Подробный конспект урока.
Тема урока
| Романтизм- ведущее направление Χ ІΧ века |
Предмет | Литература |
Класс | 9 |
Автор урока (ФИО, должность) | Соснина Любовь Владимировна |
Образовательное учреждение | МОУ Чекмёневская школа |
Республика/край, город/поселение | Пермский край |
Методическая информация | |
Тип урока
| Урок изучения истории и теории литературы |
Цели урока
| Расширить представление учащихся о романтизме как о ведущем направлении ΧІΧ века. |
Задачи урока
| формировать чувство прекрасного через знакомство с шедеврами изобразительного и музыкального искусства; сопоставить культуры разных стран, проследить за развитием романтизма в странах Европы. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | развивать компетенции читателя, слушателя; овладеть навыками работы с различными источниками: словарями, энциклопедиями; научиться искать, систематизировать необходимую для решения задач информацию.
|
Необходимое оборудование и материалы | Экран, проектор, компьютер (ноутбук), колонки |
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся
| 1.Титульный слайд, создающий эмоциональный настрой, организующий читательские ожидания. |
Ход и содержание урока
| 2.Формулировка задач на урок. ~ Какие ассоциации у вас возникают в связи со словом, обозначенным в теме урока? Подберите однокоренные слова. Что они обозначают (при необходимости – обращаемся к толковому словарю).
3.Работа с материалами презентации. Слайд№1. Анализ и обсуждение высказывания критика В.Г.Белинского: ~ Какую информацию вы извлекли? ~ В чем особенность построения высказывания? ~ Какие средства выразительности использовал критик? (антитеза, антонимы, повтор союзов) Вывод: начало ΧІΧ века – борьба классицизма и романтизма; направление возникает как реакция на идеи эпохи Просвещения (человечество лучше не стало, несмотря на провозглашение благородных принципов) Слайд№2 История зарождения романтизма. Беседа по репродукции картины немецкого живописца К.Фридриха. Анализ текста. Ответ на вопрос: ~ Почему картина производит сильное впечатление? В чем смысл названия? Следующий этап- переход по гиперссылке к слайд-шоу (слайд №3), в котором под музыку Р.Вагнера (Полет Валькирий из оперы «Валькирия») осуществляется автоматический показ репродукций других картин К.Д.Фридриха. Ответ учащихся на появляющийся на экране вопрос: какие черты романтизма отражают репродукции картин К.Фридриха и музыка Р.Вагнера? (девятиклассники отмечают чувство тревоги, мотив таинственности, одиночества) Далее по гиперссылке переходим на скрытый слайд (№9).Школьники записывают ключевую информацию в тетради. Слайд № 4 Анализ схемы, фиксирование ее в тетрадях по литературе. Слайды№5,6,7,8знакомят учащихся с представителями романтизма в разных странах. Демонстрация осуществляется под музыку композиторов- романтиков- Ф.Шуберта (Музыкальный момент№3 для фортепьяно) и Ф.Шопена (Ноктюрн си бемоль минор). Звуковое сопровождение задает необходимый эмоциональный тон, настраивает на восприятие материала.
|
Проверка и оценивание ЗУНКов
|
Докажите, что музыкальное сопровождение к уроку создано композиторами-романтиками. |
Рефлексия деятельности на уроке
| Что нового вы узнали на уроке? Где эта информация может вам пригодиться? |
Домашнее задание
| Создать фоновый слайд- обложку, отражающий сущность романтизма, используя Интернет-ресурсы. |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература | БЭНП «Литература», Kulturologiya_EUI, Библиотека мировой художественной культуры. |
| Обзорные темы всегда сложны для восприятия учащимися. Традиционная когда-то форма – лекция уже не так эффективна. Современные дети преимущественно (проверено на личном опыте)- визуалы, у них клиповое мышление, поэтому ими хорошо воспринимаются спецэффекты: движущиеся картинки, крутящиеся сферы , но все это не имеет значения без информационного наполнения, которые несут иллюстрации и звуковое сопровождение. Использование музыки считаю необходимым (практика подтверждает: дети, создавая свои презентации, просят оказать помощь в поисках подходящего аудиоматериала).Прежде всего, данная презентация задает высокий эмоциональный тон на весь урок и выполняет информационно-иллюстративную функцию. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Следующая тема: «Романтическая лирика начала 19 века». На данном уроке происходит закрепление полученных знаний о романтизме. В начале занятия проводится защита творческих работ (обложка), по ходу урока проверяется усвоение материала . |