Конспект урока по Литературе «Россия… Судьба… Трагедия…» (Жизнь и творчество М. Цветаевой) 11 класс

14















План-конспект

урока литературы

в 11 классе на тему:

«Россия… Судьба… Трагедия…»

(Жизнь и творчество М. Цветаевой).




Выполнила учительница

русского языка и

литературы Мари-

Турекской средней

школы Камилова Р. В.

(Урок проведён в 11 Г

классе 30. 11. 2006г.)








п. Мари – Турек.

2006г.




Тема: «Россия… Судьба… Трагедия…»

(Жизнь и творчество М. Цветаевой).

Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и основными мотивами творчества М. И. Цветаевой; 2) совершенствование навыков выступления с сообщением, выразительного чтения наизусть, развитие речи (написание рецензии), навыков анализа лирического произведения, развитие творческих особенностей;

3) воспитание интереса к жизни и творчеству М. Цветаевой, чувства сопричастности к трагической судьбе поэтессы, воспитание нравственных качеств.

Методы: эвристический (слово учителя, свободная беседа), метод творческого чтения (выразительное чтение наизусть), дифференцированный (сообщения, рецензия), групповой (по рядам), творческий, музыкальный.

Оборудования: портрет Цветаевой, её фотография с

С. Эфроном // Лит. в школе.-03, №9, стихотворение Цветаевой

«Я с вызовом ношу его кольцо», раскладушка «М. Цветаева. Жизнь и творчество», ученические сборники стихотворений «Мой серебряный век», схемы анализа стихотворений, гитара.


























«Россия… Судьба… Трагедия…»

(Жизнь и творчество Марины

Цветаевой).

Многогранное творчество

Марины Цветаевой мы только

начинаем постигать. Трагичес-

кая её судьба в полной мере

отразилась в нём, как в днев-

нике, который пишут для себя

и в котором не солгут ни звуком.

И. Г. Минералова.

Моим стихам,

Как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

М. Цветаева.


Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Психологическая подготовка к изучению нового материала.

1) Выступление чтецов.

1-й чтец:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.


Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

-Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Май 1913.






2-й чтец:

Что другим не нужно – несите мне!

Всё должно сгореть на моём огне!

Я и жизнь маню, я и смерть маню

В лёгкий дар моему огню.


Пламень любит – лёгкие вещества:

Прошлогодний хворост – венки-слова.

Пламень – пышет с подобной пищи!

Вы ж восстанете – пепла чище!


Птица-Феникс я, только в огне пою

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю – и горю дотла!

И да будет вам ночь – светла!


Ледяной костёр – огневой фонтан!

Высоко несу свой высокий стан,

Высоко несу свой высокий сан –

Собеседницы и Наследницы!

2 сентября 1918.


3. Изучение нового материала.

1) Слово учителя:

— Ребята, только что для вас прозвучали стихотворения Марины Ивановны Цветаевой, многогранного художника, навеки вписавшего своё имя в историю отечественной литературы. В наступающем 2007 году исполнится 115 лет со дня рождения этой замечательной русской поэтессы. И наш сегодняшний урок я хочу посвятить именно этому событию.


2) Запись темы урока и эпиграфов в тетрадь.


3) Слово учителя:

— Многие годы и даже десятилетия широкая читательская аудитория была лишена возможности обращаться к её многогранному творчеству – книги Цветаевой почти не издавались. Теперь положение изменилось, но всё-таки мы снова и снова листаем эти страницы, которые излучают свет размышлений, чувств, воспоминаний.

Где же истоки её таланта? Сначала обратимся к судьбе поэтессы.


4) Литературная композиция.

1-й чтец.

26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

2-й чтец.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

3-й чтец.

«Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а не ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.

4-й чтец.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

— В купели морской крещена – и в полёте

Своём – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!

5-й чтец.

Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У

неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь уже любовь к поэтическому творчеству захватила её целиком.

Свежие документы:  Урок литературного чтения 2 класс Произведения о детях. Стихотворения о детях. (Н. Некрасов «Саша»)

6-й чтец.

Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминала: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

1-й чтец.

Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушке»:

Продолговатый и твёрдый овал,

Чёрного платья раструбы…

Юная бабушка! – Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица –

Локоны, в виде спирали.

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей – сколько?-

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж,

Тёмные звёзды погасли.

— Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моём — не от вас ли?..

2-й чтец.

Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева – ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почёт сей, почётно – да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх по поэте печётся!

Почётно – почётно – почётно – архи –

Почётно – почётно – до чёрту!

Кого ж это так – точно воры вора

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».

3-й чтец.

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по

себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми к. 19 – н. 20 века.

Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – А. Блоку:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт

Громкое имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё, — ах, нельзя!

Имя твоё – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.

4-й чтец.

В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.

5-й чтец.

Я с вызовом ношу его кольцо!

— Да, в Вечности – жена, не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей-

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

-Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

6-й чтец.

1913 год. Коктебель. Рядом с М. Цветаевой – её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким

взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её – во внутреннем…

1-й чтец.

Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи:

В огромном липовом саду-

Невинном и старинном-

Я с магдалиною иду

В наряде очень длинном.

Вдыхая тёплый запах нив

И зреющей малины,

Едва придерживая гриф

Старинной магдалины.

Пробором кудри разделив…

Тугого шёлка шорох,

Глубоко вырезанный лиф

И юбка в пышных сборах.

Мой шаг изнежен и устал,

И стан, как гибкий стержень,

Склоняется на пьедестал,

Где кто-то ниц повержен.

Упавшие колчан и лук

На зелени так белы!

И топчет узкий мой каблук

Невидимые стрелы.

2-й чтец.

Стихи М. Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия"

(Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной» из кинофильма

Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром» в исполнении Дины Ишановой, гитара – Данилов Константин).

3-й чтец.

Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:

Я эту книгу поручаю ветру

И встречным журавлям.

Давным-давно – перекричать разлуку –

Я голос сорвала.

Я эту книгу, как бутылку в волны,

Кидаю в вихрь волн,

Пусть странствует она – свечой под праздник –

Вот так: из длани в длань.

О ветер, ветер, верный мой свидетель,

До милых донеси,

Что еженощно я во сне свершаю

Путь с Севера на Юг.

4-й чтец.

И снова разлука: с 1922 по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М. Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь – мои обе заняты.

5-й чтец.

Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени уже на родине).

Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.

6-й чтец.

«Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».


5) Слово учителя:

-Это произошло 31 августа 1941 года. Что послужило причиной? Многое. Во-первых, собираясь в Москву, Цветаева не знала, что её родная сестра, Анастасия, вот уже 2 года находилась в тюрьме… В заключении оказался и её муж – Сергей Яковлевич Эфрон, ранее вернувшийся на родину. Её же здесь встретили – в том числе и собратья по перу – более чем прохладно, или, сказать по-другому, осторожно. Не приняли ни в Союз писателей, ни в Литературный фонд, что в какой-то степени могло бы поддержать материально. Да, ей поручали делать переводы, посоветовали подготовить сборник стихотворений. Но

когда рукопись была представлена в издательство, рецензент – им был литературовед Корнелий Зелинский –

как говорится, «зарубил» её как формалистическую. После начала войны, в эвакуации, ни работы, ни средств к

существованию вовсе не стало. Она писала заявления с просьбой принять её на работу в писательскую столовую посудомойкой.


Вопрос классу:

— Какие темы творчества Марины Цветаевой вы можете назвать?

(Темы любви, дружбы, родины, стихотворения, посвящённые Пушкину, Блоку, Эфрону, Пастернаку…)

— Голос Цветаевой, он и о любви, и о жизни, и о смерти, и об Отечестве. Но, пожалуй, самое яркое отличительное впечатление производят стихи о любви, так называемая любовная лирика.

— К кому обращена любовная лирика поэтессы?

(Мужу Сергею Эфрону).

6) Сообщение подготовленного ученика (демонстрирует портрет С. Эфрона)

Сергей Эфрон (1893-1941).

Сергей Яковлевич Эфрон – сын известных народовольцев Елизаветы Дурново и Якова Эфрона. Его мать происходила из старинного дворянского рода, отец – из бедной еврейской семьи.

Познакомились Эфрон и Цветаева как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или всерьёз?): если молодой человек найдёт и подарит ей любимый генуэзский сердолик, она выйдет за него замуж.

Через полгода Марина и Сергей поженились.

Цветаева обещает себе никогда не расставаться с мужем, чтобы ни случилось. «Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный, глубокий юноша!» — восклицала Марина в одном из писем.

На чёрно-белой фотографии 1911 года Сергей и Марина стоят рядом – юные и прекрасные, вид – парадный: он в костюме, в белой рубашке с бабочкой-галстуком, она – в длинном платье с высоким воротником. В Серёжиных распахнутых глазах – удивление, мягкость, нежность, мечтательность. В Маринином всегда прищуренном взгляде, в лёгком повороте головы, в полуулыбке – уверенность, гордость, торжество.

В первые годы брака Цветаева адресует Сергею Эфрону восхищённые и восхитительные стихотворения-портреты. Она изображает мужа рукой живописца-импрессиониста: «серо-зелёные», «серо-синие» глаза Сергея подобны морю, его взгляд способен двигать горы. Сергей – возлюбленный, рыцарь, воин.

В далёкие 1912-1916 годы Сергею и Марине хотелось «Любови вечной на земле», верилось в это чудо, потому что всё было «как будто на века». Именно тогда с гениальной лёгкостью писались, лились рекой цветаевские стихотворения: «Ты, чьи сны непробудны…», «Моим стихам…», «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Под лаской плюшевого пледа…», «Мне нравится, что вы больны не мной…» — всех не перечислить.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Военная поэзия" 11 класс

Грянула 1 мировая война. В России царили разруха, голод, нищета, смерть. Свершились революции, началась война гражданская, сын пошёл на отца, брат на брата – мир раскололся пополам.

Разбились пополам – на «до» и «после» — жизнь Марины и Сергея.

Эфрон выбирает путь воина-белогвардейца. Цветаева не думает об опасности быть в «красной» России женой и матерью детей белогвардейца (их уже двое). Ведь она «с первого часа знала»: иначе Сергей поступить не мог.

В январе 1918 года последний раз перед долгой разлукой Марина видела Сергея. До отъезда в Ростов, где формировалась Добровольческая армия. Самая большая трагедия – смерть от голода младшей дочери Ирины.

Движимая любовью, Марина Ивановна с дочерью Алей 13 мая 1922 года отправится в Берлин к Сергею Яковлевичу. Семья воссоединится и 17 эмигрантских лет проживёт в Германии, в Чехии, во Франции. У Марины родится долгожданный сын Георгий…

После четырёхлетней разлуки Марина приняла Эфрона и «этого», и «того» — со всеми его талантами, достоинствами, слабостями, недостатками, противоречиями. Цветаева не отреклась от мужа ни в «красной» России, когда он был с «белыми», ни в белоэмигрантской Франции, когда он изменил прежние убеждения, сделался оплаченным сотрудником «Союза возвращения на родину».

Эфрон остро ощущал трагедию изгнанничества. В 1931 году он станет хлопотать о советском паспорте.

Марина Цветаева вряд ли предполагала, какую цену придётся заплатить Сергею за его желания: стать агентом советской разведки, вербовщиком добровольцев для отправки в Интербригаду в Испанию, организатором убийства чекиста-невозвращенца Игнатия Рейсса.

В 1939 году Марина Ивановна отправится в Москву. Поедет за погибелью – своей и своих родных

10 октября того же года на даче в подмосковном Болшеве Сергея Яковлевича арестуют. Говорят, когда мужа уводили, Марина осенила его крестным знамением. Эфрона расстреляют в октябре 1941 года – сбудется грустное пророчество цветаевского четверостишия, написанного как эпиграф к судьбе Сергея:

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть победила…


4. Закрепление изученного.

1) Анализ стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо»

3 июня 1914 г. Коктебель.



— Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений. Одно из них – «Я с вызовом ношу его кольцо!» Определите тему и идею стихотворения.

(Тема любви, идея – женская верность).

— Какова разновидность лирики?

(Интимная).

— Какова интонация стихотворения?

(Взволнованная, эмоциональная).

— Что вы можете сказать о рифме и способе рифмовки данного стихотворения?

(Рифма мужская и женская, способ рифмовки – перекрёстный).

— Охарактеризуйте лексику стихотворения.

(Лексика патетическая, возвышенная).

— Назовите стихотворный размер, которым написано данное стихотворение.

(Ямб).

— Какие художественные тропы и синтаксические фигуры использованы Цветаевой в данном стихотворении?

(Эпитет: «роковые времена»; сравнение: «лицо подобно шпаге»; гипербола: «чрезмерно узкое лицо»;

оксюморон: «мучительно-великолепны брови», «его глаза прекрасно-бесполезны»; риторические восклицания: «Я с вызовом ношу его кольцо!», «Его глаза прекрасно-бесполезны!», «Всем вам, кто жил и умирал без страху!»).

— Охарактеризуйте образ лирической героини.

(Черты характера лирической героини: прямота, честь, достоинство, терпение, умение принимать удары судьбы с высоко поднятой головой. Она сильная женщина, гордая, решительная. У неё горячее сердце, жаждущее любви и дружбы).

— Какой портрет возлюбленного обрисован в данном стихотворении?

(«Чрезмерно-узкое лицо // подобно шпаге»;

«Безмолвен рот его, углами вниз,// Мучительно-великолепны брови…»; «Он тонок первой тонкостью ветвей. // Его глаза – прекрасно-бесполезны!..»).

— Что вы можете сказать о композиции произведения?

(Состоит из 3 частей:

1 – две первые строчки, в которых лирическая

героиня выражает своё отношение, свою позицию,

2 – десять следующих строк – описание

возлюбленного,

3 – последнее четверостишие: лирическая героиня говорит о верности и долге.

-Какие строки стихотворения без знакомства с биографией С. Эфрона нам бы были не понятны?

(«В его лице трагически слились // две древних крови».

Цветаева имеет в виду русскую и еврейскую кровь, т. к. мать Эфрона – русская, а отец – еврей.)

— Какие мысли и чувства вызвало в вас это стихотворение? Что особенно поразило? Ваши впечатления о прочитанном.

2) Слово учителя:

— Ребята, 17 октября этого года нам с вами посчастливилось в стенах нашей школы посмотреть моноспектакль о жизни и творчестве Марины Цветаевой в исполнении нашей землячки, выпускницы ГИТИСа Красновой Тамары. Поделитесь впечатлениями от увиденного.


3) Прослушивание рецензии на спектакль. (Полатова

Анна).


5. Итог урока.

1) Слово учителя:

— Прослеживая сегодня жизненный путь Марины Ивановны Цветаевой, переживая вместе с ней, читая стихи и прозу, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой русской интеллигентки. Она оказалась права, уверенно заявляя в 1913 году:

Моим стихам,

Как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Сегодня сильной, сложной, настоящей поэзии Цветаевой «настал черёд», потому что настоящее в искусстве не умирает.


2) Оценивание работы учащихся на уроке.


6. Задание на дом: 1) выучить наизусть стихотворение

М. Цветаевой «Я с вызовом ношу его

кольцо»,

2) письменно проанализировать

стихотворение М. Цветаевой:

1-й ряд – на тему родины,

2-й ряд – стихотворение, посвящённое А. Блоку,

3-й ряд – стихотворение, посвящённое А. С. Пушкину.






















Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: