Конспект урока по Литературе «Самое ценное в жизни» 7 класс









Урок-диалог «Самое ценное в жизни» по литературе для 7 класса















Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-диалог

Автор сценария: Теплинская Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4.























Урок-диалог «Самое ценное в жизни» (по рассказу Бориса Васильева «Экспонат №…»)

Личностные УУД – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение.

Познавательные УУД пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Регулятивные УУД — самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУДучитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Ход урока:

  1. Оргмомент (2 минуты).

  2. Учитель включает запись Ю.Левитана об объявлении войны (2 минуты).

  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Вступительное слово учителя (5минут).

Сегодня, ребята, мы с вами создадим плакат под названием «Самое ценное в жизни», в процессе урока будем приклеивать наши ответы на этот плакат, затем мы его свернем в форме треугольника-письма, такие письма получали солдаты во время ВОВ, и подарим ветерану, который к нам придет на классный час, посвященный празднику 9 Мая.

Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года. Те уроки, которые нам дала Великая Отечественная война нельзя позабыть. Мы обязаны помнить те страшные годы, которые пережил наш народ, и чтить всех, кто отвоевал нашу Победу. Много произведений написано о войне, с одним из них мы познакомимся сегодня на уроке. Нам предстоит развивать умения анализировать литературное произведение, видеть в тексте авторскую точку зрения, составлять собственное суждение о нём.

  1. Актуализация знаний.

Давайте подумаем, а для чего нужно нам сейчас, спустя 68 лет, помнить о тех ужасных событиях в истории нашей страны? (Ученики отвечают).

Вы абсолютно правы. (Учитель подводит итог сказанного детьми, дети выбирают лучшие ответы и приклеивают их на плакат). Такую правду о войне мог рассказать только человек, сам прошедший дорогами войны. Поэтому перед тем как начать анализировать рассказ, кратко познакомимся с биографией писателя – фронтовика Бориса Васильева.


  1. Первичное усвоение новых знаний. Знакомство учащихся с биографией Бориса Васильева (во время слова учителя проецируются слайды презентации — 5 минут).

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии — Красной и Советской армии. Мать — Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из старинного дворянского рода.

Выразительное чтение учителем фрагмента повести «Летят мои кони» (учебник литературы для 7 класса под редакцией Г.С. Меркина, стр.197-199).

  1. Первичная проверка понимания

Объясните, как вы поняли значение образа «город-плот»?

По данному фрагменту можно судить об отношении автора к своей Родине?

Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе «с детства переплелись в его сознании». Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война. Борис Васильев ушел на фронт добровольцем. Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях «В списках не значился» «Завтра была война», в рассказах «Ветеран», «Великолепная шестёрка», «Вы чьё, старичьё?», «Неопалимая купина» и др., которые вы будете читать и обсуждать в старших классах.

Борис Васильев — лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» — «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Как вы думаете, почему так высоко оценен писательский труд Бориса Васильева?

Много ещё мог рассказать о войне, о людях войны – солдатах Победы – этот простой русский человек, сам солдат Великой Отечественной войны. Но совсем недавно, 11 марта 2013 года, в Москве на 89-м году жизни Борис Васильев скончался.

В память о всех не вернувшихся с войны и о всех ветеранах, всех, кто пережил эти годы горя и подвига, прозвучат строки стихотворения, которое написал наш одноклассник.

7.Алексей Оганезов читает собственное стихотворение «Наш верный долг перед Отчизной» (во время чтения идет презентация «Дети войны» — 3 минуты)

НАШ ВЕЧНЫЙ ДОЛГ ПЕРЕД ОТЧИЗНОЙ


Война! Как много в этом слове

Жестокости сокрыто, зла.

Как много судеб изменила,

Как много жизней унесла!

С несчастьем в каждый дом вошла,

Своей жестокою рукою

Все на пути своем смела.

И детства всех детей лишила,

И боль, и страх им всем внушила,

И сбыться не дала мечтам.

А сколько горя пережить

Пришлось несчастным матерям.

Ведь детям всем тогда хотелось

Отчизну, Родину спасать

И только мать осталась ждать

Одна в страданиях и муках.

И день, и ночь она молилась,

И каждый миг она ждала,

Когда свершится это чудо,

Когда закончится война

Когда вернутся ее дети

В родимый дом, к семье, к друзьям,

А сколько их не возвратилось

На горе бедным матерям.

И я прошу, не забывайте,

О тех, кто жизнь свою отдал

За то, чтоб мы сегодня с вами

Под небом мирным проживали

Свои счастливые года.

Пройдут года, пройдут века,

И жить мы можем, где угодно,

Но помнить мы должны всегда,

Что Родина у нас одна,

И верность ей хранить всегда – Наш верный долг перед Отчизной!



Давайте теперь подумаем, какие общие мотивы есть в данном стихотворении и в рассказе «Экспонат №…»

Составьте, пожалуйста, в парах сиквейн на тему «Война». (Учащиеся читают составленное и приклеивают свои ответы на плакат – 3 минуты).


  1. Анализ рассказа «Экспонат №…» (В процессе работы с текстом лучшие ответы учащиеся приклеивают на плакат — 10 минут)

Произведение «Экспонат №…» несёт в себе глубокий смысл. Итак, ребята, перейдем теперь к анализу произведения. В процессе работы с текстом 1 группа записывает черты характера матери, 2 группа – Игорька).Давайте прочитаем начало рассказа до слов «Не вернулся» (выразительное чтение учеником).

С чего начинается рассказ?

Что такое коммуналка?

Почему Анна Федотовна переехала с маленьким Игорьком в коммуналку?

Как жили люди в коммунальных квартирах? Подтвердите примерами из текста. Каким образом через образ коммуналки создается целый образ страны?

Что вы можете сказать о матери? Какой она предстает перед нами?

Что вы можете рассказать об Игоре? Как создает автор образ этого героя?

Выразительное чтение эпизода «Письмо от сына» (читает ученик с.201).

Какие средства выразительности используются автором и с какой целью? (Фразеологизмы, лексические повторы, эпитеты, метафоры) Приведите примеры.

Использованные автором средства выразительности помогают прочувствовать настроение солдата и страшное горе Анны Федотовны.

Что помогло Анне Федотовне и ее соседям выжить в годы войны?
Обратите внимание на то, как автор описывает обычных людей, восхищаясь их терпением и мужеством и вызывая читательскую симпатию.

Зачем Анна Федотовна каждый вечер перечитывала единственное письмо своего погибшего сына? Найдите ответ в тексте (стр. 203)

В стихотворении Юрия Шмидта «Материнская боль» тоже отражена данная тема. Мстиславская Анна прочитает его нам. Слушайте внимательно и сопоставьте с сюжетом рассказа.


Какая общая мысль объединяет эти произведения?
  – Чего ждала мать?

Через какие детали мы можем увидеть отношение автора к женщине?

Как относились к Анне Федотовне ее близкие?

Ключевым моментом рассказа является его финал, он воспринимается тяжело и с огромной обидой за Анну Федотовну.

Кто и что обидело героиню? Что сделали пионеры? Чтение диалога по ролям (с. 219)

Какой смысл вложил автор в название рассказа? Что такое экспонат? Давайте выпишем из словаря определение.

А что такое вторичные материалы? Выпишите определение из словаря.

Таким образом, смысл жизни старушки оказались вторичным материалом, никому не нужным, который остался лежать в ящике школьного музея.

Как бы вы поступили на месте этих ребят?
– Как хорошее дело, организация музея, превратилось в плохое?
– Почему Анна Федотовна умерла?

9. Закрепление. Ребята зачитывают записанные черты характеров Анны Федотовны и Игорька.

Солдатским матерям посвящено много произведений. Давайте одно из них прослушаем. (Включается песня Александра Ермолова «Баллада о солдатской матери» и презентация «Фото солдатских матерей» — 4 минуты).

10. Рефлексия (4 минуты)

Сегодня мы с вами побеседовали и провели исследование. Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали о тех тяжелых временах в истории нашей страны. Бойтесь, ребята, равнодушия, жестокости, безнравственности.

В чем, на ваш взгляд, должна проявляться память о Великой Отечественной войне? (Учащиеся приклеивают на плакат свои ответы). Посмотрите, пожалуйста, как наше письмо ветерану заполнилось вашими ответами! (Учитель читает написанное и сворачивает плакат в треугольник). Вот такое письмо мы с вами подарим ветерану.

Спасибо за урок, молодцы! (Выставление и комментирование оценок).

11. Информация о домашнем задании (2 минуты):

Дома вы познакомитесь с биографией Василия Макаровича Шукшина, прочитаете фрагмент из его статьи «Слово о малой родине» и напишите сочинение-рассуждение по вопросу: «Что общего между творчеством В.М.Шукшина и Б.Л.Васильевым?»



Свежие документы:  Итоговая контрольная работа по роману М. Булгакова «Мастей и Маргарита»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: