Ханты- Мансийский автономный округ
Тюменская область
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 14»
Конспект
урока по литературе
«Поставь на правый путь. Сомнения развей.» (По стихотворениям М. Лермонтова «Предсказание», В.Набокова «Архангелы», И. Ратушинской «Помню брошенный храм под Москвою…»).
подготовила
учитель русского и литературы
Гавриленко Татьяна Ивановна
Нягань 2012
Данный урок можно проводить в старших классах. Предлагаю три однотематических литературных произведений, одно из которых изучается в школьной программе, а другие два предлагаю в неё включить. Поясняю, как можно было бы построить работу над предложенным рядом произведений.
Тема: «Поставь на правый путь. Сомнения развей.» (По стихотворениям М. Лермонтова «Предсказание», В.Набокова «Архангелы», И. Ратушинской «Помню брошенный храм под Москвою…»).
Цель: нравственно-философский анализ стихотворений, связанных философской темой России в различные периоды её безвременья.
Ход урока
1. Вопрос-завязка: В стихотворении «Предсказание» Лермонтов выступает как провидец, поэт-пророк, который мог предвидеть трагические события нашей истории.
— Как вы думаете, почему поэту удалось предвидеть будущее России?
( Лишь человек, искренне любящий свою Родину, способен чувствовать, что грозит его отчизне. Он понимает, что в утрате истинной любви — великая трагедия .Истинная любовь — это Бог. Там же, где люди отступают от Его заповедей, там всегда ожесточаются сердца, льётся кровь — гибнут государства.)
2. Читаем стихотворение М. Лермонтова «Предсказании».
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
3. Вопросы:
1.Какое настроение вызывает это стихотворение? На какие смысловые части его можно разделить? (1-10-й стихи – картины смерти, голода, болезней; 11-18-й стихи – изображение «мощного человека».)
2. Какие слова и выражения создают мрачный колорит? (В каких образах и картинах рисуется состояние России? (Смерть, кровь, незащищённые жёны и дети, чума, мёртвые тела, голод.)
3.Какие слова и выражения говорят об авторском отношении к изображённым картинам?
(Чёрный год, печальные сёла, бедный край, терзать, горе для тебя.)
4. Каким автор рисует «мощного человека»? (В руке его булатный нож; плач и стон ему покажется смешон; всё ужасно, мрачно было в нём.)
5. Что может измениться с его приходом? Станет ли он спасителем России? (Вряд ли он способен к гуманности, если в нём «всё ужасно», «в руке… булатный нож», а стон и плач людей вызывает у него только смех.)
4. Учитель: Стихотворение «Архангелы» написано В. Набоковым в 1918 году в Крыму, когда ожил «мёртвый человек», в руке которого «булатный нож» и стон которому покажется «смешон». «Чёрный год» настал.
Люди с истинной нравственностью знали, что спасти Россию и укрепить каждого в «чёрный год» для отчизны может только вера, истинная вера в Бога.
5. Читаем стихотворение В.Набокова «Архангелы».
Поставь на правый путь. Сомнения развей.
Ночь давит над землёй, и ночь в душе моей.
Поставь на правый путь.
И страшно мне уснуть, и бодрствовать невмочь.
Небытия намёк я чую в эту ночь.
И страшно мне уснуть.
Я верю – ты придёшь, наставник неземной,
на, миг, на краткий миг восстанешь предо мной.
Я верю, ты придёшь.
Ты знаешь мира ложь, бессилье, сумрак наш,
невидимого мне попутчика ты дашь.
Ты знаешь мира ложь.
И вот подходишь ты. Немею и дрожу,
Движенье верное руки твоей слежу.
И вот отходишь ты.
Средь чуждой темноты я вижу путь прямой.
О, дух пророческий, ты говоришь, он мой
Средь чуждой темноты…
Но я боюсь идти: могу свернуть, упасть.
И льстива, и страшна ночного беса власть,
О, я боюсь идти.
«Не бойся: по пути ты не один пойдёшь.
Не будешь ты один и если соскользнёшь
С высокого пути…»
Крым, 1918
6. Вопросы и задания к стихотворению Н. Набокова «Архангелы»
Кто такие Архангелы?
Какое настроение вызывает это стихотворение?
В каких образах и картинах рисуется Россия?
(«Ночь над землёй», «небытия намёк», « мира ложь», «сумрак наш», «чуждая темнота», «льстива и страшна ночного беса власть»)
4.Как эти образы и картины отражаются на состоянии души автора?
(«Ночь в душе», «бессилье», «страшно уснуть», «бодрствовать невмочь»)
..5.На кого уповает, на кого надеется автор, когда говорит: «Я верю ты придёшь, наставник неземной…»?
(Конечно, на ангела-хранителя, которого нам по вере нашей даёт Господь, и этот невидимый попутчик знает «путь прямой», то есть истинный, праведный.)
6. Но почему автор немеет и дрожит при приближении спасительного попутчика, хоть «движенье верное руки» внимательно следит?
(Страх Божий заставляет трепетать грешного человека перед ангелом, Божьим посланником , и он же, страх Божий, спасёт его «от ночного беса власти».
Обратите внимание на композицию стихотворения.
Автор делит его на части, в каждой из которых по три строки.
Третий стих каждой части являет собой повтор, концентрирующий внимание на главной мысли.
Выпишем третью строчку каждого стиха, кроме строчек стиха последней части.
Поставь на правый путь.
И страшно мне уснуть.
Я верю, ты придёшь.
Ты знаешь мира ложь.
И вот отходишь ты.
Средь чуждой темноты…
7. Как вы понимаете стихи последней части: «Не бойся: по пути ты не один пойдёшь.
Не будешь ты один и если соскользнёшь с высокого пути…»?
( Не оставит без помощи нас ангел-хранитель в «сумраке нашем», и будет он с нами, когда мы согрешим, оступимся, чтобы снова вернуть нас на «правый путь».)
7. Вывод: «ночного беса власти» придёт конец, если мы , подобно блудному сыну, вернёмся к нашей православной вере.
8.Учитель: Но не исчерпал себя, видно, тот чёрный год, о котором идёт речь в стихотворении М. Лермонтова «Предсказание»!
9. Читаем стихотворение И. Ратушинской «Помню брошенный храм под Москвою…».
Помню брошенный храм под
Москвою:
Двери настежь, и купол разбит.
И, дитя заслоняя рукою,
Богородица тихо скорбит –
Что у мальчика ножки босые,
А опять впереди холода,
Что так страшно по снегу
России –
Навсегда – неизвестно куда –
Отпускать темноглазое чадо,
Чтоб и в этом народе — распять…
— Не бросайте каменья, не надо!
Неужели опять и опять –
За любовь, за спасенье и чудо,
За открытый бестрепетный
взгляд –
Здесь найдётся российский Иуда,
Повторится российский Пилат?
А у нас, у вошедших, — ни крика,
Ни дыхания – горло свело:
По её материнскому лику
Процарапаны битым стеклом
Матерщины корявые буквы!
И младенец глядит, как
в расстрел:
— Ожидайте. Я скоро приду к вам!
В вашем северном декабре
Обожжёт Мне лицо, но кровавый
Русский путь Я пройду до конца,
Но спрошу вас – из силы и славы:
Что вы сделали с домом Отца?
И стоим перед Ним изваянно,
По подобию сотворены.
И стучит нам в виски, окаянным,
Ощущение общей вины.
Сколько нам – на крестах и на
плахах –
Сквозь пожар материнских
тревог –
Очищать от позора и праха
В нас поруганный образ Его?
Сколько нам отмывать эту землю
От насилья и ото лжи?
Внемлешь, Господи? Если
внемлешь,
Дай нам силы, чтоб ей служить.
12 октября 1983
10.Вопросы:
-О чём заставило задуматься вас это стихотворение? Какое настроение вызвало?
-Какие образы и картины создают мрачный колорит?
(«брошенный храм под Москвою», «кресты и плахи», «позор и прах», «насилье»,
« ложь», «каменья», «Иуда», «Пилат», «битое стекло», «матерщины корявые буквы», «северный декабрь», «снег», « кровавый русский путь».)
-Почему скорбит Богородица?
(опять понадобиться проходить Её сыну кровавый путь во имя спасения наших душ.)
-О чём заставляют задумать рядом поставленные слова: «материнский лик» и «матерщины корявые буквы»?
(Святотатство людей «окаянных» должно вызвать ощущение общей вины)
— С чем ассоциируется в вашем сознании зима над Россией?
( Конечно, с духовной смертью )
— Для чего просит силы поэт у Бога?
( Нужны огромные силы для того, чтобы признать свои грехи и искренне в них раскаяться, и тем самым искупить свою вину, восстановив в душе «поруганный образ» Божий.)
11. Вывод. Надо вернуться к своей культуре, к своей истинной нравственности и духовности – и тогда к нам вернётся былая сила и мощь.
12.Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений В.Набокова «Архангелы» или И. Ратушинской «Помню брошенный храм под Москвою…».
Литература:
1.Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе: кн.для учителя / Н.В.Беляева, О.А.Ерёмин. – М.: Просвещение, 2009.
2.Лермонтов Михаил Юрьевич . Полное собрание .Стихотворение «Предсказание» Издательство: Альфа-книга, 2010 г.
3.Набоков Владимир. Собрание сочинений. Стихотворение. «Архангелы» Издательство: Азбука-классика 2010 г.
4.Ратушинская Ирина. Стихи. Авторский сборник. Букинистическое издание
Издательство: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр»1993 г.