Урок, посвященный 75-летию Валентина Григорьевича Распутина.
Произведения Распутина – уроки доброты.
(по рассказу «Уроки французского»)
Цель: развитие интереса к творчеству В.Г.Распутина, анализ рассказа «Уроки французского».
Задачи: а) формирование умения анализа текста, выбора цитат, подтверждающих собственные мысли.
б) развитие коммуникативных навыков, самостоятельного критического мышления.
в) закрепление нравственных понятий, которым необходимо следовать в собственной жизни.
Во время урока идет работа с презентацией. На доске записаны следующие слова, которые обсуждаются во время урока:
Писатель-классик; автобиографический рассказ; духовная память, духовный опыт человека.
Милосердие, гуманность, сострадание, понимание, отзывчивость.
Порядочность, доброта, справедливость, честность
Ход урока.
Оргмомент.
Слово учителя (демонстрация слайда №1):
Сегодня ,15 марта, отмечает свой 75-й день рождения русский советский писатель Валентин Григорьевич Распутин. Сегодня и в ближайшее время во многих российских школах и прежде всего в Сибири, в Прибайкалье, учащиеся будут говорить о творчестве писателя.
Заслуги В.Г. Распутина велики. Посмотрите, как значителен перечень наград,
которых удостоен писатель (демонстрация слайда №2)
Уже при жизни он признан писателем-классиком.
Вопрос классу:
Как вы думаете, что нужно для этого? Каковы должны быть заслуги?
Ответы учащихся (предположительно, о темах произведений, их проблемах, идеях)
Демонстрация слайда №3. Читаем слова писателя. Помогают ли они нам лучше понять, в чем видит писатель главное и почему так ценят его творчество?
Ответы учащихся ( главное –должны выделить важность доброты, благородства)
Демонстрация слайда №4 Учитель: Здесь представлены некоторые книги В.Г.Распутина. Конечно, ваш читательский опыт пока еще невелик.
Вопрос классу: Вы прочитали всего один, хотя и довольно-таки большой рассказ. Какой именно? Найдем на слайде.
Кто-то из учащихся находит и показывает.
Следующие вопросы:
Каковы ваши впечатления?
Чем интересен рассказ?
Оставляет ли он читателя равнодушным?
Ответы учащихся (предположительно, с положительной оценкой, сочувствием к герою)
Что заставило В.Г.Распутина написать этот рассказ?
Ответы уч-ся (воспоминания о детстве и т-д)
Демонстрируется слайд №5
8.Учитель обращает их внимание на записи на доске: автобиографический рассказ, духовная память, духовный опыт человека и на цитату на стр.108 учебника: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».
9. Учитель: На нашем первом уроке мы большое внимание уделяли самостоятельной жизни героя, его общению с ровесниками.
Вопрос классу: Какие моменты рассказа, посвященные этому, остались в вашей памяти. Назовите их, процитируйте наиболее запомнившиеся фразы, слова, передающие состояние мальчика, его мысли о своей жизни.
Демонстрируется слайд №6
Ответы учащихся(5-6 человек, следить ,чтобы не сбивались на очень подробный пересказ, цитаты были короткими и точными).
10. Учитель: Конечно, это важные моменты и для героя, и для автора. Но не только о
Своей тяжелой жизни без семьи хотел поведать рассказчик, главное – это рассказ об
учителе, точнее об учительнице.
Вопрос классу: почему я так считаю?
Ответы учащихся: ( обязательно- вспомнить посвящение, начало рассказа)
11. Разговор о Лидии Михайловне. Задания учащимся:
1 ряд — Вспомните и расскажите, какой была Л.М.? Какое впечатление она производила
на героя?
2 ряд – Почему именно рассказчика учительница выбрала для своих занятий? Случайно
ли? Как она сама объясняет это?
3 ряд – Почему Л.М. решилась на игру в «замеряшки»? Как вы расцениваете ее
поступок? Чего боялся мальчик?
Ответы учащихся ( На подготовку можно дать 2-3 минуты)
Во время ответа демонстрируются слайды №7 и №8 (можно обсудить описание и
настоящую внешность на фото).
12. После обсуждения вопрос классу: Какой все-таки главный урок дала Л.М.
мальчику? Почему она осталась в его сердце на всю жизнь?
Ответы учащихся ( обратить внимание на записи на доске)
Демонстрируется слайд №9 («Уроки доброты», разбираются слова Сухомлинского)
13. К истории рассказа в жизни автора и его настоящей учительницы
Демонстрация слайда №10 (чтение и обсуждение)
14. Выводы урока .Слайд №11 . Почему так считает В.Г. Распутин?
15. Итоги урока. Рефлексия (если останется время), оценки.
Д/з: рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» (чтение)