Конспект урока по Литературе «Река поэзии бурлит, не умолкая..Тема природы в поэзии М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А. Фета» 9 класс

МБОУ СОШ №23 г. Пятигорска, Ставропольского края

Тумасова Рита Григорьевна, учитель русского языка и литературы.


Аннотация: Тема урока: «Река поэзии бурлит, не умолкая.. Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А. Фета» Показать в творчестве поэтов, пришедших М.Ю.Лермонтову, А.С. Пушкину на смену, преемственность темы и в поколениях, и у отдельных авторов. Река ,многоводная, глубокая, несет свои воды через леса и горы, через века и годы, а на гребнях ее волн стихи, очень много стихов, которые никогда не умолкнут . Развитие поэзии с19 века по 21век показывает, что поэзия-это процесс вечный, подобный реке, которую не остановить.


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Класс: 9

Тема урока: «Река поэзии бурлит, не умолкая..Тема природы в поэзии М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А. Фета»

Цели и задачи урока:


  • Создать условия для формирования умений анализа поэтического текста;


  • Содействовать развитию образного мышления; расширению кругозора обучающихся;


  • Способствовать всестороннему эстетическому воспитанию школьников

Тип урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальный опрос; индивидуальная работа; работа в группе;

Методы и приемы работы: погружение в тему; проблемная ситуация; рефлексия.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку; тексты произведений, раздаточный материал (таблицы, тексты).

ХОД УРОКА

Оргмомент.

Слово учителя: Тема нашего урока: «Река поэзии бурлит ,не умолкая..Тема природы в поэзии М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета» Подумайте, что означает фраза: « Река поэзии…»? В конце урока дайте мне ответ, как вы понимаете смысл этой фразы.

Слайд 1.

Итак, что вы ожидаете от урока?

Будет интересно

Узнаю что-то новое

Расширится кругозор

Будет возможность для работы мысли

Ничего не жду

Свой вариант

Спасибо за ваши ответы. Я постараюсь оправдать ваши ожидания и учесть их в определении характера работы для каждого из вас.

На прошлом занятии в Литературном зале вы получили задание: подготовить сообщения о картине М. Лермонтова «Вид Пятигорска».,выучить наизусть стихи, сделать анализ стихотворений с т.з. средств худ. выразительности.

Кто расскажет нам об этой картине

Ученик: Изобразительное искусство М.Лермонтова составляет около 400 картин. Но среди них есть одна, которая мне особенно дорога. Это картина «Вид Пятигорска». Возможно, потому,что я живу в Пятигорске ,что часто бываю в том месте, которое описано на картине,что мне очень нравится наш Машук в это время года. Мы видим г. Пятигорска со стороны бывшего Елизаветинского источника. Справа на картине изображена гора с дорожкой к гроту. По дорожке идет мужчина в сюртуке и цилиндре. Слева Горячая гора В центре –всадник. Внизу виднеется город, река Подкумок, вдали протянулась цепь снеговых гор с Эльбрусом. Когда смотришь на картину, становится очевидным, что Лермонтов изобразил на ней один из тех видов, которые произвели на него самое сильное впечатление. Не случайно этот же вид описан в повести «Княжна Мери». Как в повести, так и на картине «… внизу  передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная  цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь  двуглавым Эльбрусом…»

И дорожка, ведущая к гроту, запомнилась поэту. Именно по ней, спасаясь от предгрозового зноя, устремился Печорин в прохладную тень грота и там неожиданно встретился с Верой. Тогда же он написал картину «Вид Пятигорска».

Панорамный пейзаж с прохладными голубыми далями, буйной густой растительностью, аккуратными домиками в долине… Это Пятигорск, каким знал и любил его Лермонтов, где жили герои его произведений.

Учитель:

Неслучайно, что мы урок проводим в Литературном зале, что мы начали урок с сообщения по картине Лермонтова

-как вы связываете с темой урока(природа, автор Лермонтов)

Актуализация знаний учащихся

Учитель:

Действительно, река поэзии стремительно несется во временах, открывая миру новые имена и новые таланты, прославляющие родную страну, родной край .Когда мы говорим о реке поэзии, мы не можем не вспомнить М,Ю. Лермонтова, во-первых, этот год для него юбилейный, во-вторых, память о нем свято хранится в нашей школе в рамках Литературного зала,, в-третьих, он сделал наш город отличным от всех городов Кавминвод и, в-четвертых, река поэзии своими истоками уходит вглубь веков, к Пушкину, к Лермонтову. В творчестве поэтов, пришедших им на смену, ощущается преемственность темы и в поколениях, и у отдельных авторов. Сегодня на уроке мы побеседуем о творчестве Тютчева, Фета, которые продолжают традиции Лермонтова.

— Что может изменить наше внутреннее состояние? (Общение с другими людьми, т.е. новости; музыка, природа, искусство и т.д)

Учитель: Вы верно назвали среди факторов, влияющих на внутреннее состояние души, природу. Мы будем сегодня говорить ней с точки зрения поэзии. Каждый воспринимает природу по-своему. Для кого-то она – предмет любования, для кого-то – предмет вдохновения, для кого-то – просто среда обитания.

Слайд 2

1.Давайте вспомним, какой прием изображения природы мы используем чаще всего? (Описание)

2.Что такое описание с точки зрения литературы? (изображение того, что видим перед собой).

3.Как в изобразительном искусстве называется картина природы? (пейзаж)

4.Как в литературе называют поэтические произведения с описанием картин природы? (пейзажная лирика)

5.Какие художественные средства используют художники слова в таких произведениях?
(Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение)

Учитель: Дайте определения данным понятиям

Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающий один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете1.

Метафора – это переносное значение слова, основанное на уподоблении предмета или явления другому по сходству или по контрасту
2.

Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного
3.

Сравнение – это форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим
4.

Учитель: Чтобы понять, как природу воспринимали великие поэты М.Ю.Лермонтов, Федор Иванович Тютчев ,А.Фет и какие средства использовали для её изображения, достаточно лишь услышать их поэтические творения.(чтение стихов «Как сладко дремлет сад тмно-зеленый., Что ты клонишь над..,лист, Как нежиданно ярко..-Тютчева, Какая ночь,Ива,Это утро.., Первый ландыш,Я жду…Соловьиное эхо-Фет, Когда волнуется желтеющая нива, Утес,На Севере диком ,Осень, Родина Лермонтов.(презентация)

-Что вы можете сказать об авторах этих стихов, как они изображали природу? Почему они изображали природу

Ученик:

Шум дубрав, переливы рек, вешние зори, бешеный рев рек ,непреступные горные вершины, первый подснежник не могут оставить никого равнодушными, они вдохновляют человека. Эти пережитые чувства выливаются в поэзию.

Ученик:

В стихотворениях А.А. Фета показана сущность русской природы, таинственная ее прелесть В поэтических строках мы видим сближение и взаимопонимание человека и природы. Его поэзия радостна и светла. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. Она удивительно богата звуками и красками,. А.А. Фет беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы.

Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы. Природа в его стихах очеловечена ,одухотворена. Она близка и понятна человеку, родственна ему мы видим и слышим звуки природы. Тютчева недаром называют певцом русской природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов ,окружавших его, с тихих лугов и необозримых голубых небес.

Лермонтов очень любил родную природу. В своих произведениях “Когда волнуется желтеющая нива”, “Прекрасны вы, поля земли родной”, “Родина” Лермонтов с любовью и нежностью описывает природу своей Родины. В стихотворении: «Родина» поэт создает русский пейзаж, который пройдет через всю нашу литературу и живопись и станет как бы эмблемой России:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез

Почему они изображали природу?

Ученик:



Шум дубрав, переливы озер, вешние зори, бешеный рев рек ,непреступные горные вершины, первый подснежник не могут оставить никого равнодушными, они вдохновляют человека. Эти пережитые чувства выливаются в поэзию.



Поэты в природе могут увидеть самые ее тонкие стороны, что не заметит простой человек и хотят поделиться с нами.

-Давайте сделаем анализ произведений о природе, делая аспект на средствах художественной выразительности.
Индивидуальная работа над аспектным анализом стихотворений

«Что ты клонишь над водами…» Ф.И. Тютчева и «Ива» А.Фета.,«Когда волнуется..»Лермонтов

 

Эпитеты, определения

Метафоры

Глаголы

Образы, сравнения

Олицетворения

«Что ты клонишь над водами…» (Тютчев)

Дрожащими листами, жадными устами, белую струю


Об иве:

Клонишь, ловишь, томится, трепещет

О струе:

Бежит, плещет, блещет, смеется

Ива – девушка, ее любовь несчастна.

Ива ловит, струя бежит, лист томится

«Ива» (Фет)











 

Чудные извивы, золотые переливы, дрожащего стекла, зеленый водопад

Переливы струй дрожащего стекла, листья воду бороздят

Лирический герой:

Сядем, уловил, я дрожу, ты дрожишь

Ива:

Ветви перегнулись, бороздят

Как зеленый водопад, как живые, как иглою, листья воду бороздят. Влюбленные под ивой. Счастье.


Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива

Свежий лес, тенью сладостной, росой душистой, румяным вечером, час златой ландыш серебристый, смутный сон


Под тенью сладостной, погружая мысли, смиряется тревога



Прячется слива, приветливо кивает головой, ключ играет, волнуется нива

4 этап: делаем выводы. Эти худ. средства помогли создать удивительные образы. Скажите ,какие образы вы увидели в этих стихотворениях?

 5 этап: Говоря о реке поэзии, мы должны отметить, что преемственность традиций наблюдается и у поэтов, пришедших на смену в 20 веке ,и в 21 веке, и у современных поэтов- пятигорчан:

-Каких поэтов 20 век вы знаете?

-А каких поэтов — пятигорчан?

-прочитайте одно стих поэтов 20 века, поэтов- пятигорчан, посвященные природе

-как вы думаете, что общего в стихах этих поэтов

-как вы поняли смысл выражения : « Река поэзии бурлит ,не умолкая»

— Река, многоводная, глубокая, несет свои воды через леса и горы, через века и годы, а на гребнях ее волн стихи, очень много стихов, которые никогда не умолкнут .Мы проследили за развитием поэзии с19в по 21в,поняли,что поэзия-это процесс вечный, подобно реке, которую не остановить

-Актуальна ли тема, которую мы подняли?

-Природа и человек –это одно целое, неразрывно соединенные и понимающие друг друга. Природа заставляет человека мыслить, вызывает у него определенные эмоции и состояния.

Учитель:

В стихотворениях Лермонтова, Фета и Тютчева мы видим душу природы, слышим ее язык, чувствуем всеобъемлющую любовь и проникаемся ответным чувством. Природу надо не только любить, но и беречь. Прислушайтесь!

Рефлексия:

Возвращаемся к тому ,с чего начинали урок



Итак, что вы ожидаете от урока?

Будет интересно

Узнаю что-то новое

Расширится кругозор

Будет возможность для работы мысли

Ничего не жду

Свой вариант



7 этап: домашнее задание: сочинение, анализ одного стихотворения по выбору

* * *



















День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень,

На небе гаснут облака…

Уж поздно. Вечереет день.

Но мне не страшен мрак ночной,

Не жаль скудеющего дня,-

Лишь ты, волшебный призрак мой,

Лишь ты не покидай меня!..

Крылом своим меня одень,

Волненья сердца утиши,

И благодатна будет тень

Для очарованной души.

Кто ты? Откуда? Как решить,

Небесный ты или земной?

Воздушный житель, может быть,-

Но с страстной женскою душой.


* * *

Как хорошо ты, о море ночное!

Здесь лучезарно, там сизо, темно

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит и дышит, и блещет оно.


На бесконечном, на полном просторе

Плеск и движенье, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!


Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.


В этом волненье, в этом сиянье

Весь, как во сне, я потерян стою

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою.

* * *

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,

Объятый негой ночи голубой!

Сквозь яблони, цветами убеленной,

Как сладко светит месяц золотой!..

Таинственно, как в первый день созданья,

В бездонном небе звездный сонм горит,

Музыки дальной слышны восклицанья,

Соседний ключ слышнее говорит…

На мир дневной спустилася завеса,

Изнемогло движенье, труд уснул…

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный еженощный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?..


* * *

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул-

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальный гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Все во мне и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!


* * *

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей…















Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: