Конспект урока по Литературе «Произведения Распутина – уроки доброты» (по рассказу «Уроки французского»)

Урок, посвященный 75-летию Валентина Григорьевича Распутина.

Произведения Распутина – уроки доброты.

(по рассказу «Уроки французского»)

Цель: развитие интереса к творчеству В.Г.Распутина, анализ рассказа «Уроки французского».

Задачи: а) формирование умения анализа текста, выбора цитат, подтверждающих собственные мысли.

б) развитие коммуникативных навыков, самостоятельного критического мышления.

в) закрепление нравственных понятий, которым необходимо следовать в собственной жизни.

Во время урока идет работа с презентацией. На доске записаны следующие слова, которые обсуждаются во время урока:

Писатель-классик; автобиографический рассказ; духовная память, духовный опыт человека.

Милосердие, гуманность, сострадание, понимание, отзывчивость.

Порядочность, доброта, справедливость, честность

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Слово учителя (демонстрация слайда №1):

Сегодня ,15 марта, отмечает свой 75-й день рождения русский советский писатель Валентин Григорьевич Распутин. Сегодня и в ближайшее время во многих российских школах и прежде всего в Сибири, в Прибайкалье, учащиеся будут говорить о творчестве писателя.

Заслуги В.Г. Распутина велики. Посмотрите, как значителен перечень наград,

которых удостоен писатель (демонстрация слайда №2)

Уже при жизни он признан писателем-классиком.

  1. Вопрос классу:

Как вы думаете, что нужно для этого? Каковы должны быть заслуги?

Ответы учащихся (предположительно, о темах произведений, их проблемах, идеях)

  1. Демонстрация слайда №3. Читаем слова писателя. Помогают ли они нам лучше понять, в чем видит писатель главное и почему так ценят его творчество?

Ответы учащихся ( главное –должны выделить важность доброты, благородства)

  1. Демонстрация слайда №4 Учитель: Здесь представлены некоторые книги В.Г.Распутина. Конечно, ваш читательский опыт пока еще невелик.

  2. Вопрос классу: Вы прочитали всего один, хотя и довольно-таки большой рассказ. Какой именно? Найдем на слайде.

Кто-то из учащихся находит и показывает.

Следующие вопросы:
Каковы ваши впечатления?

Чем интересен рассказ?

Оставляет ли он читателя равнодушным?

Ответы учащихся (предположительно, с положительной оценкой, сочувствием к герою)

  1. Что заставило В.Г.Распутина написать этот рассказ?

Ответы уч-ся (воспоминания о детстве и т-д)

Демонстрируется слайд №5

8.Учитель обращает их внимание на записи на доске: автобиографический рассказ, духовная память, духовный опыт человека и на цитату на стр.108 учебника: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

9. Учитель: На нашем первом уроке мы большое внимание уделяли самостоятельной жизни героя, его общению с ровесниками.

Вопрос классу: Какие моменты рассказа, посвященные этому, остались в вашей памяти. Назовите их, процитируйте наиболее запомнившиеся фразы, слова, передающие состояние мальчика, его мысли о своей жизни.

Демонстрируется слайд №6

Ответы учащихся(5-6 человек, следить ,чтобы не сбивались на очень подробный пересказ, цитаты были короткими и точными).

10. Учитель: Конечно, это важные моменты и для героя, и для автора. Но не только о

Своей тяжелой жизни без семьи хотел поведать рассказчик, главное – это рассказ об

учителе, точнее об учительнице.

Вопрос классу: почему я так считаю?

Ответы учащихся: ( обязательно- вспомнить посвящение, начало рассказа)

11. Разговор о Лидии Михайловне. Задания учащимся:

1 ряд — Вспомните и расскажите, какой была Л.М.? Какое впечатление она производила

на героя?

2 ряд – Почему именно рассказчика учительница выбрала для своих занятий? Случайно

ли? Как она сама объясняет это?

3 ряд – Почему Л.М. решилась на игру в «замеряшки»? Как вы расцениваете ее

поступок? Чего боялся мальчик?

Ответы учащихся ( На подготовку можно дать 2-3 минуты)

Во время ответа демонстрируются слайды №7 и №8 (можно обсудить описание и

настоящую внешность на фото).

12. После обсуждения вопрос классу: Какой все-таки главный урок дала Л.М.

мальчику? Почему она осталась в его сердце на всю жизнь?

Ответы учащихся ( обратить внимание на записи на доске)

Демонстрируется слайд №9 («Уроки доброты», разбираются слова Сухомлинского)

13. К истории рассказа в жизни автора и его настоящей учительницы

Демонстрация слайда №10 (чтение и обсуждение)

14. Выводы урока .Слайд №11 . Почему так считает В.Г. Распутин?

15. Итоги урока. Рефлексия (если останется время), оценки.

Д/з: рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» (чтение)







Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: