«Рассказ А. П.Чехова «Человек в футляре»: проблематика, позиция автора»
(урок литературы в 8 классе по подготовке к написанию развёрнутого ответа по формулировке проблемы текста и выявлению позиции автора)
Цель урока – формирование у учащихся навыка исследовательской деятельности; развитие умения анализировать текст художественного произведения, формулировать проблемы, поднятые автором, выявлять его позицию, аргументировать собственную точку зрения; привитие
Задачи урока:
Наблюдая над чужим образом мыслей, отражённым в языке, понять авторское значение слова, авторскую позицию, прийти к осмыслению собственной позиции.
Подготовиться к написанию развёрнутого ответа по формулировке проблемы текста и выявлению позиции автора.
Ход урока
I этап урока – мотивационно-установочная ситуация
Формулировка цели урока, постановка задач
Ребятам предлагается самим сформулировать тему разговора в виде проблемного вопроса, тезиса, цитаты из текста, какого-либо афоризма.
II этап урока – анализ произведения (постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, реально-практического диалога рассказчика и слушателя.)
1.Выявление композиции произведения Чехова – «рассказ в рассказе».
2. Формулировка гипотезы из реплики Буркина (начало рассказа: «Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера, — кто знает?»
?-В самом тексте уже выдвинута гипотеза. Можем ли мы её как-то дополнить? («разновидность человеческого характера» — человек в футляре. Заглавие помогает дополнить гипотезу.)
?- Заглавие только отражает тему, поэтому какие вопросы мы адресуем тексту (автору), чтобы искать на них ответы? (Что значит «человек в футляре»? Почему автор даёт такую формулировку? Это явление единичное или общественное, положительное или отрицательное?)
3. Главный объект наблюдения (исследования) Беликов – «человек в футляре».
— Вспомним чеховское: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Соотнесём образ Беликова с чеховским определением.
«Лицо и одежда» – портретная характеристика героя. Кто или что расскажет о «душе и мыслях» (уме и сердце, разуме и чувствах) человека в художественном произведении? – речь, интересы, привычки, поступки, оценка других героев и автора.
Проверяется опережающее домашнее задание для всего класса или по группам:
1гр.- Роль детали в портретной характеристике Беликова («лицо и одежда»);
2 гр.- Речевая характеристика героя; 3 гр. Интересы, привычки Беликова }(«душа и мысли»)
3 гр.- Интересы, привычки Беликова; 4 гр. – Поступки Беликова
Итоги самостоятельного исследования и обсуждения в классе фиксируются в таблице (полная таблица представлена в Приложении):
Рабочие материалы, опорные (ключевые) слова | Изобр.-выраз. средства, приёмы | |
1.Портрет | Калоши, зонтик, теплое пальто на вате, фуфайка, поднятый воротник, темные очки на бледном, маленьком лице… | Гипербола, сравнение, повтор |
2. Речь | Говорил он со сладким выражением…Антропос!», «…запрещено – и баста» (косв.речь). Говорил тихо: «…все это прекрасно, да как бы чего не вышло». | Повтор (рефрен), канцеляризмы |
3.Интересы, привычки | Древние языки, всегда «выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»; «ложась спать, укрывался с головой»; «странное обыкновение – ходить по нашим квартирам». | Ирония, гипербола, алогизм |
4.Поступки | Старался запрятать свою мысль в футляр. «Угнетал своею осторожностью, «своими вздохами, нытьём … давил нас всех, и мы уступали». Держал в руках гимназию и город целых 15 лет». | Гипербола, парадокс
|
5.Чувства | Тревога, отвращение (от настоящего), уныние (отступление от правил); страх, «боялся, как бы чего не вышло», опасение по поводу женитьбы; «…ах, как бы чего не вышло» — испуг, чувство безысходности: | Гипербола, алогизм, парадокс |
6. Отношение других героев | «давил нас всех, и мы уступали»; «стали бояться всего», подчинились, терпели. Варенька – «первая женщина, которая отнеслась к нему ласково, сердечно». Коваленко возненавидел Беликова: Буркин: «Мне даже жалко его стало», Коваленко: «Я не люблю фискалов». Варенька на похоронах всплакнула. «…хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие» | Сравнение, антитеза, алогизм, парадокс |
?- «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!» В чем же идеал Беликова?
?- Итак, соотнесём с чеховским идеалом образ героя. Продолжите фразу: «В Беликове всё…(безобразно: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли»»). Безобразно – без образа. Почему?
?- В одном из комментариев к рассказу читаем: «Описание странных и смешных черт характера, внешности, поведения Беликова поначалу вполне забавно и безобидно». Какие из выделенных слов вы бы приняли, с какими поспорили бы?
Вывод-комментарий после работы с таблицей: С помощью различных приемов (повтора, антитезы, сравнения) Чехов создаёт психологический портрет и социальный тип героя – «человека в футляре», через определённые детали, отношение других героев к Беликову автор выражает своё отношение к герою: он безобразен и жалок. Гипербола – одна из форм эмоционально-образного восприятия мира, она заостряет наше внимание, усиливает эмоции, подчёркивает значимость изображаемого. В силу своей необычности и парадоксальное, алогичное привлекает внимание. Не к этому ли стремится писатель?
?- Какие вещи, без которых можно жить, вы бы забрали у Беликова? Почему?
-Вспомним о гипотезе: явление атавизма или разновидность человеческого характера? Как бы вы ответили на предположение Буркина? Какой вывод сделали бы?
?- Но в чем парадокс? Почему со смертью Беликова не произошло никаких перемен к лучшему? -Вернемся к гипотезе и нашему выводу: явление атавизма или разновидность человеческого характера? Может быть, что-то нужно добавить?
4. -Сформулируйте проблему, которую поднимает автор в данном тексте (возможна формулировка проблемы в виде проблемного вопроса) – Какого человека можно назвать «человеком в футляре»? К чему ведёт футлярная жизнь? Есть ли у футлярной жизни будущее? В чем смысл жизни? Проблема футлярной жизни.
?- Какова позиция Чехова (собственная точка зрения на поставленные вопросы)? Вернёмся к рамочной композиции рассказа. Сравним эпизоды (начало и финал рассказа). Найдем отличия.
— Интересно сопоставить и состояние Беликова, его молчание с тишиной, разлитой в природе. История, из которой герои делают однозначные выводы, включается автором в панораму бесконечной жизни и приобретает особый философский смысл. Без чего же, по мнению автора, жить невозможно?
5. Любое слово, сказанное классиком, заслуживает нашего внимания. Оно тщательно продумано, взвешено, порой выстрадано. Мы были внимательны к слову и к тексту в целом, что позволило нам понять мысль автора (идею текста).
— Напишите письмо Беликову или Чехову, выразив свою позицию по тем вопросам (проблемам), которые поднимаются в тексте.
III. Домашнее задание.
Напишите сочинение по рассказу А.П.Чехова «Человек в футляре» по плану, представленному в таблице-памятке (см.Приложение)
На последующих уроках предполагается анализ сочинений, редактирование работ.