Класс: 8
Тема урока: «Работа над рецензией на рассказ Каразина «Случайность»
Тип урока: урок развития речи
Цели урока:
Образовательные:
обучить написанию рецензии на произведение
углубление знаний о святочном рассказе
чтение и анализ рассказа Каразина «Случайность»
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества Каразина Н.Н.
Развивающие:
развивать умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями;
развить интерес к литературе через чтение произведений забытых авторов;
развивать творческие способности учащихся, способность к логическому мышлению;
продолжить формирование навыков интерпретации и анализа художественного текста;
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к русской литературе;
Воспитывать способность вдумчиво вчитываться в художественное произведение.
Опережающее задание: найти в толковом словаре определение слова «чудо», «рецензия», вспомнить признаки жанра святочного рассказа, прчитать рассказ Н.Н. Каразина «Случайность» и повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама».
Индивидуальное задание к уроку: один из учеников готовит сообщение о Каразине на 1-2 минуты.
Оборудование и наглядность: мультимедийный комплекс (экран, проектор, ноутбук), памятка «Как писать рецензию», таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий».
Теория литературы: рецензия, рецензент, рецензируемое произведение
Оформление доски:
Тема.
Рецензия — от латинского слова recenio — «осмотр», обследование, статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.
Примерный план рецензии:
Определение жанра произведения
Приметы, признаки этого жанра
Оценка рецензируемого произведения:
Важность поставленной в нем проблемы
Художественные приемы для решения поставленной автором проблемы
Чудо:
Нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил
Нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление
Сказочное, необычное
Вызывает общее удивление, восхищение
Удивительно, поразительное
Структура урока:
Оргмомент (1 мин)
Постановка цели урока, знакомство с темой (3 минуты).
Объяснение новой темы (7 минут).
Совместная работа класса над поэтапным анализом рассказа Каразина «Случайность», выявление художественных особенностей рассказа (25 минут).
Обобщение, подведение итогов урока, выставление оценок (6 минут).
Домашнее задание – написать рецензию на рассказ (3 минуты).
Эпиграф занятия: «Хорошо читать – это значит рассуждать, значит мыслить вместе с автором». М.А.Рыбникова
Ход урока
Оргмомент.
ll. Постановка целей, объявление темы урока.
Записать в тетрадях число, тему урока.
Речевая разминка.
— Прочитайте высказывание М.А. Рыбниковой про себя. («Хорошо читать – это значит рассуждать, значит мыслить вместе с автором». М.А.Рыбникова)
Как вы понимаете его смысл? Какие слова являются ключевыми, помогающими понять смысл данного высказывания?
(Хорошо читать, рассуждать, мыслить)
Вам известна роль книги в жизни каждого человека. Одни увлекаются детективной литературой, другим по душе фантастика и приключения, третьи зачитываются произведениями о животных. Есть свои пристрастия, свои читательские интересы и у каждого из вас. Вы уже умеете выражать их, высказывать свое личное мнение о прочитанном, то есть писать отзыв на произведение.
— Вспомните, что такое отзыв?
(Отзыв — это мнение о прочитанном, впечатление, которое осталось после прочтения произведения, оценка произведения.)
Слово учителя:
Но более полную и глубокую оценку прочитанному произведению содержит именно рецензия на произведение художественной литературы.
Итак, конечным результатом нашей работы будет рецензия на художественное произведение, но писать рецензию на известное произведение неинтересно, поэтому особенность нашего урока будет заключаться в том, что предметом нашего исследования станет произведение забытого автора — рассказ Николая Николаевича Каразина «Случайность». На этот рассказ еще нет критических отзывов, а мы с вами попробуем составить первые рецензии.
Задачи урока: Ребята, что нам необходимо сделать на уроке для достижения данной цели?
— Повторить…
— Решить…
— Найти интересные сведения…
— Проверить…
— Обобщить…
Главная задача нашего занятия — познакомить вас, ребята, с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение вами жанровых особенностей сочинений—рецензий.
Ш. Основная часть. Новая тема:
Что же такое рецензия? Какое определение рецензии дает «Краткий литературоведческий словарь»?
Рецензия — от лат. «recenio» — осмотр, обследование — статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.)
Как вы думаете, что означают следующие слова: рецензировать, рецензент, рецензируемое произведение?
Запишите и запомните новые для вас слова и понятия!
Рецензировать — значит писать рецензию; рецензент — автор рецензии; рецензируемое произведение — произведение, на которое пишется рецензия.
Слово учителя. Демонстрация презентации по ходу рассказа учителя. (см. Приложение 1.)
Исходя из определения рецензии, можно выяснить, что общего между рецензией и отзывом, чем различаются эти два жанра литературной критики. Рецензия, как и отзыв, — это отклик на произведение, мнение о нем, оценка произведения. Но рецензия — понятие более широкое, так как она включает в себя и разбор произведения, чего нет в отзыве.
Данный речевой жанр устной и письменной речи, предназначен для выполнения нескольких задач. Первая — информативная. В рецензии содержатся сведения о выходе в свет того или иного произведения. Это, как правило, вступление к рецензии. Вступление может сразу же обращать к личности писателя, тогда сведения о книге содержатся в подзаголовке рецензии.
Вторая задача рецензии — критическая. В основной части рецензии автор разбирает, истолковывает ее нравственно-философское содержание, анализирует события, компоненты формы (сюжет, композицию, систему действующих лиц, язык произведения). Причем необязательно рассматривать все аспекты содержания и формы. Можно затронуть лишь те, которые наиболее существенны.
Главное же в рецензии — выявить авторскую позицию, попытаться проникнуть в замысел написанного. Вот почему рецензия предполагает и активное цитирование, и привлечение эпизодов текста, и обращение к образам главных героев.
Необходимо, чтобы в рецензии было определено место произведения в общем, литературном процессе или в творчестве указанного писателя.
Рядом с критическим разбором неизбежна оценка прочитанного — следующая функция рецензии. Рецензент, человек со своими взглядами, жизненным и читательским опытом, эстетическим вкусом, не только пытается уловить авторский замысел, но и высказать свою точку зрения. Наличие собственной читательской позиции — непременное требование жанра.
В заключении рецензент привлекает внимание к прочитанному, это также задача жанра. Он указывает, к кому обращено произведение, почему его необходимо прочитать.
Сейчас я каждому из вас раздам таблицу с речевыми клише, которая поможет вам при написании рецензии.
Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий» (Приложение 2.)
Речевые конструкции. | ||
Об авторе | |
|
О сюжете | |
|
О героях | |
|
О впечатлениях от произведения | |
|
О тематике и проблематике | |
|
Об авторской позиции | |
|
Введение литературоведческой терминологии | . |
|
Критические замечания | |
|
| |
|
Как видим, рецензия предполагает общение, диалог, нередко и полемику. В школьной рецензии в роли критика выступает ученик; его адресаты = одноклассники, другие школьники, родители, воображаемые читатели или писатель. Композиция рецензии соответствует построению традиционного школьного сочинения, включая вступление, основную часть, заключение. Объем рецензии может быть разным: небольшим; как, например, в электронных средствах коммуникации. Если речь идет о подробной, полной рецензии, то ее объем достигает нескольких печатных страниц.
lY. Доклад подготовленного ученика. При подготовке можно воспользоваться презентацией «Н.Н. Каразин». (см. Приложение 3.)
Николай Николаевич Каразин (09.12.1842 — 6(19).12.1908) был известен как художник-этнограф и писатель, автор шести романов, многочисленных повестей, рассказов, очерков и сказок.
Еще каких-нибудь сто лет назад люди узнавали рисунки, открытки, гравюры Н.Н. Каразина, его произведения любили и читали. А теперь забыли. Незаслуженно. На наш взгляд, стоит возвратить произведения этого автора в круг чтения современного общества.
Слово учителя.
В последние годы в читательской аудитории получили широкое распространение рождественские и святочные рассказы. Издаются не только сборники святочных рассказов, но стала возрождаться и их творческая традиция. О Каразине как об авторе святочных (рождественских) рассказов на сегодняшний день практически ничего неизвестно, хотя их насчитывается у писателя девятнадцать. Один из таких рассказов – «Случайность».
Вы уже прочитали этот рассказ, каковы первые впечатления?
Нам с вами будет сегодня интересен жанр произведения Каразина. С этой точки зрения мы будем анализировать его, а потом дома писать рецензию, в которой должны ответить на главный вопрос: соответствует ли рассказ Каразина святочному жанру. Для решения данной цели я предлагаю вам познакомиться с планом рецензии, который записан на доске.
Примерный план рецензии:
Определение жанра произведения.
Приметы или признаки жанра в данном произведении.
Оценка рецензируемого произведения:
А) важность поставленной в нем проблемы,
Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.
Повторение изученного в 5 классе. Особенности святочного рассказа.
Начинаем с первого пункта плана. Попробуйте определить жанр этого рассказа.
(Святочный рассказ).
Нам необходимо выявить, какие элементы позволят сделать такой вывод, а для этого нужно вспомнить составляющие святочного рассказа. Эти составляющие мы определили в 5 классе при изучении таких произведений, как «Чудесный доктор» И. Куприна, «Ангелочек» Л. Андреева, «Мальчик у Христа на елке» М. Достоевского, «Девочка со спичками» Г. Андерсена.
( Составляющие элементы святочного рассказа:
действие происходит в канун Рождества,
противопоставляется реальность и мечта героев,
совершение чуда,
счастливый финал).
В помощь ученикам можно показать презентацию о святочном (рождественском) рассказе (см. Приложение 4.)
Как бы вы сформулировали тему рассказа? О чем он?
Он посвящен теме случая в жизни каждого отдельно взятого человека.
Каков смысл эпиграфа к рассказу? Откуда эти строки?
(Открывается рассказ эпиграфом из трагедии Шекспира «Гамлет, принц датский», предпосланным всему произведению: «На свете, друг мой Горацио, есть много такого, что и не снилось нашим мудрецам». Эпиграф усиливает ощущение того, что в рассказе речь пойдет о чем-то очень необычном и загадочном).
Где происходит действие рассказа и когда?
(Действие происходит в Петербурге, ночью, в районе двенадцати часов на квартире Овинова. Точного указания на время года нет, можно предположить, что это либо поздняя осень, либо зима: «На улице бушевала ужаснейшая погода, в окна хлестал дождь пополам со снегом…»)
От какого лица ведется повествование, почему автор выбирает эту форму?
(Повествование ведется от первого лица. Это нужно было для того, чтобы рассказ воспринимался достоверным. Повествователь имени своего не называет, он – один из участников описанной в рассказе истории. Подробно, до мельчайших деталей он описывает интерьер и обстановку квартиры. Кроме того, в компании, которая собралась у Овинова, все хорошо знакомы, дружеские отношения наших героев с повествователем заставляют нас верить в том числе и его друзьям-рассказчикам. Нет сомнений, что каждый из них говорит правду. Дружеская компания собралась у камина. И это обстоятельство расположило героев к тому, чтобы излить свою душу, быть наиболее честными с остальными собеседниками)
Как вы можете охарактеризовать героев рассказа в общем?
(Герои рассказа – люди, не задумывающиеся о своем существовании, о том, почему с ними происходят те или иные события. Это люди, не анализирующие свои действия и поступки, в то время как автор рассказа надеется на умного, образованного читателя.
Многих персонажей автор наделяет говорящими фамилиями или дает им весьма ироничную характеристику. Вот, например, Терпугов Иван Семенович, о котором нельзя ничего сказать, кроме того, что его супруга «очень замечательная женщина», «скакавшая» когда-то через обруч в цирке. Другими словами, Терпугов – человек, вовсе не заслуживающий внимания повествователя, неприметный, неприглядный, ничего особенного не сделавший в жизни. Поэтому повествователь и описывает его через характеристику образа его жены. За счет слов в переносном значении «очень замечательная» и слова «скакавшая», которые выбиваются из общего стиля, достигается ироничность повествования.
Среди собеседников у камина присутствует врач Семен Иванович, «но без супруги», а, следовательно, о нем вообще нечего сказать повествователю. Это тоже ироническая характеристика, которая, несмотря на сжатость, вместе с тем говорит о многом: врач Семен Иванович ничего из себя не представляет, и если бы он не был в числе собеседников, о нем можно было бы вообще не упоминать. Он настолько не достоин внимания, насколько его не достоин Терпугов. Неслучайно Овинов даже путает их, называя врача Иваном Семеновичем, а не Семеном Ивановичем. Схожесть имён и отчеств на фонетическом уровне способствует задаче писателя охарактеризовать эти две личности как неприглядные и неприметные, ничем не выдающиеся. Каразин использует звуковой каламбур в имени и отчестве героев намеренно, чтобы подчеркнуть их сходство. Мы в результате сопоставления обоих героев можем о них сказать только одно — у одного есть супруга, а у другого ее нет.
Среди собравшихся есть и братья Грызуновы, и князь Чох-Чохов – «при всех дружеских сборах первый, при разъезде последний». Это говорящая фамилия пишется через дефис, и потому при произнесение напоминает чихание).
Слово учителя:
Итак, дружеская компания собирается у камина – символа домашнего очага, тепла, уюта. Культ дома, культ очага, противостоящего уличному ненастью, — все это было хорошо известно русскому читателю по произведениям Ч. Диккенса. «Идеал уюта — идеал чисто английский; это идеал английского Рождества, но больше всего — идеал Диккенса», — писал английский мыслитель Честертон. И здесь надо сказать, что Каразин следует традициям Диккенса.
Собрание друзей у камина мотивируется приездом их общего товарища. И, как обычно это бывает, в дружеской компании завязывается интересный разговор на тему случайностей в жизни. Каждый из героев рассказывает свою историю, которая случилась с ним в то или иное время (надо отметить, что мотив воспоминаний был очень распространен в святочных рассказах).
Расскажите кратко, о чем рассказывают собравшиеся, какие истории они поведают друг другу?
(Вот, например, полковник Лорош поведал друзьям, что однажды чуть не был убит, да на помощь ему вовремя подоспел его приятель.
А один из младших братьев Грызуновых на охоте сам чуть не убил старосту, которого принял за медведя, да, на счастье, по случайности забыл в этот день зарядить ружье. После этого он, особо не веруя, идет служить молебен, ставит свечу Николаю Угоднику. Все соглашаются, что молебен отслужить следовало, но это слова не верующих людей, а тех, кто просто так, на всякий случай, чтоб уберечь себя в следующий раз от трагической случайности, все способы готов привлечь к этому.
Мадам Терпугову растерзал бы лев, если бы она вышла на арену цирка. Да по случайности в этот день она сломала ребро и не выступала.
Иван Семенович Терпугов, один из гостей, говорит о том, как чуть не проигрался в карты, даже сравнивает себя с Чичиковым. Терпугову так же везло в картах, как и гоголевскому герою, желавшему получить прибыль на мертвых душах. Но когда Иван Семенович все проиграл, он решился на крайнюю меру — пойти ва-банк. К счастью, он выигрывает и зарекается больше никогда не играть. Тоже считает это случайностью. Один из братьев Грызуновых по этому случаю даже вспоминает произведение А.С.Пушкина и говорит Терпугову, что тому повезло, в отличие от Германа, которому выпала дама пик).
Слово учителя:
Действительно, в «Пиковой даме» Пушкина случай играет огромную роль на идейном уровне. Герман видит волю счастливого случая в возможности узнать тайну удачной игры у старухи, чтобы резко разбогатеть, повысить свой общественный статус. Случайностей с Германом происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) — это наказание за безнравственный выбор.
Истории, которые рассказываются героями рассказа, жуткие, но заканчиваются они всегда хорошо, и на вопрос «Что это?» почти всегда собеседники отвечают: «Случайность. Очень счастливая».
Как заканчивается рассказ?
(Заканчивается рассказ Каразина тем, что вместо ужина у хозяина дома все отправляются праздновать день рождения князя Чох-Чохова. А когда возвращаются, то вместо квартиры Овинова наблюдают разруху: взорвало газометр, устроенный как раз под столовой Овинова, где наши гости должны были ужинать в это время, если б они не уехали.
Парадокс. Но случайность, которая происходила с каждым в отдельности, произошла на этот раз со всеми героями сразу.
Все в ужасе направляются через Троицкий мост прямо к часовне. Кажется, что они уверовали в Бога и в то, что произошедшее не случайность, а Божественный Промысел).
В каких строках рассказа слышен авторский голос, выражается авторская позиция?
(Авторская позиция четко дана в заключительных строках рассказа: «Эх, господа! Несчастные, право, несчастные, жалкие даже те люди, людишки просто, кто не умеет жарко, всей душой и сердцем, забыв земные помыслы, молиться перед престолом Всевышнего… Это – тоже случайность!..». Эти слова отражают всю систему ценностей самого Н. Н. Каразина и симпатичных ему героев).
Слово учителя:
Название рассказа «Случайность» в заключении уже осмысливается как насмешка автора над происходящим. Каразину известно, что все происходящее с героями — это Промысел Всевышнего, он не сомневается, не предполагает, а знает. Представление о Промысле Божьем для верующего совершенно естественно, оно вытекает из самих христианских представлений о Боге и Его отношении к человеку. Молитва убеждает нас в существовании Божественного Промысла. Молитва невозможна и бессмысленна без уверенности в попечительных действиях Бога в мире.
Писатель в рассказе прибегает к такому художественному средству, как каламбурный круг, т.е. возвращение к отправной точке. Бесконечность каламбурного круга создает ощущение пустоты и бессодержательности в душах героев. Ведь, по сути, то, с чего начиналось действие: Грызунов служит молебен в церкви в связи с тем, что он случайно не убил старосту, тем и заканчивается – после случайного спасения героев, они все девятеро «словно сговорились, а ведь ни словом не перекинулись…поехали к Неве, далее через Троицкий мост, прямо к часовне, что на том берегу».
Докажите, что данный рассказ можно назвать святочным.
Как вы понимаете смысл рассказа? Сформулируйте идею и проблему рассказа.
(Этот рассказ можно смело отнести к святочным. Во-первых, действие происходит в районе двенадцати часов ночи, указания на то, что оно происходит именно в Святки или накануне Святок, нет, видимо, рассказ лишь предназначался для чтения в это время. Заканчивается повествование благополучно. Христианско-нравственная проблематика налицо. Каразин задается вопросом, что предопределяет человеческую жизнь: случай или Божественный Промысел? Установка на истинность происшествия и реальность действующих лиц —также непременная черта рассказа Каразина. Чудо как мотивировка сюжетного поворота отсутствует в рассказе. Эту функцию выполняет случай, но случай переосмысливается автором как Промысел Бога и как Божественное чудо.
И хотя в рассказе описываются чудесные события, до конца остается непонятно, действительно ли происходит перерождение героев и все они едут, не сговариваясь, в часовню молиться и благодарить Бога за спасение жизней, или же эта молитва будет не от сердца и души, а просто на всякий случай, чтоб уберечься и в следующий раз от опасности, как это делал Грызунов. До конца непонятно, уверовали герои или нет в то, что чудо, произошедшее одновременно со всеми, – это Божественный Промысел, а не просто случайность.
Для самого же Каразина, наверное, важнее было посмотреть на ситуацию со стороны, важнее было перерождение читателя уже после прочтения рассказа, который звучит как предупреждение. Действительно, главное – поверить в божественное провидение, тогда душа человека очистится).
Итог урока:
Таким образом, в своем рассказе писатель гармонично смог соединить сюжетную увлекательность с глубокой духовностью, что особенно важно для читателя, живущего в современном бездуховном пространстве.
Главным успехом у публики всегда является оригинальность, самобытность произведений автора, его талант. И это не должно зависеть от времени и поколений. Книги Каразина будут интересны и по сей день. Социальные и нравственные проблемы, которые он поднимает в своих произведениях, не утратили актуальности и сейчас.
Ребята, давайте сделаем выводы, подведем итоги, чему сегодня на уроке мы научились? Какие цели перед собой ставили и чего добились.
Домашнее задание:
Написать рецензию на рассказ, опираясь на план, который мы записали на уроке, и таблицу с речевыми клише.
Список литературы:
Каразин Н.Н. Рождественские истории. М., 2007. 398 с.
Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской. М., 1996. 223 с.
Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров/ Москва: «Просвещение», 2000г.
А.М. Ежова. Обучение сочинению, Литература в школе//2002// №5.
Н.И. Иванченко-Свиридова. Как написать хорошее сочинение/ Санкт — Петербург: «Абрис Д», 2006г
Т.О. Скиргайло. Сочинения разных жанров/ Казань: ИПКРО РТ, 2001г