Тема: «Развитие речи. Работа с текстом волшебной сказки»
(Учитель русского языка и литературы МОУ «Кирпичнозаводская СОШ» Приволжского района Астраханской области Дюрина Наталья Юрьевна)
Цель урока: продолжить знакомство со сказкой как с фольклорным жанром;
вспомнить на какие группы делятся сказки;
дать представление о том, как пересказывается сказка;
научить пользоваться Интернет-ресурсами.
Оборудование: выставка книг из школьной библиотеки, проектор, ноутбук, модем «Мегафон»
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Пересказ былин, рассмотрение рисунков. Характеристика богатырей.
Переход к новой теме
— Какой раздел мы с вами изучаем?
— Какие произведения мы относим к фольклорным?
— А если я начну свой рассказ так: «В некотором царстве, некотором государстве жили-были…», то ответьте, пожалуйста, что я хочу вам рассказать? Как вы догадались?
— Подберите синонимы к слову «сказка». (Работа в тетрадях)
Сказка – это короткая история фантастического характера.
Сказка – сказитель, сказывать, сказочный.
— А на какие группы делятся сказки? (волшебные, бытовые, про животных) (просмотр презентации «Виды сказок»)
Говорят, что сказка – забава для самых маленьких.
Определите лексическое значение слова «забава».
Как вы считаете, может ли сказка чем-то быть полезна взрослому человеку? Чем?
Работа с выставкой книг.
Вы, наверное, обратили внимание, что у нас здесь есть небольшая выставка книг. Можно ли, глядя на эти книги, сразу сказать, о чём они? А ещё существуют книги в интернете, мы сегодня с вами рассмотрим, как можно к ним обратиться.
Знакомство с библиотекой на сайте «Дневник.ру» (через проектор)
Эти книги, ребята, только малая часть сказок, которые есть в нашей библиотеке. И при желании вы всегда можете их там взять для чтения. Потому что, мне кажется, все сказки перечитать не возможно. Вот какое их большое количество. А знакомство со сказкой – всегда праздник, всегда очень интересное занятие. И сегодня мы с вами начнём знакомство с волшебной сказкой «Марья Моревна».
Знакомство с волшебной сказкой «Марья Моревна».
Но прежде, чем начинать читать сказку, послушайте, как надо её читать и пересказывать. /Чтение памятки на стр.38/.
— чтение сказки с анализом.
6. Подведение итогов. Выставление оценок самым активным.
Домашнее задание. Дочитать сказку, пересказать. Можно попробовать написать свою сказку, проиллюстрировать её, оформить книжкой. У кого дома есть интернет, попробовать поискать, на каких сайтах можно познакомиться с различными сказками.