат, полное отречение от личной жизни, дана психология простого солдата. Солдатские песни обобщённо воспроизводили весь его жизненный путь: рекрутство, «службу государеву» и глубокую тоску по дому, по «отцу-матери», «жене молодой»; наконец, смерть от ран «в чистом поле». Над солдатом вьётся чёрный ворон, которого он просит слетать к родному дому, передать близким «поклончик слезовой».

В группе песен о смерти солдата использованы древнерусские воинские песни с их мифологическими элементами.

— Когда начали создаваться солдатские песни?

— Какие эпизоды солдатской жизни находят отражение в солдатских песнях?


10. Выразительное чтение песни «Солдатская».

— Какие чувства нашли отражение в песне?

Солдат тоскует по родному дому, по своей возлюбленной.

IV. Подведение итогов урока.

Обращение к статье учебника «В художественном мире народной песни».


V. Домашнее задание.

1.Прочитать фрагмент «Повести временных лет» «…И вспомнил Олег коня своего…», записать ключевые слова для близкого к тексту пересказа. Приготовить художественный пересказ фрагмента.

2.Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

3.Индивидуальные задания:

— подготовить сообщение «историка» о князе Олеге;

— подготовить сообщение «литературоведа» о саге и викинге Орваре Одде.

6


Свежие документы:  Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Звуки [ т ] , [ т’]. Буквы Т т"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: