Конспект урока по Литературе «Роль стихии в судьбах героев повести А.С. Пушкина «Метель»

«Роль стихии в судьбах героев повести А.С. Пушкина «Метель».

Цели:

Обучающая: формирование умения анализировать художественный текст,

формирование коммуникативных и речевых компетенций;

Развивающая: способствование развитию критического мышления,

аналитических навыков, ассоциативных представлений

Воспитательная: воспитание у обучаемых морально-этических качеств.

Задача: выявить особенности изображения главных героев на фоне метели, связь изображаемого с центральной идеей повести.

Тип урока: урок анализа художественного произведения

Формы и методы: частично-поисковый, исследовательский

индивидуальная работа, групповая

Оборудование: презентация, кинофрагмент фильма «Девочка» (реж. Е. Николаева, 2008 г.), карточки, ватманы для постеров.



Ход урока:


Стадия вызова

  1. Орг. момент.

  2. Определение темы урока.

— Здравствуйте, ребята! Давайте прослушаем с вами небольшую музыкальную композицию. (Прослушивание вальса Г. Свиридова)

-О чём это музыкальное произведение? Что изображает эта музыка?

-А как вы думаете, почему я выбрала именно эту музыкальную композицию? Как она связана с нашим уроком? Как будет звучать тема нашего урока? (1 слайд)

Постановка цели. (Сегодня на уроке мы должны путем анализа худ. текста, учитывая роль метели, определить основную идею повести).

— Что мы должны сделать на уроке?

3. Прием «Выглядит как… Звучит как…»

-Сейчас откройте тетради и запишите слово МЕТЕЛЬ.

-А теперь к слову МЕТЕЛЬ подберём смысловые ассоциации. Вспомните метель, всмотритесь внимательно в это слово ещё раз. Закройте глаза, представьте это явление. Запишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями о метели. (Продолжаем прослушивание вальса Г. Свиридова уже с изображением метели) (2 слайд).

Стадия осмысления


  1. Работа по группам, вопросы и задания на карточках. (Приложение 1)Обязательное заполнение одним из участников группы оценочного листа. (Приложение 3)

  2. Выступление групп.

  3. Создание постера (нацеливаем ребят на создание творческого продукта еще в процессе работы на карточках, при выступлении других групп) (Приложение 2 для каждой группы). После всех выступлений и обсуждений окончательное создание постера и его презентация и защита.

  4. Работа с кинофрагментом.

После просмотра учащимся напоминается о том, что А.С. Пушкин преподносит нам прежде всего нравственный урок и предлагается следующий ряд вопросов:

— Как данный фрагмент связан с темой нашего сегодняшнего урока?

— Актуальны ли проблемы, поднятые классиком, в наши дни?

-Какой жизненный урок из сегодняшнего занятия вы извлекли для себя?



Стадия рефлексии


  1. Написание синквейна. «Метель», «Судьба», «Маша» (по выбору учащегося). (3 слайд)


Домашнее задание (4 слайд)

Подготовиться к сочинению. (по выбору)

  1. Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась и Марья Гавриловна и Бурмин встретились. Все уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждет счастье… А может, все не так?
    Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного автором и допишите повесть до конца. Представьте и опишите, что произошло после объяснения.

  2. Когда мы проходили древнеславянскую мифологию, я говорила, что самым древним славянским богом был Род. У него была книга, где отмечена была судьба каждого живущего на земле (как на роду написано) и изменить её нельзя. Верите ли вы в свою судьбу? Я вас попрошу написать на листочках о своей судьбе, какой вы видите свою жизнь через 3 года. В конце 9 класса мы проверим – верит ли вам судьба  или нет.


Приложение 1


Вопросы и задания первой группе.

  1. Кто является главным героем повести «Метель»?

  2. Чем объясняются сомнения героини перед побегом? За кого больше всего переживает Марья Гавриловна  и почему? Подтвердите текстом. (письмо, вечер после ужина). *Можно ключевые слова выделить в тексте или вписать в «Двухчастный дневник»

  3. Почему Маша названа в повести «молодой преступницей»?

  4. А вы заметили, что и Марья Гавриловна, и Владимир отправились в путь, когда метель уже началась? Почему же Марья Гавриловна добралась вовремя до церкви, а Владимир заблудился?

  5. За что судьба прощает Машу?


Вопросы и задания второй группе.


1. Кто такой Владимир?

2. Перечислите особенности плохо осуществленного плана (восстановите хронологию действий Владимира), от лица самого Владимира: «Я в тот день…» (Составление РАФТа)

— Сколько времени провел за обедом у соседа?

— Кто поехал за невестой?

— Каких выбрал свидетелей? (Найдите в тексте описание).

Какое же счастье может ожидать Марью Гавриловну с таким «добросовестным» человеком?

Испытывает ли Владимир чувство вины перед родителями Маши, ответственности перед любимой?

3. Внимательно перечитайте отрывок метели Владимира. Словами какой части речи насыщен текст описания метели Владимира? Зачем это понадобилось автору? *Можно ключевые слова выделить в тексте или вписать в «Двухчастный дневник»

4. Зачем так часто используется повтор слов, упоминание о времени?


Вопросы и задания третьей группе.


  1. После описания какого исторического факта возникает образ Бурмина?

Почему Марья Гавриловна «очень его отличала»? Перечислите достоинства героя. (От имени Маши) (Составление РАФТа) «Гусарского полковника я выделяла из всех…)

  1. Как относится к Бурмину мать Маши?

  2. В какое время года и где происходит объяснение с Машей? Почему?

Что необычного в метели Бурмина? *Можно ключевые слова выделить в тексте или вписать в «Двухчастный дневник»

  1. За что прощает судьба Бурмина? Какой важный жизненный урок извлёк Бурмин из своей преступной проказы?

Вопросы и задания четвертой группе.


1. Очень важное место в повести занимают СНЫ героини. Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим несюжетным элементом (Жуковский «Светлана»). Диаграмма Венна. Критерии сравнения:

— социальный статус героинь;

— их проступки;

— женихи;

— место происходящего;

— искупление вины.
2. Каковы функциональные особенности снов?

3. Выделить в эпиграфе главные, несущие основную нагрузку слова.

4. В чем сходство и различие изображения метели в повести и в стихотворении Пушкина Бесы? Когда игра кончается и становится страшно за героев? Подтвердите текстом.


Приложение 2

Критерии составления постера. Вы должны учесть:

  1. Роль метели в повести. Жизненная метель каждого персонажа.

  2. Определение слова, сочетания слов, с помощью которых автор так красочно и живо обрисовал нам метель. Для каждого персонажа в отдельности: у каждого своя метель. Выявление места, до которого доводит метель.

  3. Сравнение последствий метели для героев, влияние на их дальнейшую судьбу.

  4. Творчество, вывод.


Приложение 3


Ф.И. ученика

работа над определением темы урока, цели

работа по карточкам

Работа с кинофрагментом

Создание постера

синквейн

1.






2.






3.






4.






5.






6.



























СОПШДО №17

Криворучко Александра Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

9 лет

2

Русская литература




































Оценочный лист

Ф.И. ученика

работа над определением темы урока, цели

работа по карточкам

Работа с кинофрагментом

Создание постера

синквейн

*

1.







2.







3.







4.







5.







6.








Оценочный лист

Ф.И. ученика

работа над определением темы урока, цели

работа по карточкам

Работа с кинофрагментом

Создание постера

синквейн

*

1.







2.







3.







4.







5.







6.








Оценочный лист

Ф.И. ученика

работа над определением темы урока, цели

работа по карточкам

Работа с кинофрагментом

Создание постера

синквейн

*

1.







2.







3.







4.







5.







6.








Оценочный лист

Ф.И. ученика

работа над определением темы урока, цели

работа по карточкам

Работа с кинофрагментом

Создание постера

синквейн

*

1.







2.







3.







4.







5.







6.




















Вопросы и задания первой группе.

  1. Кто является главным героем повести «Метель»?

  2. Чем объясняются сомнения героини перед побегом? За кого больше всего переживает Марья Гавриловна  и почему? Подтвердите текстом (письмо, вечер после ужина) *Можно ключевые слова выделить в тексте или выписать в двухчастный дневник.

  3. Почему Маша названа в повести «молодой преступницей»?

  4. А вы заметили, что и Марья Гавриловна, и Владимир отправились в путь, когда метель уже началась? Почему же Марья Гавриловна добралась вовремя до церкви, а Владимир заблудился?

  5. За что судьба прощает Машу?


Критерии составления постера. Вы должны учесть:

  1. Роль метели в повести. Жизненная метель каждого персонажа.

  2. Определение слова, сочетания слов, с помощью которых автор так красочно и живо обрисовал нам метель. Для каждого персонажа в отдельности: у каждого своя метель. Выявление места, до которого доводит метель.

  3. Сравнение последствий метели для героев, влияние на их дальнейшую судьбу.

  4. Творчество, вывод.






Вопросы и задания второй группе.


1. Кто такой Владимир?

2. Перечислите особенности плохо осуществленного плана (восстановите хронологию действий Владимира), от лица самого Владимира: «Я в тот день…» (РАФТ).

— Сколько времени провел за обедом у соседа?

— Кто поехал за невестой?

— Каких выбрал свидетелей? (Найдите в тексте описание).

Какое же счастье может ожидать Марью Гавриловну с таким «добросовестным» человеком?

Испытывает ли Владимир чувство вины перед родителями Маши, ответственности перед любимой?

3. Внимательно перечитайте отрывок метели Владимира. Словами какой части речи насыщен текст описания метели Владимира? Зачем это понадобилось автору?

4. Зачем так часто используется повтор слов, упоминание о времени?

*В задании 3, 4 можно ключевые слова выделить в тексте или выписать в двухчастный дневник.

Критерии составления постера. Вы должны учесть:

  1. Роль метели в повести. Жизненная метель каждого персонажа.

  2. Определение слова, сочетания слов, с помощью которых автор так красочно и живо обрисовал нам метель. Для каждого персонажа в отдельности: у каждого своя метель. Выявление места, до которого доводит метель.

  3. Сравнение последствий метели для героев, влияние на их дальнейшую судьбу.

  4. Творчество, вывод.













Вопросы и задания третьей группе.


  1. После описания какого исторического факта возникает образ Бурмина?

  2. Почему Марья Гавриловна «очень его отличала»? Перечислите достоинства героя (от имени Маши) (РАФТ)

-внешность;

-манеры, поведение;

-отношение к Маше;

-прошлое героя.

  1. Как относится к Бурмину мать Маши?

  2. В какое время года и где происходит объяснение с Машей? Почему?

  3. Что необычного в метели Бурмина?

*В задании 3, 4, 5 можно ключевые слова выделить в тексте или выписать в двухчастный дневник.

  1. За что прощает судьба Бурмина? Какой важный жизненный урок извлёк Бурмин из своей преступной проказы?


Критерии составления постера. Вы должны учесть:

  1. Роль метели в повести. Жизненная метель каждого персонажа.

  2. Определение слова, сочетания слов, с помощью которых автор так красочно и живо обрисовал нам метель. Для каждого персонажа в отдельности: у каждого своя метель. Выявление места, до которого доводит метель.

  3. Сравнение последствий метели для героев, влияние на их дальнейшую судьбу.

  4. Творчество, вывод.




Вопросы и задания четвертой группе.


1. Очень важное место в повести занимают СНЫ героини. Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим несюжетным элементом (Жуковский «Светлана»). Диаграмма Венна.
2. Каковы функциональные особенности снов?

3. Выделить в эпиграфе главные, несущие основную нагрузку слова.

4. В чем сходство и различие изображения метели в повести и в стихотворении Пушкина Бесы? Когда игра кончается и становится страшно за героев? Подтвердите текстом.



Критерии составления постера. Вы должны учесть:

  1. Роль метели в повести. Жизненная метель каждого персонажа.

  2. Определение слова, сочетания слов, с помощью которых автор так красочно и живо обрисовал нам метель. Для каждого персонажа в отдельности: у каждого своя метель. Выявление места, до которого доводит метель.

  3. Сравнение последствий метели для героев, влияние на их дальнейшую судьбу.

  4. Творчество, вывод.












Свежие документы:  "Капитальнейшая вещь" (по роману И.А.Гончарова "Обломов"). Конспект урока-игры по литературе в 10 классе

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: