Урок литературы в 5 классе.
Учитель : Свежинцева Галина Николаевна.
Тема: « С.Я. Маршак. Положительные и отрицательные герои в сказке – пьесе « 12 месяцев» ».
Цели: углубить знания о жизни и творчестве С.Я. Маршака; обучить анализу и чтению драматического произведения; способствовать развитию артистических способностей учащихся.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: мультимедиа проектор, декорации для инсценировки, выставка книг.
Ход урока
1.Оргмомент. Начнём наш урок с литературных загадок. Послушайте строки из известных стихотворений и ответьте на вопрос «Кто автор?»
Жил человек рассеянный на улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки — оказалось, это брюки.
Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.
Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке?
Это он, это он, Ленинградский почтальон!
Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Собирались лодыри на урок , а попали лодыри на каток.
2. Сообщение целей и задач урока.
Сегодня наш урок посвящен замечательному детскому поэту, нашему земляку, С. Я. Маршаку, его драматической сказке – пьесе « 12 месяцев». Узнаем об авторе, поговорим о положительных и отрицательных героях произведения, попробуем себя в актерском мастерстве.
3. Слово учителя о жизни и творчестве С.Я. Маршака. (презентация)
Самуил Яковлевич Маршак.
Родился в 1887 г. в городе Воронеже в большой и дружной семье . Родители работали на заводе. Заботились об образовании своих детей.
Уже в четыре года С. Я. Маршак начал сочинять стихи. К одиннадцати годам он написал уже несколько поэм. На мальчика, который проявил такой удивительный талант, обратил внимание известный критик и искусствовед Владимир Васильевич Стасов. Он приглашает мальчика в Петербург и устраивает его в лучшую гимназию. Но в Петербурге здоровье Маршака ухудшается, и Максим Горький, знаменитый русский писатель, приглашает талантливого мальчика пожить у него в Ялте. Там, у теплого моря, Маршак живет два года.. Он пишет статьи в различные газеты и журналы, создаёт книги для детей Советской страны, дает уроки.
В 1912 г. отправляется в Англию, чтобы завершить образование. Маршак учится в политехникуме, слушает лекции в Лондонском университете, а во время каникул путешествует по Англии.. Маршак полюбил Англию, английские народные песни и начал переводить их на русский язык.
Во время Первой мировой войны и в первые годы революции С. Я. Маршак возвращается в Россию. Живёт в Крыму, в Воронеже, в Краснодаре. Он задумывается над вопросами детского воспитания.
После революции и Гражданской войны в нашей стране было много беспризорников — детей, потерявших родителей, не имевших своего дома. Они бродяжничали, воровали, чтобы прокормиться. Советская власть организовывала для таких детей колонии. Одной из таких колоний в Краснодаре, «Детский городок» , заведовал Маршак.
4.Выставка книг С. Я. Маршака.
В 1923 году Маршак начинает работать в Петрограде в Театре юного зрителя, пишет для него пьесы-сказки в стихах. Маршака можно назвать создателем детского театра в России.
Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943 г., когда шла Великая Отечественная война. Основой послужила чешская народная сказка.
«Дети во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости.»
Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.
5. Работа с терминами.
Пьеса , ремарка, диалог. (слайд)
6. Проверка домашнего задания.
Инсценировка ключевых сцен пьесы. Сцена « Урок для королевы» и сцена « В лес за подснежниками»
7. Беседа по содержанию сказки.
— Что происходит в лесу с падчерицей?
— Какую волшебную силу имеет колечко?
— Получила ли старуха с дочкой золото? Почему?
— Как наказаны отрицательные герои?
-Чем заканчивается сказка?
— Литературная или народная сказка « 12 месяцев» и почему?
— Какие из этих героев встречаются в народных сказках?
-Чему учит сказка?
— На какую сказку похожа?
8. Итог урока.
Итак, проверим , как вы усвоили произведение, помогут нам в этом загадки. (слайды).
— Самая капризная и легкомысленная?
— Самая сварливая и жадная?
— Самая завистливая и ленивая?
– Самая вежливый и уступчивый?
– Самая терпеливая и добрая?
9.Оценка работы учащихся.
10.Домашнее задание. Нарисовать рисунки к понравившемуся сюжету сказки.
11. Стихотворение.
Мир сказок с детства нам знаком.
Ко всем заходит сказка в дом.
Поманит чудом, волшебством,
Сразит словесным мастерством.
А если вдумчиво читать,
То можно и героем стать:
На время в ступе полетать,
Зимой подснежники собрать,
Летать по небу на ковре
Иль на воздушном корабле…
В дворце у Снежной побывать,
На гуслях в море поиграть.
Перелистнув ещё страницу,
Поймать красивую Жар — Птицу…
Да всех чудес не сосчитать!
Сказки мудрей помогут стать:
Зло, скупость, зависть с сердца гнать,
Лишь бескорыстно помогать,
В несчастье близких не бросать!
Вернувшись в мир реальный, дети,
Станьте добрей на этом свете!