Русский язык.
Язык искусства. Аллегория.
Малявина Надежда Леонидовна, ГБОУ СОШ 124 с углубленным изучением английского языка Выборгского района, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург.
Предмет: русский язык
Возраст детей: 5 класс
Место работы: классная работа
Цель урока: ознакомить со средствами художественной выразительности
Задачи урока: воспитание художественного вкуса, воспитание коммуникативных умений, развитие умения воспринимать произведения искусства, активизация творческих способностей, обучение сотрудничеству
Тип урока: мастерская получения знаний
Методы урока: иллюстративный, индуктивный
Возрастная категория: 5 класс
УМК: Литература 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений, автор-составитель В.П. Полухина, Москва «Просвещение», 2003
Оборудование: в классе развешаны правила поведения на уроке в графическом изображении (предыдущее домашнее задание), магнитофон, принадлежности для рисования, столы расставлены для работы в группах
Технология: работа индивидуальная, в группах, сценическое представление, рефлексия
На предыдущем уроке начата работа над понятием «аллегория»: учащиеся пытались предположить, что может обозначать непонятное слово. представляя форму, цвет, вкус, смысл. Варианты: предмет мягкий и пушистый; так звали ученого, который открыл гору; как гром в облаках,; греческое слово или название животного или имя человека; крокодил…
Ход урока
Вступительная часть урока.
Учитель предлагает встать в круг, держит в руках необычный предмет и объясняет задание.
Учитель: « Имя моего волшебного шарика сегодня «дружелюбие». Каждый, кто держит его в руках, становится приветливым и понимающим. Не говоря ни слова, нужно бережно передать его соседу и при этом подумать о соседе хорошее-хорошее и так, чтобы сосед понял, принял от тебя добрые мысли. За весь круг шарик от каждого получит заряд дружелюбия».
Учитель: « Придуманный вами недавно язык поможет вспомнить правила проведения нашей мастерской».
Ученики:
Нельзя не работать
Нельзя мешать соседу
Лишние звуковые сигналы запрещены
Ученики садятся по группам (5человек).
2.Основная часть мастерской
Первый этап.
Учитель: «Мы сейчас узнали о чем-то, ничего никому не рассказывая. Но есть еще более Таинственные и красивые языки. Некоторые люди знают их в совершенстве, а другие могут им научиться. Послушайте музыку и на маленьком листочке запишите, о чем вам рассказала мелодия, что заставила вспомнить, представить, ощутить».
Звучит музыка П.И.Чайковского «Подснежник».
Обмен мнениями, впечатлениями.
Учитель: «Это произведение автор назвал «Подснежник». Стоит ли расстраиваться тому, кто не увидел цветка? Почему?»
Высказывание мнения.
Второй этап.
Учитель: «Каждый ученик берет альбомный лист и условно делит его пополам: на левой стороне рисует Цветок Грусти и Печали, далее, на правой – Цветок Счастья и Радости».
Ученики рисуют красками, цветными карандашами, фломастерами.
Учитель: «Надо придумать имя каждому цветку и подписать его рядом».
Учитель: «В группе рассмотрите все рисунки, задайте вопросы авторам, обсудите интересные находки каждого. Можно ходить в гости к другим группам».
Третий этап.
Каждая группа получает большой лист ватмана.
Учитель: «Разделите условно лист на две части. Вам предстоит нарисовать Цветок Грусти и Печали, который будет похож на каждый из ваших цветков! Непременное условие: все участвуют в работе!»
То же задание ученики выполняют с Цветком Счастья и Радости.
Учитель: « Перепишите все придуманные вами имена Цветов рядом с рисунком на ватмане».
Афиша: все работы вывешиваются на стену: в центре общая , вокруг нее – индивидуальные.
Учитель: « Подготовьте выступление одного человека от группы с комментарием вашего общего рисунка, объяснением «имен» ваших цветов».
Четвертый этап.
Учитель: «Теперь вместо языка красок мы используем язык движения. Вам предстоит всем вместе изобразить ваши цветы. Представлять работу будем так: вы должны представить неподвижную пластическую композицию в виде Цветка Грусти и Печали, и, когда зазвучит музыка, Цветок начнет плавно перерастать в Цветок Радости и Счастья. На счет «десять» вы должны представлять Цветок Радости. Этот иносказательный язык называется аллегорией».
Пятый этап.
Каждая группа представляет пластическую композицию. После показа – аплодисменты и высказывание мнения участников мастерской о том ,что необычного они увидели.
Заключительная часть – рефлексия.
Учитель: «Какие иносказательные языки вы умеете различать?»
Домашнее задание: подобрать пример аллегории в изобразительном искусстве или в художественной литературе.
Приложение 1
—————————————
_____________________________________________________________________________
Греческие и римские боги.
Марс
Венера
Бахус
Нептун
Диана
2.
Эпитеты | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Почему астрономы называли малые планеты в честь греческих богов и героев?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если бы вы открыли малую планету, какое имя дали бы ей? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.
«…И звезда с звездою говорит.» (М.Ю.Лермонтов)
« Послушайте! Ведь если звезды зажигают – значит — это кому-нибудь нужно?»
(В.В.Маяковский)
«Как звезды светят имена героев, чьи пути прекрасны» (М.Дудин)
Приложение 2
Прочитайте стихотворение Всеволода Рождественского. Впишите пропущенное имя греческой богини.
Было когда-то… И все позабыто…
Было когда-то… И все позабыто…
Боги скучали на нашей земле,
И выходила из волн …
В чуть розоватой предутренней мгле.
Легкая билась волна о колена,
Белый кружился над ней голубок,
Тихо стекала жемчужная пена
С чресел богини на гладкий песок.
Юноша смуглый глядел изумленно,
Сбилось у ног его стадо овец.
Шла она легкой походкой со склона
К людям, в долину, срывая чебрец.
Травы сверкали в сверкающих росах,
Таял, синея, туман вдалеке…
И прикоснулся пастушечий посох
К узкому следу на влажном песке.
Приложение 3
В. Брюсов
Дедал
Мой сын! мой сын! будь осторожен,
Спокойней крылья напрягай,
Под ветром путь наш ненадежен,
Сырых туманов избегай.
Икар
Отец! ты дал душе свободу,
Ты узы тела разрешил.
Что ж медлим? выше! к небосводу!
До вечной области светил!
Дедал
Мой сын! мы вырвались из плена,
Но пристань наша далека:
Под нами — гривистая пена,
Над нами реют облака…
Икар
Отец! что облака! что море!
Удел наш — воля мощных птиц:
Взлетать на радостном просторе,
Метаться в далях без границ!
Дедал
Мой сын! Лети за мною следом,
И верь в мой зрелый, зоркий ум.
Мне одному над морем ведом
Воздушный путь до белых Кум.
Икар
Отец! К чему теперь дороги!
Спеши насытить счастьем грудь!
Вторично не позволят боги
До сфер небесных досягнуть!
Дедал
Мой сын! Не я ль убор пернатый
Сам прикрепил к плечам твоим!
Взлетим мы дважды, и трикраты,
И сколько раз ни захотим!
Икар
Отец! Сдержать порыв нет силы!
Я опьянел! я глух! я слеп!
Взлетаю ввысь, как в глубь могилы,
Бросаюсь к солнцу, как в Эреб!
Дедал
Мой сын! мой сын! Лети срединой,
Меж первым небом и землей…
Но он — над стаей журавлиной,
Но он — в пучине золотой!
О юноша! презрев земное,
К орбите солнца взнесся ты,
Но крылья растопились в зное,
И в море, вечно голубое,
Безумец рухнул с высоты.
1 апреля 1908
Приложение 4
Смотри презентацию на диске
Использованная литература:
Авлова-Шерлинг Т.Г., Краснова Н. Тайны словесного искусства. Введение в поэтику: Пособие для учащихся. – М.: Интерпракс, 1994., — 528с.