Конспект урока по Литературе «С.А.ЕСЕНИН. В ГОСТЯХ У ПОЭТА»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Методический кабинет













С.А.ЕСЕНИН. В ГОСТЯХ У ПОЭТА

(УРОК – ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ)














Подготовила Кофанова В.Н.,

учитель русского языка и литературы











Старый Оскол 2013


Цели: 1) продолжить знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина, раскрыть содержание ключевого образа поэзии Есенина (тема Родины), формировать навык анализа лирического произведения; 2) развивать чувство прекрасного, аналитическое мышление и речь обучающихся; 3) воспитывать любовь к родному краю, родной природе.


Оборудование: аудиозапись романсов «Тихо струится река серебристая», «Там, где вечно дремлет тайна»; магнитофон; репродукции: И.С Остроухов «Первая зелень», «Золотая осень», А.А. Рылов «Полевая рябинка», Е. Б. Романова «Дом окнами в поле», И.И.Левитан «Сумерки. Луна», «Над вечным покоем»; фотографии родителей и деда С.А. Есенина, поэта с сёстрами и односельчанами, учениками земского училища, похвального листа С.А.Есенина; листы с текстами стихотворений; схемы анализа лирического произведения.


План урока

  1. Оргмомент (сообщение темы и целей урока)

  2. Слово учителя. Знакомство с биографией поэта


СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости.

С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.

Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду, Я неу- мело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал:
“Эх, стерва! Ну куда ты годишься?” “Стерва” у него было слово ласкательное. После лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.

Средь мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: “Ты у меня, дура, его не трожь! Он так будет крепче”.

Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и, чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки: две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.

Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.


АВТОБИОГРАФИЯ

Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года.

Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст”.

Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом госте из града неведомого.

Нянька, старуха-приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.
Уличная же моя жизнь была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2—З в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду, руками, или выводками утят.

После, когда я возвращался, мне частенько влетало.

В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.

Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5.Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес.


  1. Анализ поэтических текстов:

а) прослушивание романса «Тихо струится река серебристая», работа с репродукциями;

б) чтение текстов стихотворений согласно плану анализа лирического произведения;

в) прослушивание романса «Там, где вечно дремлет тайна», формулирование выводов.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание (выразительное чтение стихотворений, стр.339 – 340)

































Материалы к уроку, посвящённому творчеству С.А.Есенина

Весенний вечер Сыплет черёмуха снегом,

Тихо струится река серебристая Зелень в цвету и росе.

В царстве вечернем зелёной весны. В поле, склоняясь к побегам,

Солнце садится за горы лесистые, Ходят грачи в полосе.

Рог золотой выплывает луны.


Запад подёрнулся лентою розовой, Никнут шелковые травы,

Пахарь вернулся в избушку с полей, Пахнет смолистой сосной.

И за дорогою в чаще берёзовой Ой вы, луга и дубравы,-

Песню любви затянул соловей. Я одурманен весной.


Слушает ласково песни глубокие Сыпь ты, черёмуха, снегом,

С запада розовой лентой заря. Пойте вы, птахи, в лесу.

Снежностью смотрит на звёзды далёкие По полю зыбистым бегом

И улыбается небу земля. Пеной я цвет разнесу.

1911-1912 1910


Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.


Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.


Сыпь ты, черёмуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

1910


Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в вазах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.


По меже, на перемётке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в чётки

Ивы – кроткие монашки.


Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого – то

Затаил я в сердце мысли.


Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришёл на эту землю,

Чтоб скорей её покинуть.

1914

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

1910

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.


Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем – совсем немного

Ждать зимы седой осталось.


Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

1917

Вот оно глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.


Здравствуй, златое затишье,

С тенью берёзы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где – то за садом несмело,

Там, где калина цветёт,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт.


Стелется синею рясой

С поля ночной холодок…

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щёк!

1918


Свежие документы:  Урок литературы на тему «Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: