Интегрированный урок
на тему « Победившее смерть Слово»
(опыт прочтения стихотворения А.С. Пушкина « Странник»)
Цели:
Показав глубину и вневременность поэзии Пушкина на примере одного стихотворения , воспитывать талантливого читателя; способствовать развитию творчества учащихся.
Эпиграфы к уроку :
А каждый читатель как тайна, Как в землю закопанный клад…
А . Ахматова .
Молчат гробницы ,мумии и кости,- Лишь Слову жизнь дана…
И.Бунин .
Оборудование:
Портрет А.С. Пушкина , стихотворение « Странник» 1835 г., сборник « Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина», репродукции картин И .Крамского « Христос в пустыне», В . Поленова « Мечты».
( в ходе урока использовались репродукции картин Ф .Малявина «Бабы»,Р.Салямова « Ночь нежна» ; « Романс» Г .Свиридова, таблицы цветовых сочетаний).
Автор урока: Немолькина Мария Николаевна , учитель русского языка , литературы и культуры общения МОУ СОШ №3 г. Хвалынска Саратовской области
Интегрированный урок «Победившее смерь Слово» (опыт прочтения стихотворения А.С. Пушкина « Странник») был проведён в 10 классе средней школы №3 г. Хвалынска в рамках программного изучения лирики А. С. Пушкина
Делая акцент на эмоционально — эстетической природе поэзии Пушкина, которая исследует глубины человеческого духа, мы попытались открыть в учащихся талантливого читателя. Не нарушая единства « слово- чувство- мысль», намеренно усиливая среднее звено этой цепи — « чувство», мы старались организовать непосредственный контакт ученика и поэта, чтобы « воспламенившись» от Слова , без подсказки учебника, критической статьи или учителя, учащиеся могли постичь даже такое непростое произведение Пушкина, как « Странник».
В основе урока — три этапа « погружения» в текст,тему.
Первое — поверхностное , основанное на первых впечатлениях, ассоциациях .
Второе -более глубинное, требующее работы с текстом.
Третье — основательное, через творческую лабораторию — к выводам.
С нашей точки зрения, недостаточно, чтобы произведения живописи или музыки были лишь иллюстрацией к уроку.
Мы построили урок таким образом, чтобы учащиеся окунулись в процесс творчества, создав свою собственную творческую « лабораторию», в которой можно было бы испытать разные способы самовыражения.
« Переводя» литературное произведение на язык других видов искусства, учащиеся глубже «погружаются» в само литературное произведение, пытаясь « дойти до самой сути».
Творческую работу, связанную с музыкой ,выбирают, как правило, те , кто учился в музыкальной школе.
Другой вариант работы — в красках выразить своё понимание темы – доступен даже тем, кто не умеет рисовать,т. к. можно пользоваться просто сочетаниями цветов,цветовыми пятнами.
Выводы,к которым приходят старшеклассники, интересны , самобытны.
Цель — читать вместе , воспринимать индивидуально- достигнута.
Немолькина М. Н., учитель русского языка и литературы
Учитель литературы. Услышав роковую весть, чопорный, бессердечный Петербург стал свидетелем того, как тысячи людей бросились к дому поэта и навсегда вместе со всей Россией там остались.
«Прощайте, друзья»,- сказал умирающий Пушкин, окинув взглядом свою библиотеку.
Вся эпоха мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, члены высочайшего двора, аншефы и неаншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в именных указателях пушкинских изданий.
В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы говорят: здесь бывал Пушкин – или: здесь не бывал Пушкин. Всё остальное никому не интересно.
Он победил время и пространство.
Десятки рукотворных памятников не могут заменить тот один, нерукотворный, что крепче меди.
Победившее смерть Слово заиграло красками и зазвучало с новой силой. Краски эти за два столетия не потускнели, а музыка пушкинского стиха звучит столь же проникновенно.
Но Пушкина надо не почитать, а читать, как заметил один из современных литераторов.
Учитель культуры общения. Урок начнём с небольшой психологической установки.
Из всех способностей человека самая главная- способность к творчеству. Она необходима в любой работе: будь то физик или биолог, экономист или литератор, фермер или менеджер. Кем бы вы ни были- относитесь к своему делу творчески, а не как механические исполнители.
Но чтобы развить в себе способность к творчеству, нужен труд с постоянным поиском элементов нового, с подключением фантазии к любому процессу, даже к такому «простому»,как чтение. Каждый человек является читателем, но разного уровня, разной «квалификации».
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад…,
писала Анна Ахматова. Эти поэтические строки будут вторым эпиграфом к нашему уроку, цель которого – учиться быть читателем.
Учитель литературы. Поэт, писатель мыслит образами. Когда мы читаем художественное произведение, то в нашем воображении обычно возникают картины. Мы как бы видим героев, слышим их голос, наблюдаем за их действиями и поступками.
Перед нами стихотворение А. С. Пушкина «Странник». Что означает слово «странник»?
(ответ: путешественник )
Ученик. Обратимся к словарю В. Даля. Странник-( то же что странствователь) странный, захожий человек с чужбины, проезжий, прохожий; гость, ищущий где-либо временного приюта.
Учитель литературы. Я читаю стихотворение «Странник», а вы в это время попытайтесь фиксировать своё восприятие. Что нужно делать? Слушать и писать. Что писать? Всё, что будет возникать в воображении, в сознании: вопросы, фигуры, картины, мысли.
(Посмотрите на черновики Пушкина . Стих переходит в рисунок.)
Не стремитесь к совершенству или завершённости. Пусть это будут отрывочные наброски, фрагменты. Если представил картину, зарисуй её: можно словами, можно линиями. Возникла мысль — запиши. Возник вопрос — задай его. Чувства, настроения – попробуй хоть одним словом их выразить. Нечего пока записывать — слушай. Попробуй понять, о чём пишет поэт, как построено стихотворение.
Наша цель — понять поэта, постичь тайну художественной силы «Странника».
Итак, первое « погружение» в стихотворение.
(Учитель медленно читает, делая небольшие паузы между частями).
Из записей учащихся:
…Странник — странный. Не такой, как все? Он индивидуальность. Человек должен быть индивидуальностью.
…А он мятежный просит бури…
…Я вспомнила стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума…» Мне кажется, они близки по настроению.
…В самом деле, душевные муки страшнее физической боли.
…Я видел настоящего странника. Длинная борода и собранные в косу волосы. Прохожие оглядывались. Мама сказала, что он уже десять лет путешествует по святым местам (без денег!) Интересный человек!
…Уверена , Пушкин писал о себе. Ведь он тоже был одинок и так же страдал от непонимания.
Учитель культуры общения. Стихи Пушкина дарят нам русский язык в его великолепии. И пусть, никогда больше не услышим этот язык от наших знакомых и сами не говорим так, всё равно он – наш, он всегда с нами как вечная драгоценность.
Учитель литературы. Второе « погружение» предполагает работу с текстом.
Найдите «ключевые» слова, фразы каждой части стихотворения. (Получится своеобразная канва).
… души пронзённой муки…
скорбь час от часу меня стесняла боле…
уныние моё всем было непонятно…
здравый ум во мне расстроенным нашли…
Куда бежать? какой мне выбрать путь?
Я вижу некий свет…
Спасенья верный путь…
Найдите словосочетание, которое является «эпицентром» стихотворения. (ответ: духовный труженик)
Учитель культуры общения. Эмоциональные люди воспринимают поэзию (иногда и прозу) в цвете и линиях.
Наташа Ростова говорит о Пьере Безухове и Борисе Друбецком: «Безухов – тот синий, тёмно- синий с красным, и он четвероугольный. А Борис- узкий такой, как часы столовые… Узкий, знаете, серый, светлый…»
А какой будет странник – духовный труженик, если его изобразить геометрической фигурой?
(Ответы: треугольник, так как он не вписывается в ту серую среду, где живёт; он сам как бы с острыми углами; потому что основание треугольника — на земле, вершина же устремлена в небо).
Странник аккумулирует в себе всю земную боль, но ищет единственно свой путь к спасению.
Учитель литературы. Кто этот юноша, который указывает путь к свету? (ответы: ангел; человек , который уже нашёл себя в этой жизни; совесть, которая всегда подскажет, как поступить).
Схема получает своё завершение: Со-весть, путь познания самого себя (Приложение )
Учитель культуры общения. В самом деле, нередко человек воспламеняется от общения с личностью. Поучительна одна восточная притча. Старик в старческой полудрёме проходил мимо дома, где крестьянка будила своего недоросля: «Проснись! Солнце встало, небо голубое, птицы поют». Старик вдруг увидел красоту летнего дня. Он сел на ступеньки храма и просидел в размышлениях всю ночь. Дети искали его. « Ты что, уснул здесь?»- сказали ему, когда нашли. «Нет, я наконец-то проснулся»,- отвечал старик, а проходя мимо дома, где жила крестьянка, всякий раз кланялся ей в пояс.
Соприкасаясь с Пушкиным, воспламенялись поэты, музыканты, художники.
Учитель литературы. Лирическая поэзия по своей художественной форме близка к произведениям музыки. Чайковский писал: « Слова, уложенные в форму стиха, уже перестали быть просто словами, они омузыкалились».
Учитель музыки. Музыка звучит в нашем подсознании, когда мы читаем Пушкина.
Как звучит неохватная человеческая боль? Как прозвучит мужество? Как- надежда?
В состав симфонического оркестра входят ударные инструменты, духовые, клавишные, струнные. У каждой группы инструментов своя роль. Если композитору нужно передать сильное душевное волнение, то эта задача будет отдана струнным инструментам.
Послушайте «Романс» композитора Свиридова к повести Пушкина « Метель». Определите, какая звучит тема?
(ответы: тема любви звучит по-разному: то мягко, плавно, то бурно, страстно)
Как будет звучать тема странника — духовного труженика? Каким музыкальным инструментам вы бы отдали предпочтение?
(ответы: оркестр, скрипка, виолончель, флейта)
Рассказывая о страннике, создайте музыкальный фон. Подумайте, когда грянет оркестр, а когда тихо польётся мелодия.
Напишите музыку, но не нотами, а словами. Постарайтесь передать тот глубинный смысл, который заложен в «Страннике».
Учитель рисования. Талантливо сказанное слово излучает не только звуковые, но и цветовые импульсы.
Какой он, этот странник?
В живописи различают холодные тона : чёрный , синий , голубой , фиолетовый ; тёплые: жёлтый , оранжевый, красный , малиновый.
Тёплые цвета словно приближают к нам предметы ,холодные отдаляют. Чтобы передать то или иное настроение в рисунке ,нужно выбрать соответствующую ему цветовую гамму. Обратите внимание ,что любой цвет становится выразительным в контрасте с другим .Мо обязательно обратим внимание на маленькое красное пятно , если оно на зелёном фоне . Дополнительные цвета , напротив , смягчают , сглаживают предмет. ( Обратите внимание на таблицу основных , дополнительных , контрастных цветов).
Художники говорят ещё о женских и мужских тонах . Женские- тёплые, земные. Посмотрите на репродукцию картины Малявина « Бабы». Сколько тёплого красного цвета , символизирующего материнство ! А вот « Демон» Врубеля в серебристо- голубых тонах. Холодные тона -мужские. Но Демон – существо неземное . Странник же – человек , и не может быть оторван от земли .
Саратовский художник Рашид Салямов выражает своё душевное состояние в картине « Ночь нежна». Художник вышел в тихую летнюю ночь ,но вихрь душевных сомнений закруживает эту ночь тёмно-синими завитками, в которых лишь мелькают светлые блики.
Попытайтесь в красках выразить своё понимание темы « Странника» и дать ей словесное обоснование .
Учитель литературы . Обратите внимание на ритм стиха. Прочтите строки в начале стихотворения , строки 3 части. Каков ритм? (Ответ : ритм неровный ).
Учитель рисования . Цветовой и линейный ритм тоже не будет равномерным. Он будет прерывистым, может даже хаотичным.
Учитель музыки . Музыка не польётся единым потоком ,она будет в ритме стиха: то стихать , то заполнять всё пространство .
Далее учащимся предлагается выбор символа урока. Выбираем свечу – символ вечной связи земного и небесного , символ надежды ; открытую книгу – символ мудрости (вспоминается юноша, читающий книгу из стихотворения Пушкина ); перо- символ творчества ( его так любил рисовать Пушкин).
Открытую книгу и перо рисуем на доске . Зажигаем свечу .
Третье «погружение» — творческая лаборатория .
По своему выбору учащиеся работают либо над «музыкальным» эскизом к «Страннику» , либо над рисунком к словесно- изобразительному сочинению.
Урок завершается чтением « музыкальных» эскизов . Затем в сопровождении выразительного чтения стихотворения учащимися демонстрируются эскизы будущих рисунков.
( Творческую работу учащиеся завершают и оформляют дома ).
Следующий урок –презентация творческих работ учащихся.