Учитель русского языка и литературы Захарченкова Т.В.
Тема урока: Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цели у/в:
помочь учащимся осознать сюжетные линии романа, тему, идею, основные проблемы;
развивать навык анализа художественного произведения, умение отстаивать свою точку зрения, сопоставлять, делать выводы;
воспитывать уважительное отношение к истории религии, показать ее значимость для любого светского человека.
Оборудование: на доске эпиграф
«Почему, зачем, откуда зло? Если есть БОГ, то как может быть зло? Если есть зло, то как может быть БОГ?» (М.Ю.Лермонтов)
Презентация иллюстраций к роману, репродукции картин Н.Ге «Галгофа», Н.Крамского «Христос в пустыне»,И.Репина «Тайная вечеря».
Словарь к уроку: сатира, фантастика, символика, художественная деталь, вечные нравственные ценности, Новый Завет.
На доске проблемные вопросы:
Кто для мастера был главным героем романа ( Иешуа Га-Ноцри или Понтий Пилат?)
Какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова – богословские или реальные, мирские?
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла…»
План.
Слово учителя.
Роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе 3 основных мира: «древний, ершалаимский», вечный потусторонний и современный московский. Все эти миры переплетены в романе. Мало того, роман, принадлежащий перу мастера, — это тот стержень, на котором держится все произведение. В его основу положены определенные главы Нового Завета. Но различие художественного произведения с богословским очевидно.
Опрос домашнего задания.
Анализ глав 2,16,25,32, эпилога.
Просмотр презентации.
Обсуждение вопросов, анализ текста.
— Найдем и сравним два портрета: Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри.
(Цитаты из текста)
— К какой детали портрета Понтия Пилата постоянно обращается автор? (художественная деталь – глаза)
— В чем проявляется сила Иешуа Га-Ноцри во время допроса? (Он несет в себе внутреннюю силу, свой взгляд на мир, на веру, на истину, заставляющую людей слушать его)
— Что есть истина для Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри?
— Почему Понтий Пилат откажется от своего первоначального решения оставить такого человека при себе и утвердит смертный приговор? ( Будучи смелым воином на поле боя, он трус, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое место — «золотая клетка»)
— Тогда почему ему так плохо, когда решение уже принято? ( Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно: Иуда не страдает нравственно, продав Иешуа. Понтий Пилат внутренне не свободен, в его душе есть совесть, и муки совести не дадут ему покоя ни днем ни ночью.)
— Расскажите, как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? (Монологический ответ у доски)
-Как судьба наказала Понтия Пилата за его трусость? Найдите в тексте подтверждение.
Подведение итогов
— Согласны ли вы со словами Иешуа и Понтия Пилата, что трусость – один из самых страшных пороков?
— А что вы скажете по теме бессмертия, приведите примеры, что бессмертие – это наказание (Каина, убившего Авеля, Бог делает бессмертным (библейская легенда); Ларра обречен на бессмертие, и в этом его трагедия (М.Горький «Старуха Изергиль»).
— Почему не успокоился Понтий Пилат, когда мастер ему крикнул: «Свободен!» ( Ему необходимо было прощение Иешуа и полное подтверждение, что казни не было)
Не случайно М.Булгакову понадобился такой художественный прием – параллельно повествованию о современности вести еще линию романа, написанного мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили 2000 лет назад. Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.
Какие это проблемы, назовем их.
Что такое истина?
Человек и власть.
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Милосердие и всепрощение.
Верность и предательство.