Конспект урока по Литературе ««Раскас» В.М.Шукшина и русская сказка»



Урок «Раскас» В.М.Шукшина и русская сказка


Цель: развитие представлений о творчестве В.М.Шукшина в контексте развития отечественной культуры;

Задачи: овладение умениями анализа рассказа в единстве формы и содержания с учетом мифопоэтического подхода к анализу художественного

произведения;

выявление специфических особенностей рассказа Шукшина и черт, роднящих его со сказкой; человеческая открытость героя миру как синоним незащищенности;

воспитание гражданской позиции, гуманистического мировоззрения, любви и уважения к ценностям отечественной культуры.

Оборудование: портрет писателя, выставка его произведений, презентация

Слова В.М.Шукшина, используемые в презентации:

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость доброта».

«Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания — не отдавай всего этого за понюх табаку…

Мы умели жить. Помни это. Будь человеком .»,

«Если конкретизировать и искать дальше истоки того творческого пути, которым иду, то они, конечно, лежат в искусстве устного рассказа… Всегда в таких рассказах была цель, какая-то прямая жизненная необходимость. Рассказывали так, чтобы слушатели решительно все поняли. Но простая и доступная форма — не значит унылая и серая. Тут… всегда был свой неожиданный прием, свой особый фокус».

Виды деятельности: работа в группах, индивидуальные задания учащихся, работа со словарями.

ХОД УРОКА


I.ОРГМОМЕНТ (Объявление темы, работа по формулированию целей урока ведется совместно с детьми при помощи таблицы;

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ













Дети самостоятельно заполняют колонки № 1 и 2 таблицы, затем идет корректировка цели с помощью учителя; 3-я колонка заполняется в ходе урока)


II. СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ (слайды 1-8)

Чтец.

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло.

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков.

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьет о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки-

Это родина Шукшина.



Ученик. (Из автобиографии В. Шукшина. )

— Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители- крестьяне. В1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую его судьбу не знаю. В 1956 году он посмертно полностью реабилитирован. В1943 году окончил сельскую семилетку… Работал в колхозе, потом, в 1946 ушел из деревни. Работал в Калуге, во Владимире, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949 году был призван во флот…служил на Черном море. После демобилизации приехал домой. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом- аттестат. После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодежи… Затем все бросил и уехал в Москву в Литературный институт. Правда, туда меня не приняли — за душой не было ни одной строки: поступил на режиссерский факультет в мастерскую М.И. Ромма.

Свежие документы:  Создание проекта «Идеальное государство» на основе текстов русской литературы XX века

УЧЕНИК 2.

— В Москве Шукшин остался, чтобы «завоевать Москву», добиться славы и известности. Но его цель – не просто литературная и кинематографическая слава. Его цель — прежде всего! – добро, которое можно сделать литературой и кино. Творчество Шукшина многогранно: он писал киноповести и сказки, романы и публицистику, был режиссером и актером, но, пожалуй, популярность ему принесли именно рассказы. Шукшин — человек в высшей степени совестливый, умеющий критически относиться не только к другим, но и к себе. Он был очень неудобен.

ЧТЕЦ.

В искусстве уютно

быть сдобною булкой

французской,

но так не накормишь

ни вдов,

ни калек,

ни сирот.

Шукшин был горбушкой

с калиною красной

вприкуску,

черняшкою той,

без которой немыслим народ…

Е.Евтушенко «Памяти Шукшина»

Учитель обращает внимание детей на слова, написанные на слайде 9: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость доброту.» (В.М.Шукшин), говорит о близости творчества Шукшина фольклору.

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МОТИВОВ РУССКОЙ СКАЗКИ.(слайды 10-13)

(Работа в группах, задание получает каждая группа.)

1. Смысл названия.

— Намеренное ошибочное написание. Шукшин ищет как будто самый короткий путь к массовому читателю. Заголовки рассказов сами кричат: я — твой друг, иди сюда, что-то расскажу — «раскас». Это не какая-нибудь занудная литературщина, это не «рассказ», это «нашенское», смешное, вроде анекдота, или вообще житейская сплетня: «От Ивана Петина ушла жена».

-«Раскас», сказка (устно говорить, сказывать). Учитель обращает внимание на слова Шукшина о народном устном сказе, написанные на плакате.

2. Экспозиция рассказа (зачин)1 ГРУППА (слайд 10)

-Чтение отрывка.

— Какое событие является завязкой действия (зачином)? /Возвращение Ивана из дальнего рейса. Слово Reise в немецком языке имеет значение «дальнее путешествие». Известие о бегстве жены, полученное из записки/. С какой целью автор затормаживает действие? /«ушла жена», «как ушла!», «сбежала с офицером» Важно, как ушла/

— Кто является главным героем рассказа? /Говорящее имя Иван: Иван-царевич, богатырь, славный труженик – Иван-дурак, пенек./

— Обычно в сказках в качестве героя выступает человек, не подающий надежды. А здесь? / Иван — дурак – Иван-«пенек», сравните лексическое значение слов дурак, пенек/

— Портрет героя/возрастные характеристики (лыс, стар — лыс, как пень, старый пень), «не по-деревенски изрядно лыс»- значение ряженности, шутовства — шут, дурак. /Иван-мужик, крестьянский сын — Иван-шут гороховый, не «мужик»/

Свежие документы:  Тест: А. Куприн «КУСТ СИРЕНИ»

— Анализ лексики начала рассказа, возвращающей нас к старой доброй сказке/ архаичное слово «отомкнул». См. у Даля: «Ларец без замка, без ключа, да с потайкой. Отомкни-ка его»; думать, не думалось; молчаливый, неласковый, невеселый» Сравните: «Что не весел, буйну голову повесил».

— Горевание героя, узнавшего о похищении жены- красавицы. Как долго тоскует герой?/Два дня не находил себе места. На третий день сел писать рассказ в районную газету./

Таким образом, уже в самом начале рассказа отчетливо слышны функциональные мотивы русской сказки с ее традиционным героем- Иваном:

/Выполняется запись в тетради/

1.Возвращение Ивана из дальнего путешествия

2.Открытие некой тайны.

3.Похищение красавицы-жены.

4.Горевание. Дума.

3.Действие героя. Рассказ Ивана Петина. /2 группа анализирует «раскас» Ивана/(слайд 11)


— Какое решение обычно предпринимает герой сказки? А здесь? /Вместо активного действия — поиска похищенной жены, подвигов в борьбе с соперником – Иван «сел писать рассказ в районную газету»./

— Почему именно такой шаг предпринимает наш герой? /Жанром новой мифологии, по всей видимости, служит газета, куда Иван пишет свой «раскас», следуя известным жанровым образцам: «Он частенько читал в газетах рассказы людей, которых обидели ни за что» Поэтому на замечание редактора «Это не рассказ», он возражает: «Почему? Я читал, так пишут». Пародией на стиль газеты и ее «сказочный» жанр – «письма трудящихся»- является «Раскас» Ивана Петина./

— Что узнаем мы о субъектах истории, рассказанной героем?


Иван

Людмила

Соперник

в жанре русской сказки

Я не лиходей людям

сердце к ей приросло

душа радуется

при жене ни разу не матернулся

обида возьмет

не каменный




описывается в терминах романа.

Действия до исходной ситуации и после нее:

ушла от Ивана Петина

сделала финт ушами

вильнула хвостом

уехала куда глаза глядят

не вытерпела – «потиряла голову»

сбежала с офицером/признаки безрассудности и скрытой уловки/

«пошла в культ прасвет школу»

засветилась

ходила в клуб, боготворила репетиции – обозначение культурности героини с резко сниженной оценкой.

описан скупой лаконичной прозой, функция ограничена

одним эпизодом, он не инициатор действий, его роль пассивна: «Приехало в село

небольшое воинское подразделение с офицером»

Помощник совхозу — соперник Ивану.


Таким образом, выявляется еще одна функциональная особенность сказки (запись в тетради и на доске) 5. Действия героя после узнавания тайны.


4.Иван идет со своим рассказом в редакцию./анализирует эпизод 3 группа/(слайд 11)

— Роль пейзажной зарисовки/Душевное состояние героя находится в диссонансе с природой: ласковая весна – «глаза бы ни на что не глядели»/

— Встреча с женщиной, стерегущей «заветное» место

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Кто нужен России: Обломов или Штольц"

— Редактор/рыбак, расставляющий Переметы на пути героя/Отношение редактора к истории Ивана, запрет, смена настроения, сочувствие герою, желание помочь/

— Зачем Ивану нужно, чтобы его история была непременно напечатана? / «Пускай они прочитают», «Я найду их …И пошлю» — не подвиг чести, а всего лишь желание «послать им» свой «раскас». «Им совестно станет» Обнаруживается незащищенность героя, развенчивается романическое в Иване./

6. Путь и препятствия на пути. ( запись в тетради)

5. Финал рассказа/анализирует эпизод 4 группа/(слайд 12)

— Каков обычно финал сказок? /Сказка обычно заканчивается счастливым финалом с победой Добра и всенародным Пиром/.

— Что мы видим у ШУКШИНА? /Прочтение финала анализируемого рассказа./Почему именно так автор заканчивает свое произведение?/ Желанное равновесие в душе героя не наступило, поэтому вместо пира – горькое «кабацкое» застолье: «Он направился прямиком в чайную. Там взял полкило водки, выпил сразу, не закусывая, и пошел домой»/

7. Пир. Горькое застолье. (продолжение записи)

— Перечитаем последнюю картину финала: «Он шел и молча плакал. Встречные люди

удивленно смотрели на него. А он шел и плакал. И ему не было стыдно. Он устал » Что можем мы сказать о герое, прочитав эти строки?/Так плакать, не стыдясь своих слез, могут только дети или «сказочные» Иванушки. Это позволяет предположить стойкое сосуществование «мифа» и «реальности», или вернее, реальное существование новых мифов, героем которых является Иван Петин.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

— Слово учителя о проделанной на уроке работе, о мифологичности литературы, народности творчества В.М.Шукшина, который выступает разведчиком и хранителем народных богатств. Доказательство тому результаты нашей работы с текстом одного рассказа писателя.

Дети зачитывают конспект урока (Запись в тетрадях) (слайд 13)

Функциональные мотивы русской сказки в рассказе В.М.Шукшина:

1.Возвращение Ивана из дальнего путешествия

2.Открытие некой тайны.

3.Похищение красавицы-жены.

4. Горевание. Дума.

5.Действия героя после узнавания тайны.

6. Путь и препятствия на пути.

7. Пир. Горькое застолье.

Учитель вновь обращает внимание на слова самого писателя (плакат)

Таким образом, Шукшин видел жизненную необходимость рассказа, как и всего искусства, в пробуждении самосознания народа – заставить его увидеть себя в зеркале рассказа, припасть к живому еще источнику народной культуры, родной почвы.(слайд 14)


— Домашнее задание. Прочитать один из рассказов В.М.Шукшина. (слайд 15)


Написать сочинение на одну из тем: «Пенек в школе, семье, обществе» (эссе)

. «Шукшин. Каким я увидел его сегодня»

«Мой любимый рассказ В.М.Шукшина»

«Какие чувства вызывает Иван Петин?»

Список использованной литературы(слайд 17)

  1. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М.Шукшина. Барнаул. Издательство Алтайского государственного университета.1992 год

  2. Коробов В.И. Василий Шукшин «Современник».1984 год

  3. В.М.Шукшин. Точка зрения. Алтайское книжное издательство.1979 год.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: